Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:46, реферат
Целью моей работы является углубленное изучение таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века, а именно их классификация, применение и эволюция. Задачи:
1. Рассмотреть классификацию таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века.
2. Подробнее изучить каждую пошлину по отдельности.
Проанализировать работу таможенного законодательства в рассматриваемый период.
Введение 3
Классификация таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века 4
Проезжие пошлины 8
Пошлины переходного типа 11
Торговые пошлины 13
Платежи за предпродажное обслуживание 17
Эволюция таможенных платежей в первой половине XVII века 20
Штрафные санкции в таможенном деле 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет экономики и финансов
Специальность таможенное дело и логистика
Реферат
на тему:
«Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII века»
Автор работы:
студентка I курса
очной формы обучения
Сапрыгина В.Г.
Подпись__________________
Работу проверил:
Шумилов М.М.
Оценка ___________________
Подпись__________________
Санкт – Петербург
2013 г.
Оглавление
При изучении во втором семестре предмета «История таможенного дела и таможенной политики», больше всего меня заинтересовала тема «Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII века». Ее я и выбрала в качестве темы для своего реферата. В своей работе я подробнее расскажу о классификации таможенных платежей, об их эволюции и о том, какие штрафные санкции применялись к нарушителям в период с XIII по первую половину XVII века.
Считаю эту тему актуальной, так как нам, будущим таможенникам, особенно важно знать то, как развивалась таможенная служба, какие применялись таможенные платежи и на каких основаниях. Также следовало бы знать ставки этих таможенных пошлин, и конечно те штрафы, которые применялись в рассматриваемый мной период.
Целью моей работы является углубленное изучение таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века, а именно их классификация, применение и эволюция.
Задачи:
С XIII века на Руси появляются новые виды таможенных платежей. В этот период пошлины взимались уже не только с определенного количества, но также в зависимости от стоимости взвешенного товара.1
Конечно, огромное влияние на развитие таможенного дела на Руси оказало монгольское нашествие. Историк Е.Г. Осокин считал, что монголы оказали решительное и насильственное воздействие на таможенную систему и тем самым ускорили процесс распространения таможенных пошлин.2 Однако с ним спорил историк И.Д. Беляев, который утверждал, что влияние монголов на таможенную систему Руси ограничилось лишь введением во второй половине XIII века новой торговой пошлины - тамги, от которой в дальнейшем произошел глагол «тамжить», то есть взимать пошлину - тамгу.3
Поэтому, начиная с XIII века то место на рынке или на ярмарке, на котором взимали пошлину, то есть «тамжили» стали называть таможней. Следовательно те люди, которые выполняли эту работу, становились таможниками или таможенниками.
В XIII – первой половине XVII века система таможенных платежей становится более разветвленной и дифференцированной. Например, в восьми таможенных книгах города Курска было насчитано 15 наименований различных пошлин, которые взимались с участников оптовой товарной и конской торговли в период с 1619 по 1654 года.4 А вот Вяземские таможенники в период с 1649-1654 года взимали с торговцев 19 таможенных пошлин.5 Всего же существовало более 50 различных таможенных пошлин. Главными и наиболее важными из них были тамга, явка, замыт, осмничее и померное. Эти пошлины отличались фискальной направленностью. Вообще, можно сказать, что любая услуга, оказанная торговцу уже с начала XIII века оплачивалась какой-то определенной пошлиной.
