Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:24, курсовая работа
Актуальность создания Таможенного союза России с другими государствами, безусловно, сохранилась. Более того, как не покажется парадоксальным, финансово-экономический кризис даёт даже ещё больше оснований для интеграции постсоветского пространства, нежели «свободное плавание» в благоприятные годы. Сейчас во многом есть заинтересованность как стран СНГ в помощи России, так у России появляется шанс хотя бы на экономической основе интегрировать и объединить под своей эгидой страны постсоветского пространства, страны Содружества. Поэтому, в общем и целом, идея Таможенного союза, безусловно, весьма важна. Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Вообще если говорить о таможенном союзе (именно в нашей стране), можно выделить основную задачу. Основной задачей Таможенного союза является упразднение таможенных ограничений во взаимной торговле и принятие единого таможенного регулирования в отношении третьих стран.
Введение
Актуальность создания Таможенного союза России с другими государствами, безусловно, сохранилась. Более того, как не покажется парадоксальным, финансово-экономический кризис даёт даже ещё больше оснований для интеграции постсоветского пространства, нежели «свободное плавание» в благоприятные годы. Сейчас во многом есть заинтересованность как стран СНГ в помощи России, так у России появляется шанс хотя бы на экономической основе интегрировать и объединить под своей эгидой страны постсоветского пространства, страны Содружества. Поэтому, в общем и целом, идея Таможенного союза, безусловно, весьма важна. Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Вообще если говорить о таможенном союзе (именно в нашей стране), можно выделить основную задачу. Основной задачей Таможенного союза является упразднение таможенных ограничений во взаимной торговле и принятие единого таможенного регулирования в отношении третьих стран.
Но прежде чем говорить о
Таможенном союзе России с
другими государствами,
С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Будет также обеспечено взаимное признание разрешительных документов в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также технического регулирования. Тем самым в течение текущего года будут введены в действие основные механизмы функционирования Таможенного союза трех государств ЕврАзЭС. Эти решения не являются неожиданными для специалистов. План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС был утвержден главами государств еще два года назад и с тех пор неукоснительно выполняется.
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в июне 2009 года главы Правительств договорились об этапах и сроках формирования Таможенного союза, в соответствии с которыми формируется единая таможенная территория.
С введением в действие 1 января 2010 года Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании и Соглашения о едином нетарифном регулировании Таможенного союза завершен подготовительный и начался первый этап, который продлится до 1 июля будущего года. С 1 июля с введением в действие единого таможенного кодекса завершится формирование единой таможенной территории и начнется следующий этап, в течение которого будет осуществлена отмена таможенного и других форм пограничного контроля между государствами-участниками Таможенного союза. К 1 июля 2011 года этот процесс будет завершен.
Хотя планы по формированию Таможенного союза не были секретом и работа по их реализации велась совершенно открыто под пристальным вниманием СМИ, для многих запуск механизмов его функционирования с начала текущего года стал неожиданностью. В том числе для ряда наших ведущих торговых партнеров — в Вашингтоне и Брюсселе ответственные за торговую политику лица разразились даже неприличными истериками о невозможности вхождения Таможенного союза в ВТО. Не утихают критические выпады и со стороны сторонников евроатлантической интеграции (точнее, колонизации) России в нашей стране. С целью дискредитации Таможенного союза выдвигаются вздорные утверждения о его несовместимости с присоединением России к ВТО, о мнимых потерях российского бюджета и некоторых отраслей экономики. Продолжающаяся, несмотря на принятые политические решения, дискуссия по данным вопросам требует, повидимому, многократного повторения очевидных аргументов в защиту реализуемых сегодня планов экономической интеграции государств ЕврАзЭС.
В выше сказанном дается разъяснение экономической целесообразности формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, анализируются проблемы его становления, обосновывается стратегия углубления экономической интеграции на постсоветском пространстве.
При написании своей курсовой
работы «Анализ развития
Начнем с очевидных исторических истин. В течение многих столетий государства, формирующие сегодня Таможенный союз, развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом — от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. При этом экономика СССР не была примитивной, по структуре производимой продукции она соответствовала уровню развитых стран, в том числе по показателям доли обрабатывающей промышленности, включая машиностроение и производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Это, разумеется, не означает однородности тогдашнего экономического пространства. Но оно было единым — как с точки зрения правовых норм и функционировавших организационно-хозяйственных форм, так и всех других экономических институтов: цен, стандартов, квалификационных требований, процедур планирования и правил принятия решений. Это единство поддерживалось специализацией и кооперацией производства — ни одна из союзных республик, включая РСФСР, не была самодостаточной — производимая продукция изготавливалась с использованием сырья и комплектующих, поставляемых из других республик.
