Таможенный контроль как составляющая таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Цели выполнения данной курсовой работы – это рассмотрение таможенного контроля как составляющей таможенного дела. В связи с поставленными целями были обозначены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы представления о таможенном контроле, в том числе раскрыть понятие и сущность таможенного контроля, правовой статус органов таможенного контроля.
2. Раскрыть формы таможенного контроля, а именно: проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенный досмотр, учёт товаров и транспортных средств, устный опрос должностных и физических лиц, проверка системы учёта и отчётности, осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов и иные формы таможенного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ…………….…………………………….…….…5
1.1. Понятие и сущность таможенного контроля.……………………….…....5
1.2. Правовой статус органов таможенного контроля……………………......8
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………………………12
2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей……………………………………………………………………………...12
2.2. Таможенный досмотр………………………………………………….….15
2.3. Учёт товаров и транспортных средств…………………………………..24
2.4. Устный опрос должностных и физических лиц………………………...25
2.5. Проверка системы учёта и отчётности…………………………………..25
2.6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов…………………………………………………………….26
2.7. Иные формы таможенного контроля…………………………………….28
ГЛАВА 3. ДОКУМЕНТЫ И СВЕДЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………...30
3.1. Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций….……30
3.2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях…………………...33
3.3. Сертификат и иные разрешительные документы государственных органов……………………………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……41
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный контроль как составляющая таможенного дела.rtf

— 408.86 Кб (Скачать файл)

В грузовой  таможенной  декларации,  документе контроля за доставкой товаров, письменном заявлении, судовых документах, товаротранспортных, транспортных, в  документах  специальной  формы,  должны быть такие сведения,  как страна отправления,  либо страна назначения,  наименование и адрес российского отправителя, либо получателя товаров, сведения о перевозчике, при необходимости его адрес,  сведения о транспортном средстве  (название  морского  или  речного судна, номер рейса и торговый номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожно-транспортного средства,  номера  транспортных документов,  наименование,  количество  мест и вес,  брутто или нетто, товаров, стоимость товаров, средства идентификации).

В некоторых документах,  таких как грузовая таможенная декларация, указываются расчёты и суммы по таможенным платежам,  указываются сведения о товарах  или транспортном средстве,  подлежащим сертификации,  также в них указывается дата отправления и составления документов,  если  это  необходимо, то указываются гарантии банка,  а также и другие сведения. В письменных обязательствах должны содержаться сведения о наименовании организации или учреждения, количестве  и  стоимости  оборудования,  дате ввоза или вывоза,  подписи должностных лиц и печати  организаций.  В  письменных  заявлениях  необходимы сведения о количестве, весе, марке, стоимости материалов или товаров, наименовании организации или учреждения,  отправляющего товар,  дата подачи заявки и срок её окончания,  подписи должностных лиц и печати.  В документах,  которые подаются таможенному органу  физическими  лицами,  перемещающих  товары  и транспортные средства,  не  предназначенные  для  производственной  или  иной коммерческой деятельности,  должны быть сведения, которые позволили бы определить, что  эти  товары  и транспортные средства не предназначены для производственной или коммерческой деятельности.  Также указываются все сведения, о лице, не являющимся индивидуальным предпринимателем,  или являющимся переселенцем или беженцем,  такие как:  где проживает,  его адрес, сведения о количестве, стоимости товаров.  Если перемещается транспортное средство, то указываются все сведения о транспортном средстве, если есть льготы, указываются основания их применения.

При пересечении таможенной границы Российской  Федерации  физических лиц, в декларации Т-6 указываются сведения:

  • фамилия, имя, отчество лица;
  • цель поездки;
  • гражданство;
  • количество багажа и ручной клади;
  • количество валюты, драгоценностей;
  • товары, временно ввозимые или вывозимые;
  • товары, запрещённые к ввозу и вывозу.

 

3.3. Сертификат и иные разрешительные документы государственных органов

Дополнительные условия установлены и для товаров, подлежащих обязательной сертификации.  Перечень ввозимых на  таможенную  территорию  России товаров, подлежащих  обязательной  сертификации,  утверждается Госстандартом РФ. Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, является сертификат (см.  приложение №8), выданный по правилам системы сертификации и составленный на  русском  языке.  Сертификат  может  являться также свидетельством  о  признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории Российской Федерации.

