Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании публично-правовых отношений, возникающих в рамках перемещения товаров и транспортных средств через Таможенную границу Таможенного союза.
В связи с этим требуется разрешение следующих задач:
- исследование публично-правовых отношений возникающих из таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещенных физическими лицами и их правовой режим, а также проанализировать специфику правоотношений, возникающих из таможенного контроля товаров и транспортных средств в современных условиях;
- анализ особенностей таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещенных физическими лицами в общем и выяснить все тонкости правоотношений сторон при этом возникающих, а также провести анализ законодательства в области таможенного контроля товаров и транспортных средств в современных условиях;
Введение…………………………………………………………………….3
1. Административно-правовой механизм таможенного контроля…………………………………………………………………….6
1.1. Классификация видов таможенного контроля………………………6
1.2. Порядок проведения таможенного контроля по
Таможенному кодексу Таможенного союза……………………………..10
2. Порядок осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров……………………………………………………………13
2.1. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля
товаров, ввозимых на таможенную территорию России………………...13
2.2. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля
товаров, вывозимых с таможенной территории России…………………19
3. Проблемные вопросы таможенного контроля товаров и
транспортных средств ……………………………………………..............29
3.1. Проблемные вопросы таможенного контроля товаров и
транспортных средств происхождения третьих стран,
перемещающихся по единой таможенной территории
Таможенного союза при наличии временных изъятий из Единого таможенного тарифа……………………………………………………….29
3.2. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля
автотранспортных средств, перемещаемых через
границы Таможенного Союза……………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы……………………...35
│
│
│
│
│
└─────────────────────────────
Рисунок 1. Критерии классификации видов
таможенного контроля
В зависимости от субъектов, подпадающих под таможенный контроль, можно выделить: таможенный контроль физических лиц (личный досмотр), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля и пр.). Так, в соответствии со ст. 117 ТК ТС исключительной формой таможенного контроля, применяемой в отношении физических лиц, является личный досмотр, который может быть проведен при наличии соответствующих оснований и в порядке, установленном таможенным законодательством. Однако следует согласиться с О. Анганзоровым, который отмечает вероятность возникновения трудностей в практике применения процедуры личного досмотра, поскольку нет юридической формулировки понятия данного вида таможенного контроля5. Помимо этого, в Таможенном кодексе ТС нет четкого определения порядка проведения личного досмотра (в частности, не указаны пределы досмотра для обнаружения скрытых в одежде, на теле досматриваемого лица товаров, не предусмотрено проведение принудительного личного досмотра в случае отказа досматриваемого лица от досмотра и т.п.), а имеется лишь отсылочная норма о форме акта проведения личного досмотра6.
В зависимости от характера осуществления: документальный и фактический таможенный контроль.
Согласно Приказу ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 13567 под документальным таможенным контролем понимается проверка документов и сведений, а под фактическим - таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
С точки зрения осуществления таможенных процедур и структуры таможенного процесса можно выделить:
- таможенный контроль,
связанный с осуществлением
- таможенный контроль,
связанный с помещением
Многие из вышеперечисленных видов контроля представляют поэтапный, сложный комплекс контрольных действий, выходящий за рамки таможенного оформления товаров и транспортных средств. В связи с этим осуществление данных видов контроля регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами ФТС России8. Подобное можно отметить и в отношении помещения товаров под различные таможенные процедуры9.
Таким образом, выделение критериев, в соответствии с которыми проведена классификация видов таможенного контроля, позволяет устранить ошибки в практике применения норм таможенного законодательства и деятельности околотаможенной инфраструктуры, а также добиться единообразного понимания и применения таможенных правил.
1.2. Порядок проведения таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза
ТК ТС содержит значительное количество нововведений и изменений. Помимо изменений в аппарате понятийном, Кодекс предусматривает новое принципиально регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных процессов таможенных изменяются их смысловое наполнение и правовая природа, что перестройки потребует организации деятельности органов таможенных Российской Федерации10.
Перемены ожидают и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль. ТК ТС практически воспроизводит определение таможенного контроля, содержащееся в ТК РФ , корректирует его действия под условия Таможенного союза. Статья 4 ТК ТС закрепляет, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Решением Межгосударственного Совета экономического Евразийского сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17 утвержден План мероприятий по введению в действие ТК ТС, которым определяется перечень международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, которые необходимо разработать и принять для реализации положений ТК ТС.
Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;
деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в отдельных рамках таможенных процедур;
таможенной декларации, сведений и документов о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
лиц, пересекающих таможенную границу.
Как и прежде, проведение таможенного контроля отнесено к компетенции исключительно таможенных органов. Вместе с тем ст. 103 ТК ТС определяет особенности проведения таможенного контроля на таможенной границе .
Статья 110 ТК ТС закрепляет формы таможенного контроля. В нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля, предусматриваемых ТК РФ: устный опрос; проверка документов и сведений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; получение объяснений; таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий.
К числу принципиально новой формы таможенного контроля можно отнести только учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Согласно ст. 120 ТК ТС таможенные органы учет ведут товаров , находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций , в том числе с использованием информационных технологий и систем. Формы и порядок учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Подводя общий итог регулирования правового таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза, хочется отметить, что в нем заложены действенные и эффективные меры, направленные на обеспечение соблюдения как таможенного национального законодательства, так и таможенного законодательства Таможенного союза. Вместе с тем, для реализации положений ТК ТС ,предстоит большая работа по принятию ряда решений Комиссии Таможенного союза, международных соглашений, а также по приведению российского законодательства в соответствии с нормами ТК ТС.
2. Порядок осуществления
таможенного оформления и
2.1. Особенности таможенного оформления
и таможенного контроля
товаров, ввозимых на таможенную территорию России
В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"11 таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.
В соответствии со ст.1 Таможенного кодекса Таможенного союза – далее ТК ТС, таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
При ввозе товаров предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с их прибытием на ТТ ТС, помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
В соответствии с п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС.
Прибытие товаров на ТТ ТС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах (п. 1 ст. 156 ТК ТС).
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается законодательством государств - членов ТС (п. 1 ст. 158 ТК ТС).
В местах прибытия могут совершаться следующие таможенные операции (ст. 160 ТК ТС):
- разгрузка и перегрузка
(перевалка) товаров, а также
замена транспортного средства,
доставившего товар на ТТ ТС,
на другое транспортное
- операции, связанные с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 3). Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить их в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (п. 4 ст. 160 ТК ТС)).
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, а завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. п. 1, 3 ст. 174 ТК ТС).
Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в электронной форме (п. п. 2, 4 ст. 176 ТК ТС).
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п. п. 2, 3 ст. 179 ТК ТС).
ТК ТС предусматривает две формы декларирования - письменную и электронную.
Виды таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
В целях таможенного
регулирования в отношении
По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (п. п. 1, 2 ст. 203 ТК ТС).
Информация о работе Таможенный контроль. Основные формы, принципы и задачи его проведения