Таможенный контроль: общие положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:12, научная работа

Краткое описание

При исследовании данной темы были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть сущность понятия « таможенный контроль», изложить общие и дополнительные положения;
изучить правила осуществления таможенного контроля;
определить основные операции таможенного контроля;
выявить случаи задержания товаров при осуществлении таможенного контроля.
При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, специальная литература.

Содержание

Введение
Понятие и основанные положения таможенного контроля
Правила осуществления таможенного контроля
Операции таможенного контроля и порядок их проведения
Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
Задержание товаров и документов при осуществлении таможенного контроля
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

научка1.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

 

на тему: Таможенный контроль: общие положения

 

 

 

 

 

 

Выполнили:                                                                   Студентки ФП

                                                                                        4 курс, группа ХП-1

                                                                     Д.П. Бакановская

                                                                                                  В.В. Кононец

                          

 

 

         Проверил:                                                                       О.А. Безлюдов

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

          Введение

  1. Понятие и основанные положения таможенного контроля
  2. Правила осуществления таможенного контроля
  3. Операции таможенного контроля и порядок их проведения
  4. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
  5. Задержание товаров и документов при осуществлении таможенного контроля

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Как самостоятельная  отрасль права таможенное право  в Республике Беларусь (далее – РБ) появилось в 80-е годы прошлого столетия. И наша страна заинтересована в дальнейшем развитии таможенного права, т.к. предмет таможенного права представляет собой сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой государства: отношения по поводу порядка и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ; взимания таможенных платежей; таможенное оформление; таможенный контроль и др. Развитие таможенного права является необходимым для защиты таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизации экономических связей республики с мировым сообществом, защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

Новый ТК в Республике Беларусь вступил в силу 4 января 2007г. В качестве принципиального отличия нового ТК РБ отметим тот факт, что разработчики постарались сделать новый Кодекс законом прямого действия за счет более подробного изложения отдельных его норм, а также за счет включения в него предписаний и постановлений Правительства и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Это позволит сократить количество подзаконных актов, принимаемых в развитие положений Кодекса.

Таможенные органы РБ осуществляют ряд мер в целях  обеспечения соблюдения законодательства т.е. осуществляют таможенный контроль. Заметим, роль данной меры настолько широка и актуальна, что в Таможенном кодексе Республики Беларусь (далее ТК РБ) она выделена в отдельный раздел и с целью реализации данного контроля принят ряд нормативно-правовых актов.  Выделяя особую актуальность и глобальный характер проблемы таможенного контроля, подчеркнем, что в ст. 2 ТК РБ при определении таможенного дела в числе его основных элементов и составных частей косвенно указан таможенный контроль. Исследованием этого понятия мы подчеркиваем его особую, специфическую функциональную предназначенность в организации и реализации целей, задач и содержания таможенного дела. Для нашего же государства чрезвычайно важным является создание прочной и эффективной правовой базы осуществления таможенного контроля.

При исследовании данной темы были поставлены и решены следующие  задачи:

    1. раскрыть сущность понятия  « таможенный контроль», изложить общие и дополнительные  положения;
    2. изучить правила осуществления таможенного контроля;
    3. определить основные операции таможенного контроля;
    4. выявить случаи задержания товаров при осуществлении таможенного контроля.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, специальная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

 

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными  органами  в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РБ.

Таможенный контроль осуществляется исключительно таможенными  органами. Проводят таможенный контроль специально уполномоченные должностные лица.

К таможенному контролю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля.

Принципы таможенного  контроля (ст.276 ТК РБ):

    • целевая направленность таможенного контроля;
    • выборочность отдельных операций;
    • выборочность объектов контроля.

В соответствии же со ст.358 Таможенным Кодексом Российской Федерации принципы проведения таможенного контроля:

  1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (далее РФ).
  2. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Система управления рисками  основывается на эффективном использовании  ресурсов таможенных органов для  предотвращения нарушений таможенного  законодательства РФ:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов  в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность  отечественных товаропроизводителей;

затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение  соблюдения которых возложено на таможенные органы.

  1. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.
  2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
  3. В целях совершенствования таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.
  4. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).
  5. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ.

Принцип выборочности означает, что нет необходимости проводить  контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Однако избрание формы  таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов. [13, c. 67]

Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной Конвенции  по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция), согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Согласно Конвенции  при выборе формы таможенного  контроля используется система управления рисками, а также применяется метод анализа рисков для определения товаров и лиц, подлежащих поверке, и степени такой проверки. [6]

Одна из основных новаций  системы таможенного контроля, содержащихся в новом ТК РБ, заключается в использовании системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля.

При определении целей, выборе операций и объектов таможенного  контроля используется система управления рисками. Под риском понимается оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства.

Система управления рисками применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства и заключается в определении товаров, документов и лиц, в отношении которых подлежат применению операции таможенного контроля.

Принципы управления рисками, под  которыми, согласно Конвенции, понимается базисный принцип современных методов  таможенного контроля, позволяют  быстрее и качественнее проводить  таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля.

Стратегия и тактика  системы управления рисками определяются Президентом Республики Беларусь или  Правительством Республики Беларусь, а методика — Государственным Таможенным Комитетом Республики Беларусь (далее ГТК РБ).

Такая система позволяет  максимально эффективно использовать ресурсы таможенных органов при  определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

 

 Еще одно весьма существенное изменение ТК РБ коснулось сроков проведения операций таможенного контроля. В соответствии с ранее действовавшим ТК РБ, проверка таможенной декларации, документов и досмотр товаров и транспортных средств должны были осуществляться таможенным органом не позднее 10 дней с момента принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для  таможенных целей документов и сведений. [16, c. 14-15]

В ныне действующем кодексе  проверка документов и сведений, представленных в таможенный орган, а также таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров должны  быть завершены, как правило, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного контроля, если таможенным законодательством не установлены более короткие сроки для проведения указанных форм таможенного контроля.

Установленный срок может  быть продлен таможенным органом, но не более десяти рабочих дней со дня начала таможенного контроля. В исключительных случаях ГТК РБ может продлить срок, но не более чем на тридцать рабочих дней. Товары, в отношении которых продлен срок проведения операций таможенного контроля, подлежат задержанию.

Как и прежний ТК РБ, новый кодекс содержит положения, касающиеся проведения операций таможенного контроля после снятия товаров с таможенного контроля. Однако новый ТК РБ предусматривает возможность проведения таких операций в течении трех лет со дня снятия товаров с таможенного контроля, в то время как прежний ТК РБ устанавливал, что таможенный контроль может проводиться в любое время, вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств, при наличии достаточных оснований полагать, что законодательство нарушено.

Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их ввозе на таможенную территорию и до момента:

  • помещения под таможенный режим свободного обращения;
  • конфискации или обращения в государственную собственность в соответствии с законодательством;
  • вывоза с таможенной территории;
  • обращения взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в счет исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей;
  • утраты вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения на таможенной территории либо за ее пределами;
  • наступления иных обстоятельств, допускающих снятие таких  товаров с таможенного контроля.

Отечественные товары, вывозимые  с таможенной территории, считаются  находящимися под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации или иных документов для помещения  под таможенный режим и (или) под таможенную процедуру. Порядок снятия товаров с таможенного контроля устанавливается ГТК РБ.

Информация о работе Таможенный контроль: общие положения