Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:51, курсовая работа
Целью исследования является изучение состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений Российской Федерации и Республики Белоруссии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности экономического развития Республики Белоруссии.
2. Рассмотреть характеристику договорно-правовой базы и состояние внешнеэкономических связей России и Республики Белоруссии.
Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире.
Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2011 г. составил более 3 млрд. российских рублей. Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: «БелРусАвто» - по развитию дизельного автомобилестроения; «Формаш» - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; «Межгосметиз» - по производству металлокорда; «Электронные технологии» - по производству телевизоров и средств связи; «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование». Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное сотрудничество. В настоящее время все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.
Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.
В качестве основного приоритета инвестиционной политики Беларуси в России остаётся работа по созданию сборочных производств белорусской техники на российских предприятиях. Торгпредство продолжает оказывать содействие российским хозяйствующим субъектам в направлении инвестиций в Республику Беларусь. Наиболее значимым и перспективным для обеих сторон инвестиционным проектом является строительство в Беларуси атомной электростанции (стоимость проекта – до 10 млрд. долл. США). Работы по бетонированию котлована первого энергоблока идут в соответствии с графиком, а в феврале2013 г. начались работы на котловане под второй энергоблок строящейся белорусской АЭС. Следует отметить, что в финансовом секторе Беларуси в настоящее время представлены практически все крупнейшие российские банки. Но перспективы для инвесторов здесь сохраняются в силу большой государственной доли.
Среди белорусских компаний - потенциальных инвесторах в особые экономические зоны в Российской Федерации в первую очередь следует выделить компании, активно занимающиеся развитием сборочных производств, а также компании, обладающие экспортным потенциалом. Перечень таких компаний приведен в приложении.
Подводя итог по данному вопросу можно сделать вывод о том, что в результате урегулированных противоречий и подписанных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве следует ожидать дальнейшее развитие двусторонних связей в рамках единого экономического пространства. Белоруссия добилась выгодной сделки, но в сравнении с 2012 годом цены на газ выросли вдвое, а бюджет потеряет большую часть нефтяных сверхприбылей. Белорусским производителям, потерявшим конкурентоспособность в результате многолетнего недоинвестирования, регулируемого государством повышения заработной платы и недостаточного реформирования, придется нелегко при высоких ценах на энергоносители. На помощь они могут рассчитывать только от государства, которому придется задуматься о том, как при снижении доходов продолжать субсидировать и потребителей и предпринимателей.
Заключение
Беларусь и Россия, встав на путь интеграции, получили достаточно большие конкурентные преимущества на мировом рынке. В большей степени, это касается, конечно, такой маленькой экономики, как белорусская. Если отследить цены на российское сырье, на продукты и т.д., то можно видеть, что они были иногда гораздо дешевле мировых. Беларусь получала огромные субсидии от России, и производила довольно дешевую продукцию.
Надо отметить, что простой обмен товарами между нашими странами малоперспективен и может привести к деградации промышленности, сельского хозяйства и экономики в целом. Необходимо развивать инвестиционное сотрудничество. Российские инвестиции в экономику Беларуси, как уже упоминалось, постоянно возрастают.
Поэтому Россия всегда идет на
В отличие от европейской модели формирования единого экономического и политического поля, Россия и Белоруссия уже имели опыт взаимодействия в рамках общего советского народно-хозяйственного комплекса.
Таким образом, учитывая процессы мировой глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами.
Кроме того, Белоруссия исключительно важна для России и как единственный, по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны «российской союзности» будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.
Наконец,
Белоруссия и Россия, хотя бы в силу
унаследованной структуры своих
хозяйственных комплексов, являются
друг для друга пока незаменимыми
производственно-
Но и у Белоруссии в обозримом будущем иных серьезных союзников, кроме России, нет и скорее всего не появится. Таким образом, в сегодняшней ситуации нарастания экономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление и углубление союзных отношений России и Белоруссии практически безальтернативно.
В настоящее
время Республика Беларусь и Российская
Федерация последовательно
С точки зрения Запада, политика долгосрочного объединения России и Белоруссии — дело свободного выбора обоих государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕ стандартам «свободного и честного» волеизъявления. В идеальном случае такая политика привела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннюю политику Белоруссии способствовало возвращению к демократии, плюрализму, свободе прессы и привело к оживлению структурной реформы и приватизации, к повышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух стран приносит достаточно ощутимые результаты.
Список использованных источников
2.Книги.
2.1.Буглай В.Б., Ливенцев
Н.Н. Международные
3. Статьи
3.1. Прибытковский, Ф. З. Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы /Ф. З. Прибытковский// Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2006. № 2. С.50-62
3.2.Темирханов
Р. Д. Состояние экономических
связей России и Белоруссии //
Актуальные проблемы
3.3. Черковец О. Возможности и перспективы экономического сближения России и Белоруссии (точка зрения российского экономиста)// Российский экономический журнал. - 2011. - №7.-13 с.
5.Ресурсы интернет
5.4.http://www.tks.ru РФ
5.5.http://www.economy.gov.ru
Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Белоруссии