При отсутствии сертификата,  товары, подлежащие обязательной сертификации, не могут быть выпущены за пределы Российской  Федерации  и  должны быть помещены на склад временного хранения.

При выпуске с территории  России  товаров,  подлежащих  обязательной сертификации, представление  в  таможенные органы Российской Федерации сертификатов необходимо, если они попадают под определённые режимы.

При проведении таможенного контроля товаров,  подлежащих обязательной сертификации,  декларант обязан,  наряду с другими документами, предоставить в таможенный орган сертификат по установленной форме.  При таможенном контроле используется заверенная копия сертификата, которая должна быть изготовлена способом,  воспроизводящим  его форму и содержание.  Копия может быть заверена нотариусом,  либо органом,  выдавшим сертификат,  либо  консульским учреждением Российской Федерации.

Нотариус заверяет  сертификат  путём  совершения  удостоверительной надписи. Копии   сертификатов   соответствия,  используемые  при  таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию  России  товаров,  подлежащих обязательной сертификации,  могут  быть заверены нотариусом Российской Федерации. Допускается использование  при  оформлении  копии  сертификатов  соответствия заверенных  нотариусом иных государств.  Такими государствами являются республика Армения,  республика Беларусь,  республика Казахстан, Украина, республика Узбекистан, республика Таджикистан, Туркменистан, а также страны, с которыми Россия имеет двусторонние договоры о правовой  помощи.  Орган,  выдавший сертификат, заверяет его путём проставления подлинной подписи руководителя этого органа, либо лица, его замещающего, с её расшифровкой и подлинной печатью.

При проведении таможенного контроля должностными лицами таможенного органа РФ проводится проверка сведений,  содержащихся в сертификате.  Он проверяется на наличие подписи и печати  на  документе,  которые  сверяются  с имеющимися образцами,  проверяются  полномочия органа на выдачу сертификата (сравниваются с имеющейся информацией обо  всех  центрах  по  стандартизации России), проверяется соответствие ввозимых товаров по сертификату,  количество товаров, указанных в сертификате и заявленных в грузовой таможенной  декларации, срок  действия  сертификатов  - он должен быть действительным на момент выпуска товара, а также иных сведений, необходимых для таможенного контроля. При наличии  достаточных  оснований  таможенный  орган может потребовать от декларанта подтверждения факта выдачи  сертификата  на  товар,  ввозимый  на территорию России.

В отношении определённого  вида  товаров,  предусмотрено  проведение, наряду с таможенными,  других видов контроля,  таких как ветеринарный,  санитарный и иные.

Таможенный контроль  таких  товаров  проводится  с представлением в таможенный орган документа, выданного уполномоченным государственным органом, с разрешением на перемещение товаров через таможенную границу.  Так, ветеринарное свидетельство выдаётся на товары животного происхождения и живых животных пограничным  контрольным  ветеринарным  пунктом,  кроме  того,  на местные продукты необходимо предоставить  заключение  Департамента  санэпидемнадзора. Эти требования выполняются на ввоз товаров. Если происходит вывоз таких товаров, то необходим ветеринарный сертификат.

Разрешительные документы  на  право перемещения культурных ценностей оформляется в форме свидетельства (см.  приложение №9). Таможенный контроль проводится на основании Закона РФ №4806-1 от 15.04.93 г. “О ввозе и вывозе культурных ценностей”1 ,  Таможенного кодекса РФ,  приказов государственного таможенного комитета.

На основании этих документов заранее проводится экспертиза и оформление свидетельств  на  право  вывоза  из  РФ  следующих  категорий предметов:

  • предметы антиквариата;
  • произведения современного искусства;
  • филателистические материалы;
  • предметы, связанные с историей науки и техники;
  • предметы автомототехники;
  • предметы космонавтики и авиации;
  • печатные издания;
  • все виды оружия;
  • архивные материалы;
  • предметы различных религиозных видов;
  • музейные экспонаты;
  • театральный реквизит;
  • музыкальные инструменты, то есть предметы, относящиеся к историческим, художественным и археологическим ценностям.