Целостность и единство экономического пространства СССР опровергает часто высказываемые сомнения об искусственности процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве из-за разного уровня экономического развития государств. Конечно, за два десятилетия, прошедших после распада СССР, экономики бывших союзных республик изрядно деградировали. Но степень деградации была пропорциональна сложности имевшихся производств. Наибольшие потери высокотехнологических производств понесла Российская Федерация, фактически сравнявшись по доле сырья, металлов и энергоносителей в экспорте с Казахстаном. Поэтому если аргумент об однородности и одноуровневости экономик интегрируемых государств имеет какой-то экономический смысл, то следует признать, что по сравнению с советским периодом бывшие союзные республики по этим критериям приблизились к друг другу и, согласно этой логике, стали более интегрируемыми.
На самом деле процессы экономической интеграции объясняются куда более сложными причинами, чем расхожие представления о значении близкого уровня экономического развития. Высокоразвитые в экономическом плане территории развиваются в симбиозе с источниками сырья, энергии и рабочей силы, потоки которых связывают их в единый воспроизводственный цикл с менее развитыми территориями. Достаточно обратиться к экономической географии, чтобы убедиться в том, что единое экономическое пространство любой страны состоит из разных по уровню экономического развития территорий, дополняющих друг друга в соответствии со сложившейся специализацией и кооперацией производства. То же касается любых территориальных экономических образований — от городов до мировых империй.
И наоборот, близкие по уровню экономического развития страны обычно выступают конкурентами по производству одинаковых видов продукции, отгораживаясь друг от друга таможенными барьерами и прибегая к различным защитным мерам. Именно между близкими по уровню развития странами то и дело вспыхивают торговые войны, которых никогда не бывает между производителями готовой продукции и поставщиками сырья.
Сказанное выше не означает, что близость стран по уровню развития является препятствием к их интеграции. Это означало бы падение в другую крайность. Современный экономический рост характеризуется глобальной специализацией и кооперацией производства. Нарастающая в условиях глобализации конкуренция принуждает развитые страны к интеграции в целях минимизации издержек, увеличения масштабов производства и расширения научно-технологической базы.
Изложенные выше доводы доказывают лишь то, что попытки объяснения процессов экономической интеграции фактором уровня экономического развития являются слишком поверхностными и неадекватными сложной гамме движущих их сил. То же касается часто используемых так называемых гравитационных моделей экономического взаимодействия государств. Не масштаб, и не уровень экономического развития государств определяет степень их интеграции, а исторически сложившаяся специализация и кооперация производства в рамках общих воспроизводственных контуров.
Государства ЕврАзЭС, объединяющиеся в Таможенный союз, связаны веками сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга и фактически объединены множеством единых воспроизводственных контуров. Достаточно сказать, что в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие и материалы из России.
Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл — от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные и предприятия и лишило их возможностей сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии. Выжить удалось в основном примитивным видам деятельности, не обремененным сложными кооперационными связями.
По различным оценкам из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем научнопроизводственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций. Сегодня, когда Россия и другие государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.
Важность сохранения единого экономического
пространства всегда осознавалась хозяйственниками
и руководителями постсоветских государств.
Распад СССР сопровождался попыткой одновременного
создания экономического союза, договор
о формировании которого остался нереализованным
из-за набравших силу центробежных тенденций
радикального национализма. Вместе с тем
удалось избежать введения импортных
пошлин и подписать соглашения о свободной
торговле между всеми государствами СНГ
на двусторонней основе. Дальнейшая интеграция
была заблокирована начавшимися процессами
приватизации собственности и перераспределением
сырьевых ресурсов на экспорт. Деградация
и примитивизация экономик бывших союзных
республик не способствовала углублению
интеграции. Разрыв кооперационных связей
и гибель целых отраслей высокотехнологической
промышленности снизил интеграционные
мотивы, а развернувшаяся между государствами
СНГ конкуренция на сырьевых рынках усилила
центробежные тенденции. В этом же направлении
действовали возникшие сырьевые и инфраструктурные
монополии, навязывавшие протекционистскую
политику в своих интересах.
2.1. Этапы развития Таможенного союза России с другими государствами
Сегодняшняя активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС является частью политики экономического развития, ориентированной на выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства. За два последних года в этом направлении проделана колоссальная работа, создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС. Его формирование является фундаментом для построения Единого экономического пространства (ЕЭП), которое планируется завершить к началу 2012 года.
Впечатляющая скорость формирования Таможенного союза в последние годы после длительного периода пробуксовки интеграционных процессов объясняется насущной необходимостью повышения устойчивости и эффективности экономики государств-членов в условиях глобального кризиса.