Система таможенных сборов и пошлин на Руси была очень сложной, ибо каждый товар, который поступал на продажу, подвергался сразу нескольким сборам, которые нередко взимались независимо друг от друга.6 А иногда, некоторые таможенные сборы взяскивались по нескольку раз, например мостовщина. Также не было единства и в толкованиях таможенных пошлин: одному и тому же названию пошлины могло придаваться и широкое, и узкое значение . Нередко, одним и тем же словом могли называть совершенно разные по своему существу пошлины.7 По словам Д.А. Толстого, запутанность системы таможенного облажения «состояла в излишней дробимости, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую она часто допускала».8 Однако, вся эта система была довольна правомерна, так как пошлины взимались именно с известного товара соразмерно его количеству, потребительским свойствам и стоимости, а также в связи с установленными нормами таможенно-правового регулирования.9 Одним из первых историков, который попытался классифицировать таможенные пошлины XIII – первой половины XVII века, был Д.А. Толстой. Он выделял 3 категории товаров, по образу ведения торговли:
К внутренним пошлинам он относил: тамгу, весчее, осмничее, контарное, подъемное, померное, припуск, пятенное, писчее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, головщину, отвоз, посаженное, поплашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и другие.11 А вот историк И.В. Сергеевич распределял немного некоторые пошлины распределил по-другому. Сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явку относил в разряд фискальных пошлин, а мыт, гостиное, анбарное и тамгу включал в разряд косвенных налогов. Одновременно, он приравнивал тамгу к пуду, весчему, явке, гостиному, порядному и многим другим пошлинам.12
Иной критерий классификации был предложен Ю.А. Гагемейстером, Е.Г. Осокиным и С. Н. Никольским, которые разделили все таможенные пошлины на две категории. К первой категории были отнесены проезжие (проездные) пошлины, взимавшиеся за право перемещения товаров, а ко второй торговые пошлины и сборы, взимавшиеся за различные торговые операции и действия.13 Главное отличие заключалось в том, что проезжие пошлины взимались за право провоза товара с количества возов и лодок, к такому выводу пришел историк В.О. Ключевский. Он также предлагал разделить на два ряда: во-первых, на сборы за право купли-продажи (тамга и смничее) и , во вторых, на сборы за предторговые действия, имевшие целью подготовить товар к продаже.14 Можно сказать, что все разнообразие таможенных пошлин в XIII – первой половине XVII века было сведено к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товаров вне зависимости от его количества и стоимости – это, во-первых, и во-вторых – к торговым пошлинам и сборам (адвалорные и специфические ставки), которые взимались за право совершения торговых операций в зависимости от количества и стоимости товаров.15
А теперь перейдем непосредственно к классификации торговых пошлин и сборов XIII – первой половины XVII века, которая может быть представлена следующим образом:
А теперь перейдем
к подробному изучению каждой пошлины.
Надо сказать, что проезжие пошлины взимались как в денежной форме, там и в натуральной. Это зависело от места, времени, величины, особенностей и количества транспортных средств. Например в XIV веке за провоз ржи в Двинской земле с каждой ладьи мытники брали по пузу (полтора пуда) ржи. И как отмечает историк В.Б. Перхавко – проезжие и таможенные сборы взимались не один раз.16 При начислении пошлины в расчет принималось число досок в днище ладьи и различие стругов с «набоем» и «без набоя». Например, в одних грамотах ставка мыта водяного определялась словами: «с доски два алтына, со струга алтын», а в других таможенных грамотах: «с лодьи с доски по алтыну, а со струга с набои два алтына, а без набои деньга».
В Новгородской таможенной грамоте 1568 года ставка судовой пошлины изменялась в зависимости от типа судна и характера привозного товара. Также существовала «привязная пошлина» - это когда торговцы свой товар продадут, а купят другой товар и положат его в те же судна.
Ставка же мыта сухого обычно составляла деньгу с воза, но затем увеличилась, изменяясь в зависимости от того, откуда приезжал купец. Почти также стало взиматься мыто водяное с конца XV века– с одинаковых по размеру судов в разных местах брали различные судовые пошлины. И если мыто сухое предполагало различие в ставке пошлины с иностранных купцов и русских купцов, то мыто водяное не предполагало такого различия.17
Не платили мыта с порожних транспортных средств. Но иногда стали подвергать мыту и верховых, едущих с товаром. Причем при обратном проезде мыт взимался только с излишне проехавших возов против первоначального их числа.18
Размер составлял несколько денег с торгового человека. И, как правило, эту пошлину взимали с иностранных купцов и иногородних торговцев, но не с местных людей. Величина пошлины определялась расстоянием между постоянным местожительством торговца и местом уплаты. Конечно же, местные купцы тоже должны были заявлять о своем привозном товаре в таможню, но явку, как правило, не платили.
Взималась эта пошлина со всякого продажного товара, а также с денег, предназначенных на его покупку. Размер пошлины составлял 1 деньгу с рубля. Причем сам товар во внимание не брался. Также как и не бралось ни место, откуда товар был привезен, ни маршрут следования товара.
Информация о работе Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII века