Теоретико — правовая характеристика таможенного контроля в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:27, дипломная работа

Краткое описание

Согласно пп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР) в целях обеспечения таможенного законодательства Таможенного Союза (далее - ТС), и каждого отдельно из государств - членов ТС, т.е. исключительно таможенные органы уполномочены на его производство.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 51.81 Кб (Скачать файл)

Исходя из общетеоретических положений можно сделать вывод о том, что целью таможенного контроля как направления государственного контроля является обеспечение законности и правопорядка в отнесенной к компетенции таможенных органов сфере. С указанным положением весьма органично сочетается позиция законодателя.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, принятых в соответствии с ним международных соглашений государств - членов Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза. Законодательство РФ о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Вместе с тем общественные отношения в области таможенного дела в соответствии со ст. 4 указанного Закона могут регулироваться указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти.

Говоря о законности применительно к контрольной деятельности таможенных органов, важно иметь в виду, что инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают многие важные аспекты как политических, так и экономических интересов государств, а также интересы частных лиц, тем самым способствуя или препятствуя развитию внешнеэкономических связей и процессов экономической интеграции. В этой связи нормальное функционирование общественных отношений в области таможенного дела может основываться исключительно на единых, четких и детально определенных в законе правовых основаниях, регламентирующих права и обязанности субъектов. Данное обстоятельство позволит, с одной стороны, контролирующим органам эффективно осуществлять свои функции, пресекать все возможные нарушения, с другой - недопустимость произвола и совершения незаконных действий государственных органов в отношении лиц, реализующих свои права на перемещение товаров через таможенную границу.

Оценивая сам факт формирования и развития таможенного законодательства Таможенного союза, важно отметить, что наднациональный характер таможенного законодательства обеспечивает его стабильность и эффективность, унификацию с международными правовыми нормами и, соответственно, прозрачность и предсказуемость таможенных процедур. Данное обстоятельство самым благоприятным образом влияет на политическую и экономическую ситуацию в стране и регионе.

Вместе с тем возникает серьезная проблема в обеспечении единообразия правоприменительной деятельности государств - членов Таможенного союза, поскольку «одна и та же норма общего таможенного законодательства может быть истолкована по-разному». Как показывает правоприменительная практика, многое в вопросах правореализации зависит от личного усмотрения руководителя таможенного органа.

Порядок осуществления таможенного контроля

Меры, осуществляемые таможенными органами при таможенном контроле, реализуются через совокупность процессов и действий, направленных на совершенствование взаимодействия между всеми участниками контроля с целью получения наиболее эффективных результатов. Это может быть достигнуто только посредством правильной организации такого контроля.

Первоочередной задачей организации таможенного контроля является развертывание сети таможен и их структурных подразделений, приближенных к участникам внешнеэкономических связей, местам наиболее интенсивной внешнеэкономической деятельности, с целью сокращения времени перемещения через таможенную границу товаров и ее пересечения физическими лицами.

На таможни и таможенные посты приходится основной объем работы по осуществлению таможенного контроля и оформления. Поэтому решение вопросов, связанных с определением оптимальной структуры таможни (таможенного поста), отражающей цели, принципы, основные направления, порядок организации взаимодействия внутри этих структур и между таможенными органами в целом - другая принципиально важная задача организации таможенного контроля.

Еще одним направлением организации таможенного контроля является включение в этот процесс участников внешнеэкономической деятельности, предприятий транспорта и связи, других правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особая роль здесь принадлежит таможенным брокерам, таможенным перевозчикам, владельцам складов временного хранения и таможенных складов, чье непосредственное участие в осуществлении таможенных операций призвано максимально облегчить и ускорить проведение таможенного контроля, а также значительно сократить издержки времени, сил и средств.

Таким образом, только путем достижения согласованности всех рассмотренных и других организационных и практических мер при следовании товаров, транспортных средств и лиц через таможенную границу создаются необходимые условия для организации эффективного таможенного контроля

Организация таможенного контроля состоит из:

1) определения предполагаемого  объема работы таможенных органов (количество реальных участников  внешнеэкономической деятельности, находящихся в регионе деятельности  таможенного органа, товаров, транспортных  средств и лиц, подлежащих таможенному  контролю);

2) установления  мест таможенного контроля и  оформления, оптимального распределения  между ними объема работы го  ТК и ТО, создания надлежащих  условий для осуществления этих  процедур;

3) определения численного  состава и разработки оптимальной  структуры таможенного органа;

4) подбора и обучения  кадров;

5) создания материально-технической  базы;

6) разработки системы  связи и взаимодействия как  внутри таможенного органа, так  и между таможенной и околотаможенной сферами;

7) обеспечения устойчивой  работы всех служб таможенного  органа, принимающих участие в  осуществлении таможенного контроля  и оказывающих содействие этому  процессу.

