Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа
В данной работе ставлю своей задачей наиболее широко осветить антимонопольную политику в Казахстане и уяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в нашей стране.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Экономическая сущность антимонопольной политики……………..4
1.1 Понятие и сущность монополий, их классификация………….4
1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования…………...11
2. Антимонопольная политика РК………………………………………18
2.1 Структура государственных антимонопольных органов…..18
2.2 Система государственного антимонопольного
регулирования в сфере естественных монополий……………………20
2.3 Система государственного антимонопольного
регулирования в сфере государственных монополий……………….25
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………….30
Приложение 1
Приложение 2
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
4. Создание эффективных
правовых механизмов, которые обеспечивают
соблюдение запрета на занятие
предпринимательской
5. Активизация работы
по профилактике и пресечению
недобросовестной конкуренции
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.
1.Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
2. Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. [3, 451]
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.
3. Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
• в результате создания,
реорганизации или слияния
• когда появляется возможность
для группы организаций проводить
на рынке согласованную политику.
Согласно закону "О конкуренции
и ограничении
Предварительно контролируются,
во-первых, создание, слияние и присоединение
коммерческих организаций, объединений,
союзов и ассоциаций, если их активы
превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация
и разделение (выделение) государственных
и муниципальных унитарных
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
• лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
• одно предприятие (группа
лиц) получает в собственность или
пользование основные производственные
средства либо нематериальные активы
другого предприятия и
• лицо (группа лиц) приобретает
права, позволяющие определять условия
ведения предпринимательской
В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.
4. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Растет интерес
4. Запреты на действия
органов власти и управления,
которые могут неблагоприятно
повлиять на конкуренцию.
Подобные действия органов
власти имеют экономическую подоплеку,
желание угодить «своим»
Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.[4, 138]
Применение методов антимонопольного регулирования не может осуществляться без соответствующей законодательной базы
Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех сферах экономики оно требует доработанности. В настоящее время правовую основу антимонопольного законодательства составляют:
1) Конституция Республики Казахстан;
2) Закон Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1991г.;
3) Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.;
4) Закон Республики Казахстан
«О недобросовестной
5) Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991г.;
6) Кодекс Республики Казахстан
«Об административных
7) Указы Президента Республики Казахстан;
8) Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного характера.
Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами которого является нормативное и правовое воздействие. Нормативное регулирование - это правовой режим поведения хозяйствующих субъектов на рынке и государственный контроль за ним.
Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.
Для примера монополиста в нашей стране я рассмотрела ОАО «Казактелеком». [приложение 2]
2.1 Структура государственных антимонопольных органов
В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:
- Агентство по стратегическому
планированию и реформам как
центральный орган, не
- Комитет по экономическому
планированию Министерства
- Комитет по регулированию
естественных монополий и
Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
В соответствии с Указом Президента "О структуре Правительства Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.
В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.