Юридическая ответственность в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, то есть она сопровождается причинением виновному лицу отрицательных последствий путем ущемления или ограничения его личных, имущественных и иных интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельному лицу. Лишения – это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.

Содержание

Введение 3
Глава I. юридическая ответственность 5
1. 5
1.1. Понятие и признаки юридической ответственности 5
1.2. Виды юридической ответственности 8
2. Административная ответственность в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил) 15
2.1. Признаки, основания возникновения, условия привлечения к административной ответственности 15
2.2. Законодательство 20
2.3. Двусубъектность ответственности и условия привлечения физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности 26
3. Меры юридической ответственности 30
3.1. Понятие и виды мер юридической ответственности 30
3.2. Меры административной ответственности в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил) 35
Глава II.практика 37
Заключение 43
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсааач!!!.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Гражданский кодекс РФ устанавливает общие основания и пределы ответственности, вытекающие из обязательств вследствие причинения вреда (ст. 1064 – 1083), в том числе регламентирует возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан (ст. 1084 – 1094), а также возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг (ст. 1095 – 1101). Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В то же время законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, а также за вред, причиненный правомерными действиями.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

В итоге следует констатировать, что в содержании гражданско-правовой ответственности основными, превалирующими являются восстановительно-возмещающие и компенсационные функции, направленные на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, на возмещение убытков и компенсацию морального вреда (ст. ст. 11 и 12 ГК РФ). Такой же восстановительно-возмещающий, компенсационный характер имеет ответственность в семейном, трудовом, таможенном и в других отраслях частного права.

По мнению одних ученых-юристов, материальная ответственность есть гражданско-правовая (С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, Р.О. Халфина и др.), по мнению других, следует различать гражданско-правовую (имущественную) и материальную ответственность работодателей и работников (И.С. Самощенко, М. Х. Фарукшин и др.).

В общей теории юридической ответственности нет еще четкого определения понятия материальной ответственности, единого мнения о ее разновидностях, тенденциях развития и путях совершенствования, в результате чего она часто отождествляется с гражданско-правовой ответственностью.

Зачастую материальную ответственность в трудовом и иных отраслях частного права (кроме гражданского права) называют имущественной ответственностью.

Основной целью материальной ответственности является сохранение и защита собственности работодателей и имущества, вверенного работникам. Задача законодательства о материальной ответственности – возмещение нанесенного ущерба различным объектам, находящимся под защитой закона. Восстановительно-компенсационная функция материальной ответственности направлена на возмещение причиненного ущерба работнику или работодателю (ст. ст. 234 - 237 ГК РФ).

Материальная ответственность работника в трудовом законодательстве наступает за ущерб, причиненный по его вине предприятию, учреждению, организации. Такая материальная ответственность может быть ограниченной (определенной частью заработка работника) или в ряде случаев – полной (в полном размере ущерба).

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб.

2. Административная ответственность в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил)

2.1. Признаки, основания возникновения, условия привлечения к административной ответственности

Административная ответственность – особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения, таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, обложения таможенными платежами и их уплаты, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

Глава 16 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень составов нарушений таможенных правил, за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размер соответствующих санкций. Указанная глава состоит из 23 статей, большинство из которых содержит несколько самостоятельных составов правонарушения.

Нарушения административных правил могут повлечь разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.

Необходимо также иметь в виду, что административная ответственность предусматривает нормы не только административного права, но и ряда других отраслей права.

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:

                  имеет публично-правовой характер – ответственность перед государством;

                  регулируется нормами института административной ответственности и устанавливается как законами, так и подзаконными актами органов государственной власти (уголовная ответственность устанавливается толь­ко законами; дисциплинарная ответственность – законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законо­дательством);

                  в основании лежит нарушение порядка в сфере государственного управления; основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности яв­ляется преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда);

                  распространяется на физических и юридических лиц (субъекты уголовной ответственности – толь­ко физические лица);

                  наличие кроме общих (с другими отраслями права) специальных субъектов ответственности, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

                  за административные правонарушения применяются меры административного взыскания (за преступления – меры уголовной ответствен­ности, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания);

                  применение мер административного взыскания осуществляется в процессуальном порядке, который установлен процессуальными нормами административного законодательства; меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответствен­ности – в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства);

                  наличие специфических видов наказаний (выдворение за пределы территории России) и их внесудебный (в большинстве случаев) порядок применения;

                  применение административного взыскания не влечет судимости и уволь­нения с работы – лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока (при­менение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совер­шение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарно­го взыскания – увольнение с работы);

                  широкий круг специальных субъектов уполномоченных привлекать к административной ответственности; административные взыскания применяются широким кругом уполно­моченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, мест­ного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственно­сти определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами обшей юрисдикции и арбитражными судами);

                  меры административной ответственности применяются ор­ганами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями и др.

     Основание административной ответственности имеет тройственный характер:

                  нормативное основание – означает наличие правовых норм, установленных в законодательном порядке государством запретов;

                  фактическое – совершение  противоправного деяния, в котором присутствует состав административного правонарушения (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона), что установлено и подтверждено доказательствами.

                  процессуальное – издание правоприменительного акта уполномоченным субъектом (государственным органом или его должностным лицом).

     Исходя из указанной характеристики, административная ответственность – это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица, виновного в совершении правонарушения, претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения.

Сроки давности привлечения к административной ответственности предусмотрены ст. 4.5 КоАП РФ; ст. 69 КоАП РК; ст. 7.6 КоАП РБ.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности – это период времени, в течение которого может быть вынесено постановление о назначении наказания по соответствующему делу об административном правонарушении. По истечении данного срока лицо не может быть привлечено к ответственности.

За нарушение таможенного и валютного законодательства срок давности на территории Республики Казахстан и Российской Федерации составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а на территории Республики Беларусь – три года.

В случаях с длящимся правонарушением (когда лицом длительное время не исполняется возложенная на него обязанность, например, по доставке товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом) указанный срок начинает исчисляться со дня его обнаружения таможенным органом.

При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания.

2.2. Законодательство

 

Правовую основу юридической ответственности в области таможенного дела составляет система правовых источников от Конституции РФ до ведомственных актов. К числу актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, следует относить: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, приказы ФТС (ГТК). Особое место среди правовых источников занимают регламенты, в том числе типовые и административные. По общему правилу регламент устанавливает общие правила организации деятельности, как всего органа, так и его подразделений по реализации отдельных функций, полномочий. Обладая одним из ключевых признаков - организации деятельности, регламент является административным актом государственного органа. Он утверждается приказом или распоряжением и служит своего рода "инструкцией" для должностных лиц и информационно-контролирующим документом для участников таможенных правоотношений при реализации отдельных функций таможенных органов.

В настоящее время в практике работы ФТС РФ применяются как административные, так и иные регламенты. Например, Административный регламент ФТС РФ по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный Приказом ФТС РФ от 8 июня 2007 г. N 714 и ряд других.

Административные регламенты являются процессуально-правовыми актами, обеспечивающими реализацию отдельных государственных услуг через проведение административных процедур. Ими руководствуются сотрудники таможенных органов, выполняющие отдельную функцию государственного органа по предоставлению государственной услуги. Отдельные их положения призваны исполнять и лица, которым предоставляется услуга (участники ВЭД, таможенные представители и др.).

В странах Таможенного Союза актами законодательства об административных правонарушениях являются Кодексы об административных правонарушениях (КоАП РФ; КоАП РК; КоАП РБ). В данных нормативных правовых актах содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.

Информация о работе Юридическая ответственность в таможенном деле