Экспертиза и оформление свидетельств производится  в  территориальных управлениях Министерства культуры РФ.Свидетельство должно  иметь печать Министерства культуры РФ и подписано уполномоченными и должностными лицами. Списки лиц  и  копии подписей и печатей имеются на всех пограничных таможенных постах.

Наряду с документами, рассмотренными нами ранее, законодательством предусмотрены специальные документы при  экспортно-импортных  операциях,  в отношении продукции военного и двойного назначения, наркотических, психотропных и озоноразрушающих веществ и изделий на их основе и другое.  Устанавливается особый  порядок перемещения таких товаров через таможенную границу Российской Федерации. Этот порядок перемещения устанавливается в целях защиты национальных интересов  и  обеспечения безопасности РФ,  выполнения международных обязательств,  в которых участвует Россия, и выражается в ведении соответствующих мер государственного регулирования,  установления количественных ограничений на ввоз и вывоз данной продукции,  подготовке и выдаче заключений компетентных органов о возможности ввоза и вывоза товаров, лицензировании.

Эти вопросы регулируются указами Президента России и постановлениями Правительства РФ1.

Проекты международных договоров РФ подлежат обязательному  согласованию с  комиссией по экспортному контролю РФ при Правительстве РФ,  МВЭС и МИД.

Экспорт товаров и технологий двойного производства осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым МВЭС РФ. Основанием для оформления лицензии является заключение комиссии по экспортному контролю о возможности экспорта этих товаров.  Срок действия лицензии устанавливается исходя из условий  конкретной сделки.

Вывоз товаров и технологий двойного  назначения,  являющихся  носителями сведений,  составляющих  государственную  тайну,  осуществляется  в соответствии с российским законодательством о государственной тайне.

Имеются особенности порядка контроля за ввозом и вывозом лицензированных товаров.  Лицензирование является одной из форм нетарифного  регулирования внешнеторговой деятельности.  Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством РФ.

Действующий порядок  лицензирования определён Положением о порядке лицензирования экспорта  и  импорта  в  РФ,  утверждённого  Постановлением Правительства РФ  №1299  от  31.10.96 г.1 и иными правовыми актами Российской Федерации.

Лицензия выдаётся  участнику  внешнеэкономической  деятельности  в одном экземпляре, подлежит регистрации в установленном порядке в таможне по месту его  нахождения,  его юридическому адресу,  до фактического перемещения через таможенную границу РФ и является документом.  необходимым  для  таможенных целей  при таможенном оформлении товаров,  перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом,  помещение под  которые допускается только при условии предоставления лицензии МВЭС России .

Лицензирование является ограничением на  ввоз  в  Россию,  предусмотренным статьёй  21  Таможенного  кодекса  РФ.  Частью второй указанной статьи предусмотрено, что если такие ограничения установлены,  то таможенными  органами осуществляется выпуск товаров,  попадающих под ограничение,  при условии выполнения определённых требований, то есть при предоставлении лицензии.

Таможенными органами,  расположенными  в месте ввоза товаров в Россию, проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу.

В случае внесения изменений на лицевой или оборотной стороне  лицензии таможня,  выдавшая лицензию, информирует о внесённых изменениях таможни, в которые были направлены копии лицензии,  в том числе и для пограничного контроля. В  целях оперативности и во избежание необоснованных простоев внешнеторговых грузов в пунктах приёма на границе допускается передача  такой  информации, а  также  информации  о выданных копиях лицензии для пограничного контроля, по оперативным каналам связи.

Также, на основании Таможенного кодекса, для проведения таможенного контроля, таможенные органы вправе получать от банков и иных  кредитных  учреждений сведения об операциях и состоянии отчётов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

Другие правоохранительные органы по собственной инициативе,  либо по запросу, информируют об имеющихся сведениях,  необходимых  для  таможенного контроля. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трёх лет.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль. Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.

Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля - выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми Государственным таможенным комитетом.

Информация о работе Таможенный контроль как составляющая таможенного дела