Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:18, курсовая работа
Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства в США. Эта цель может быть достигнута при изучении вопросов:
· возникновение монополий;
· развитие антитрестовского законодательства в США;
· роли государства в регулировании рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Образование монополий и власть рынка………………………………6
2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США…….8
3. Конкуренция и ее виды………………………………………………...18
4. Основные законы о конкуренции……………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….34
Содержание
Введение……………………………………………
1. Образование монополий и власть рынка………………………………6
2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США…….8
3.
Конкуренция и ее виды………………………
4. Основные законы о конкуренции……………………………………..25
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.
Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
· разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
· создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации;
· помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее.
В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства. Интересно для изучения истории развития антимонопольного законодательства в западных странах и в России, а также особенности поддержки конкуренции в этих государствах.
В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются на вопросе антитрестовской политики в США – и действительно, данная тема разрабатывается с 1890 года, а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед первой мировой войной.
Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса – следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня развития экономики западных стран. Эта проблема всесторонне исследовалась в зарубежной литературе. Из специальных исследований необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Д. Нордхауса, С. Фишера, П.Р. Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.
Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства в США. Эта цель может быть достигнута при изучении вопросов:
· возникновение монополий;
· развитие антитрестовского законодательства в США;
· роли государства в регулировании рыночной экономики.
Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения данных вопросов. Работа посвящена изучению опыта США в создании антитрестовского законодательства и ответа на вопрос, почему такое законодательство стало необходимостью.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
·
меры, направленные на предотвращение
и запрещение монополии (собственно
антимонопольное
· государственное регулирование естественной монополии;
· защита компаний от «чрезмерной конкуренции».
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии.
Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:
· характера самих законов;
· трактовки законов судами;
· последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.
Все
три элемента со временем меняются
и, соответственно, меняется и существо
антимонопольной политики.
1. Образование монополий и власть рынка в США
Монополии
могут возникать разными
Конкурентные
рынки в целом работают хорошо,
чего нельзя сказать о рынках, на
которых или покупатели, или продавцы
могут манипулировать ценами. В частности
на том рынке, где один - единственный
продавец контролирует предложение, выпуск
продукции будет очень малым,
а цены - высоки. Монополисты могут
получать высокие прибыли, ограничивая
объем продукции и поднимая цену.
Являясь единственными
Но
необходимо отметить, что некоторые
монополии практически
Другие монополии могут создаваться искусственным образом путем различных манипуляций фирм. Многие из наиболее знаменитых антитрестовских дел, включая решения с разделением компании «Америкэн тобако» , а также судебные дела Ай Би Эм и АТТ, содержали обвинение в монополизации. Попытки монополизировать рынок могут выступать в форме установления грабительских цен (по сути демпинговых). Грабительское ценообразование имеет место в тех случаях, когда фирма устанавливает цены настолько низкие, что они имеют смысл только потому, что, по всей вероятности, выталкивает конкурентов с рынка. Мелкие фирмы, имеющие высокие издержки, часто обвиняют своих более крупных конкурентов в использовании грабительского ценообразования.
В деле, начатом правительством против Ай Би Эм , в качестве одного из обвинений было выдвинуто установление грабительский цен. Правительство обвиняло Ай Би Эм в том, что она планировала продавать свой новый компьютер по цене ниже себестоимости и объявило о выходе его на рынок раньше, чем работа над ним была завершена, чтобы помешать компании «Контрол дейта» стать жизнеспособным конкурентом. В этом деле важнейшим был вопрос о том, обладала ли Ай Би Эм монопольной властью на соответствующем рынке или нет. Правительство, утверждая, что монополия имела место, трактовала данный рынок узко, как включающий только большие компьютеры, и определяло тем самым долю Ай Би Эм в данном рынке как высокую.
Сама
фирма, напротив, утверждала, что соответствующий
рынок включал также
В
деятельность монополий государственные
структуры вторгаются при помощи
антитрестовских законов, стремясь
сделать конкуренцию более
Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения или защиты монопольной власти. Идеальной, с точки зрения экономиста, была бы антитрестовская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но попытка сделать все рынки совершенно конкурентными - нереалистична. Существующие антитрестовские законы готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в 1890 году не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что монополии вызывают издержки для общества в целом, а в качестве ответной меры на изменения, которые произошли в экономике США. После гражданской войны 1861-1865 г. железные дороги связали между собой все районы страны, способствуя созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходившие существовавшие, причем многие из них образовывались путем слияния конкурирующих фирм. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов. Например, «Стэндард ойл траст» контролировал около 90% нефтеперерабатывающих мощностей страны. И закон Шермана был принят под влиянием этих антимонопольных настроений. 1-й раздел закона Шермана объявляет незаконным всякий контракт, объединение или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции. Раздел 2-й относит к незаконным действиям монополизацию или попытку монополизации, а также объединение и тайный сговор с целью монополизации.
Два других антитрестовских закона были приняты в 1914 г. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия в качестве экспертного органа, помогающего Министерству юстиции претворять в жизнь антитрестовские законы.
Закон Клейтона содержал три основных раздела. Один из разделов определяет ценовую дискриминацию следующим образом: « … будет считаться незаконной … дискриминация различных категорий покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров … в тех случаях …когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции, или создание монополии в любой области торговли» [ Самуэльсон Пол А. Экономика: Пер. с англ.-М.: Дело, 1999.- С.499 ]. Другой раздел объявляет противозаконными акты продажи (или сдачу в аренду), обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополии. Следующий раздел закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм в любой области коммерции в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополий. Как и в случае с законом Шермана, нормы оценки противозаконности поведения на основе закона Клейтона изменялись с течением времени.
Американские экономисты приводят следующие доводы против предпринимательской монополии:
1. Неэффективность распределения ресурсов.
Монополисты и представители олигополий считают возможным и выгодным ограничивать выпуск продукции назначать более высокие цены по сравнению с теми, которые существовали в данной отрасли, будь она организована на конкурентных началах. Максимизируя прибыли, предприниматель – монополист уравнивает с предельными издержками не цену, а предельный доход. В результате экономическое благосостояние общества меньше, чем оно было бы при чистой конкуренции.
2. Непрогрессивность.
Критики считают, что предпринимательская монополия не только не является необходимым фактором экономики, обусловленной масштабами производства, но и не способствует научно – техническому прогрессу. Например, вполне корректно утверждение, что производственная необходимость требует крупномасштабного комплексного производства автомобилей в рамках предприятия. Но совершенно справедливо и то, что нет технологического оправдания для существования « Дженерал моторз», который является, по существу, гигантской корпорацией, состоящей из ряда географически обособленных предприятий. Многие существующие монополии достигли намного большего размера и имеют более разветвленную структуру, чем необходимо для достижения эффекта масштаба.