Таможенные союзы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность создания Таможенного союза России с другими государствами, безусловно, сохранилась. Более того, как не покажется парадоксальным, финансово-экономический кризис даёт даже ещё больше оснований для интеграции постсоветского пространства, нежели «свободное плавание» в благоприятные годы. Сейчас во многом есть заинтересованность как стран СНГ в помощи России, так у России появляется шанс хотя бы на экономической основе интегрировать и объединить под своей эгидой страны постсоветского пространства, страны Содружества. Поэтому, в общем и целом, идея Таможенного союза, безусловно, весьма важна. Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Вообще если говорить о таможенном союзе (именно в нашей стране), можно выделить основную задачу. Основной задачей Таможенного союза является упразднение таможенных ограничений во взаимной торговле и принятие единого таможенного регулирования в отношении третьих стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Объективность анализа требует указать не только выгоды, но и проблемы, с которыми столкнутся предприятия и государства-члены Таможенного союза. Очевидно, что вместе с формированием общего рынка трех государств в некоторых отраслях возрастет конкуренция. Прежде всего, это касается химико-металлургического, агропромышленного и, в меньшей степени, строительного комплекса, а также торговли. Предприятия этих отраслей имеются во всех трех государствах.

     Вместе с тем, большинство металлургических предприятий имеет значительную «подушку безопасности» в виде завышенных цен на свою продукцию, злоупотребляя доминирующим положением на своих национальных рынках. По многим позициям металлургической и химической продукции внутренние цены часто превышают мировые. В агропромышленном комплексе во всех трех государствах основная конкуренция разворачивается с импортом продукции из третьих стран, которая доминирует на рынках крупных городов. В строительстве с созданием Таможенного союза возрастет конкуренция на рынке стройматериалов, важнейшие ниши которого монополизированы крупными кампаниями, систематически и существенно завышающими цены на свою продукцию. Во внешней торговле в течение достаточно длительного переходного периода сохранится принцип национального резидентства, что будет препятствовать свободному обращению импортируемых между национальными территориями.

     Таким образом, повышение конкуренции на внутреннем рынке Таможенного союза для подавляющего большинства отраслей будет несущественным. А в тех отраслях, где это все же произойдет, общий экономический эффект будет положительным, так как будет способствовать снижению монополизации рынков и приближению к равновесным ценам.

     Критики Таможенного союза иногда указывают на возможные потери бюджетных доходов вследствие его создания. Для того чтобы проверить справедливость этого аргумента необходимо составить прогноз поступлений от таможенных пошлин. Согласно имеющимся договоренностям, все поступления от взимания импортных пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию вне зависимости от страны назначения товара. Экспортные пошлины — по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.

     Таким образом, доходы российского бюджета могут уменьшиться, во-первых, вследствие отмены экспортных пошлин на нефть и ряд других товаров, поставляемых в рамках Таможенного союза, главным образом, в Белоруссию. Во-вторых, вследствие небольшого снижения ставок импортного тарифа, которое произошло в результате согласования единого таможенного тарифа Таможенного союза. В-третьих, возможно снижение доходов по НДС в случае перераспределения импортных потоков на единую таможенную территорию через Казахстан, в котором ставка налога на добавленную стоимость в полтора раза ниже, чем в России.

     Вместе с тем, в отношении перераспределения импортных потоков следует иметь в виду, что во взаимной торговле сохраняется взимание НДС согласно национальным законодательствам. Это означает, что товар, импортированный, к примеру, из третьей страны в Казахстан и ввозимый затем в Россию, вновь подвергнется налогообложению по НДС, что делает эту операцию бессмысленной. Хотя он при этом может получить освобождение от НДС, уплаченного в Казахстане, ничего кроме дополнительных издержек по сравнению с прямым импортом в Россию эта операция не принесет.

     Подводя итог последствий создания Таможенного союза для бюджетных доходов, подсчитаем, что краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам будет с лихвой компенсирована уже в ближайшие два года за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря росту экономической активности вследствие углубления интеграции. Впрочем, теоретические выкладки могут быть существенно скорректированы практикой правоприменения норм Таможенного союза. Вопросы администрирования единой таможен таможенной территории действительно относятся к наиболее сложным.  

2.3. Администрирование  единой таможенной  территории 

     Впервые в постсоветской практике государственного управления создан наднациональный орган, которому государства-члены Таможенного союза делегировали свои суверенные функции в части проведения внешнеторговой политики.

     Правовую основу регулирования внешней торговли на единой таможенной территории трех государств составляют 31 международный договор, из которых 14 вступили в силу.

     Согласно этим  договорам КТС переданы следующие функции:

  • ведение единого таможенного тарифа и единой TH ВЭД ТС;
  • ведение вопросов предоставления тарифных квот и порядка их распределения;
  • формирование и ведение единой системы тарифных преференций и применения тарифных льгот;
  • ведение применения единых мер нетарифного регулирования;
  • формирование и ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
  • ведение статистики внешней торговли Таможенного союза.

     Фундаментальной правовой основой функционирования единой таможенной территории является Таможенный кодекс Таможенного союза, подписанный 27 ноября 2009 г.в Минске в целях введения его в действие 1 июля текущего года.

     Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).