Типовая схема организации таможенного контроля отражает систему взаимодействия служб таможенных органов, иных предприятий и организаций, имеющих отношение к перемещению через таможенную границу товаров, транспортных средств лиц. Как правило, при ввозе товаров и въезде лиц она включает в себя следующие мероприятия:

1) уведомление таможенного  органа о пересечении таможенной  границы товаром и транспортным  средством, а в соответствующих  случаях - о лицах, пересекающих таможенную  границу, и принятие таможенным  органом такого уведомления;

2) представление  таможенному органу товаров, транспортных  средств и документов на них, а в соответствующих случаях  и на лиц;

3) оформление принятия  под таможенный контроль товаров, транспортных средств и документов  на них, а в случаях, определенных  таможенными правилами, - осуществление  идентификационного выборочного  или полного досмотра товаров  и транспортных средств, а также  повторного досмотра;

4) в случаях, когда  это обусловлено правилами, оформление  доставки товаров, транспортных  средств и документов на них  в таможню назначения;

5) контроль за доставкой товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

6) принятие доставленных  товаров и транспортных средств  таможней назначения под таможенный  контроль;

7) уведомление таможни  отправления о доставке (недоставке) товаров, транспортных средств, документов  на них в таможню назначения;

8) помещение товаров  на склад временного хранения (таможенный склад);

9) принятие таможенным  органом таможенной декларации;

10) таможенный контроль  и оформление товара после  принятия таможенным органом  таможенной декларации;

11) завершение таможенного  оформления и принятие по его  результатам соответствующего решения.

Приведенную схему следует рассматривать лишь в качестве ключевых направлений организации таможенного контроля. В свою очередь каждое из направлений включает достаточно много операций, регламентированных соответствующими нормативными документами.

При вывозе товаров, транспортных средств и выезде лиц последовательность операций при осуществлении таможенного контроля изменяется, хотя это существенно не влияет на принципиальную схему организации таможенного контроля.

Вступление России в ВТО, формирование ЕЭП потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2009, 2010 и 2011 года ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства РФ, но и изменения таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза. Сейчас возникает много вопросов по времени осуществления таможенных операций. Дальнейшее развитие этого направления не возможно без применения новых информационных таможенных технологий. За последние годы таможня значительно продвинулась в разработке и широком внедрении новых информационных таможенных технологий с целью ускорения и упрощения порядка осуществления таможенных процедур. 5

Преследуя комплексный подход по всем направлениям деятельности, особое внимание ФТС уделяет внедрению и совершенствованию таможенных операций, которые основаны на организации взаимодействия с участниками ВЭД на открытом интерфейсе взаимодействия с использованием ассоциаций сетей Интернет (то есть электронное декларирование, электронное представление сведений). Развитие системы электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет в таможенных органах РФ является одним из главный направлений совершенствования порядка осуществления таможенных процедур. При этом внедрение электронного декларирования потребовало от таможенной службы проведения комплекса технических и технологических мероприятий. В настоящее время все таможенные органы РФ готовы к применению электронной формы декларирования товаров с использованием сетей Интернет. То есть 100% таможенных постов, которые осуществляют приём деклараций, могут принимать их в электронном виде. На сегодняшний день в России в среднем около 90% всех таможенных деклараций подаётся в электронной форме с использованием сетей Интернет. Более 80% участников ВЭД отдали предпочтение электронной форме декларирования. Применение ЭД в региональном разрезе составляет около 90%. Это неплохие показатели. Тем не менее, необходимо констатировать, что таможенной службе РФ предстоит проделать достаточно большой путь. Сейчас мы видим планомерную работу по совершенствованию технологий электронного декларирования товаров. Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги. 6

В настоящее время налаживается взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти в области представления разрешительных документов, которые в силу законодательства необходимы к представлению в процессе декларирования товаров. Эта работа ведётся в рамках реализации федерального закона № 210 "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг". Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействия при оказании государственных услуг, в России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (система СМЭВ). Эта система позволяет исключить необходимость представления в таможенные органы при таможенном декларировании документов, представляемых иными федеральными органами исполнительной власти и находящимися в их информационных ресурсах; проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в базе данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Реализация указанных положений избавит участников ВЭД от лишних бумаг. 7

Отказ от запроса документа на бумажном носителе делает актуальным проверку электронной декларации путём автоматизированного (а порой и автоматического) сопоставления содержащихся в декларации сведений с массивами информации о товарах и внешнеторговой сделки, содержащихся в информационных ресурсах иных федеральных органах исполнительной власти, а также информационных ресурсов, которые создаёт таможенная служба РФ на основе обмена информации, в том числе с таможенными службами иностранных государств (в том числе и предварительное информирование). Результаты поиска информации о конкретной товарной партии в указанных информационных массивах, её сопоставление и анализ на основе механизмов системы управления рисками позволяет чётко определить круг вопросов, требующих дополнительной проверки в процессе проверки декларации, а также применения различных форм таможенного контроля (в том числе запрос необходимых документов и сведений, проведение физического таможенного контроля). Решение этих проблем позволяет перейти к решению задач по организации автоматического выпуска товаров. Таким образом, представление отдельных документов декларантом на товары становится востребованным только в рамках подтверждения тех сведений, которые заявлены в декларации, которые противоречат имеющимся у ФТС информационным массивам (на основе систем управления рисками). Все эти положения в настоящее время проходят законодательное закрепление. Так, в рамках работы по законодательной инициативе (в рамках Таможенного союза) уже подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс, решений Комиссий Таможенного союза, которые предусматривают снижение административных барьеров при осуществлении декларирования товаров. 8

Информация о работе Теоретико — правовая характеристика таможенного контроля в Российской федерации