     Законодательство Таможенного союза формировалось исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами всемирных торговой и таможенной организаций. Разработчики стремились к тому, чтобы нормы таможенного регулирования были прозрачны и однозначны, исключали произвольное толкование, носили характер прямого действия, соответствовали лучшим мировым стандартам, были удобны как для участников хозяйственной деятельности, так и органов государственного управления. Они предусматривают применение современных таможенных технологий, включая предварительное информирование, электронное декларирование, применение систем управления рисками и пр.

     Вместе с тем добротная правовая основа — это необходимое, но еще не достаточное условие эффективного регулирования единой таможенной территории. Для этого важно еще выстроить качественную систему таможенного и других форм государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, которые должны осуществляться единообразно соответствующими государственными органами трех государств. Для этого создается интегрированная система внешней и взаимной торговли. Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств — членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

    Важным элементом управления Таможенным союзом является система сбора и обработки статистических данных о внешней и взаимной торговле. Комиссией одобрена единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, которая определяет порядок формирования, ведения и распространения официальной статистики внешней торговли государств — членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами — членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации.

     Для сбора, обработки и передачи этих данных определены полномочные органы сторон. В части внешней торговли — это таможенные службы государств-членов Таможенного союза, в части взаимной торговли — органы статистики. В последнем случае возникают определенные трудности в обеспечении достоверности данных. Поскольку с введением в силу 1 июля 2010 года отменяется таможенное оформление на внутренних границах Таможенного союза, исчезает первичный источник статистических данных — таможенная декларация. Единственным возможным заменителем является декларация по уплате НДС, которую обязаны заполнять импортеры. Для ее использования в статистических целях были введены дополнительные поля, призванные обеспечить сопоставимость данных взаимной торговли с таможенной статистикой.  

2.4. Перспективы расширения  Таможенного союза 

     В соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года присоединяющееся к Таможенному союзу государство должно выразить согласие на обязательность для него всех международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза.

     В марте 2009 года Президент Кыргызской Республики К.С. Бакиев обратился к Председателю Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко с просьбой о рассмотрении вопросов об участии Кыргызстана в работе по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза и создании Рабочей группы с целью анализа всех возможных вариантов участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе.

     Рабочей группой разработан проект Плана мероприятий Рабочей группы по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и проект Положения о порядке присоединения государств — членов Евразийского экономического сообщества к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которые рассматриваются Сторонами.

     Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмон по итогам Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года в г. Минске также заявил, что «Республика Таджикистан готова и впредь активно способствовать интеграционным процессам и осуществлению практических шагов по неуклонному и поэтапному превращению ЕврАзЭС в устойчивую региональную зону экономического роста, продвижению совместной работы, направленной на развитие национальных экономик стран сообщества с меньшими рисками и издержками.

      Основываясь на достигнутых результатах работы, главы государств, формирующих Таможенный союз, приняли Решение от 27 ноября 2009 года №24 о завершении создания единой таможенной территории Таможенного союза к 1 июля 2010 года. На неформальном саммите 19 декабря 2009 года в Алматы они сделали заявление о формировании Таможенного союза в составе трех государств, который начнет функционировать с 1 января 2010 года и подчеркнули: «Таможенный союз будет содействовать росту взаимной торговли, повышению конкурентоспособности нашей продукции, откроет новые перспективы для инвестиций. Формирование нашего союза будет стимулировать углубление сотрудничества в ЕврАзЭС — динамичной структуре экономической интеграции на постсоветском пространстве, а также способствовать активизации взаимовыгодного взаимодействия в Содружестве Независимых Государств».

     К сожалению, в интеграционных процессах не участвует Украина, которая была одним из инициаторов формирования Единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном, но затем, после известных политических событий, вышла из этого процесса, сочтя его противоречащим выбранному украинским руководством курсу на евроинтеграцию. Разрушительный эффект этого шага в полной мере проявился в ходе нынешнего кризиса, который для украинской экономики оказался катастрофическим. Если белорусская экономика, отличающаяся по своим свойствам от украинской в основном худшими климатическими условиями, сумела ограничить спад несколькими процентами, то на Украине он оказался самым большим в СНГ и составил более 20%, а ряд отраслей обрабатывающей промышленности просто прекратили работу. Очевидно, одной из важнейших причин катастрофического падения производства на Украине стал ее выход из интеграционных процессов в СНГ и ЕврАзЭС.

     Российскую и украинскую экономику отличает очень высокая взаимодополняемость, мы вместе производим значительную часть товаров с высокой добавленной стоимостью. Расчеты по межотраслевому балансу показывают, что в случае, если бы Украина стала участником Таможенного союза как составной части единого экономического пространства с Россией, то темпы экономического роста на Украине увеличились бы в два раза. Для России темпы экономического роста в результате формирования единого экономического пространства с Белоруссией, Казахстаном и Украиной увеличиваются, согласно расчетам, в полтора раза.

     Замечу, что в цене украинских машиностроительных изделий доля российской комплектации составляет от 30 до 80%, и следовательно, экономический рост на Украине оказывает мощный положительный эффект и на рост российской экономики. Если говорить об абсолютных цифрах, то, по нашим оценкам, общий прирост валового внутреннего продукта Украины в расчете на 2015-й год за счет интеграции мог бы составить 17%, то есть Украина будет иметь ВВП на 17% больше, чем, находясь вне Таможенного союза, при сохранении нынешних отношений. Если говорить в долларовом выражении, то положительный эффект для Украины оценивается в сумме примерно 60 млрд. долларов в год к 2015-му году.

Информация о работе Таможенные союзы России