Антимонопольное законодательство США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства в США. Эта цель может быть достигнута при изучении вопросов:
· возникновение монополий;
· развитие антитрестовского законодательства в США;
· роли государства в регулировании рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Образование монополий и власть рынка………………………………6
2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США…….8
3. Конкуренция и ее виды………………………………………………...18
4. Основные законы о конкуренции……………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

     · В естественных монополиях издержки падают с ростом объема выпуска, а  конкуренция не приносит должного эффекта. Отрасли, являющиеся естественными  монополиями необходимо регулировать соответствующими государственными структурами, которые и должны устанавливать  здесь цены.

     · Оценки издержек общества, связанных  с монопольным ограничением выпуска, незначительно по величине: как правило, они составляют менее 1% совокупного  выпуска в экономике. Столь низкая оценка издержек общества может отражать, во-первых, положительное воздействие  антитрестовской политики и регулирования  и, во-вторых, игнорирование того факта, что монополия может приводить  к чрезмерно высоким издержкам  производства, порождать недопустимую политическую власть и несправедливое распределение дохода

     · Поскольку ограничение выпуска  соответствует интересам существующих в отрасли компаний, то законы, направленные против поддержания фиксированных  цен и слияний в целях создания монополий, способствуют ослаблению монопольной  власти.

     3. Конкуренция и  ее виды 

     А. Несовершенная конкуренция 

     При данном уровне развития технологии, в  условиях несовершенной конкуренции  цены выше, а объемы выпуска ниже, чем на совершенно конкурентных рынках. Однако, кроме пороков, есть и достоинства- большие фирмы реализуют экономии крупномасштабного производства и проводят большую часть инноваций, что способствует долговременному экономическому росту.

     Рынок совершенной конкуренции состоит  из фирм, слишком мелких, чтобы влиять на рыночную цену. Это означает, что  конкурентная фирма, независимо от количества произведенных ею продуктов, может  продать весь свой выпуск только по текущей рыночной цене. Таким образом, фирма на совершенно конкурентном рынке не имеет стимулов «сбивать цену». Кроме того, она не поднимет свою цену выше рыночной — ибо в этом случае фирма не сможет ничего продать- покупатели просто «перейдут» к конкурентам.

     При таком более чем строгом определении, немногие рынки можно назвать  совершенно конкурентными. Представьте себе огромный список товаров и услуг: самолеты, алюминий, автомобили, электрические батареи, сухие завтраки, жевательная резинка, сигареты, электроэнергия, холодильники, пшеница. Многие ли из них продаются на совершенно конкурентных рынках? По крайней мере, самолеты, алюминий или автомобили- точно нет. До Второй мировой войны в США существовала лишь одна алюминиевая компания — «Алкоа». Даже сегодня четыре крупнейших фирмы производят три четверти всего выпуска алюминия в США. На рынке самолетов доминируют лишь две фирмы — «Боинг» и «3up6ac»(Airbus). В автомобильной отрасли пять крупнейших производителей (среди них — «Тойота» и «Хонда») обеспечивают на 80 процентов рынок легковых автомашин и легких грузовиков в Соединенных Штатах.

     Что можно сказать о таких продуктах, как электрические батареи, сухие  завтраки, жевательная резинка. сигареты и холодильники? Рынки этих продуктов порою даже в большей степени подвержены контролю со стороны небольшого числа крупных компаний. Не удовлетворяет определению совершенной конкуренции и рынок электроэнергии. В большинстве городов существует лишь одна компания, которая производит и продает электроэнергию. Мало кто может позволить себе обзавестись собственным генератором или ветряной электростанцией!

     Из  всего списка только лишь рынок пшеницы  удовлетворяет нашему строгому определению  совершенной конкуренции. Все другие товары, от авто до сигарет, не проходят «теста на конкурентность» по простой причине: некоторые из фирм в соответствующих от­раслях могут влиять на цену, изменяя количество своих продаж. Иными словами, эти фирмы обладают в определенной степени контролем над ценой выпускаемых продуктов.

     Определение несовершенной конкуренции 

     Если  фирма способна существенно влиять на рыночную цену своего выпуска, такая  фирма классифицируется как «субъект несовершенной конкуренции».

     В отрасли преобладает несовершенная  конкуренция, если отдельные производители  обладают возможностью контроля над  ценой своего выпуска.

     Несовершенная конкуренция отлична от ситуации абсолютного контроля одной фирмы  над ценой своего продукта. При  несовершенной конкуренции фирма  может манипулировать ценой лишь в определенных пределах. Рассмотрим, например, рынок прохладительных  напитков, основная доля которого принадлежит  компаниям «Кока-Кола» и «Пепси», а значит, на нем превалирует несовершенная конкуренция. Если текущая цена банки лимонада составляет 75 центов, «Пепси» может установить цену на уровне 70 или 80 центов, оставаясь при этом жизнеспособной фирмой. Но она вряд ли назначит цену 40 долл. или 10 центов за банку, потому что при любой из этих цен ей придется покинуть отрасль. Субъект несовершенной конкуренции имеет определенную (лишь ограниченную) степень самостоятельности в своих ценовых решениях.

     Кроме того, степень свободы в назначении цены неодинакова в различных  отраслях. В некоторых отраслях с  несовершенной конкуренцией проявления монопольной власти незначительны. Например, в розничной торговле компьютерами небольшое, порядка нескольких процентов, различие в ценах обычно оказывает значительное влияние на объем продаж фирмы. С другой стороны, в явно монополистической электроэнергетике изменение цены электроэнергии на 10 и более процентов весьма слабо повлияет на объем продаж в коротком периоде.

     Отметим, что существование несовершенной  конкуренции не уничтожает интенсивного соперничества на рынке. Субъекты несовершенной  конкуренции часто решительно борются  за увеличение своей доли рынка. Опять-таки, интенсивное соперничество такого рода следует отличать от совершенной  конкуренции. Борьба принимает множество  различных форм, от рекламы как  попытки сдвинуть кривую спроса, до улучшения качества продуктов. В  определении совершенной конкуренции  ничего не говорится о соперничестве, просто утверждается, что каждая фирма  в отрасли может продать свой выпуск по преобладающей на рынке  цене.

     Виды  субъектов несовершенной  конкуренции 

     Современная индустриальная экономика, такая как  в Соединенных Штатах, подобна  зоопарку, наполненному многообразными видами «зверей» несовершенной конкуренции. Конкуренция в динамичной отрасли  по производству персональных компьютеров, обуслов­ленная быстрыми сменами технологий, отлична от конкуренции в какой-либо менее своеобразной отрасли. Тем не менее, можно гораздо лучше изучить ту или иную отрасль, если уделить особое внимание анализу ее рыночной структуры, в частности, количества и величины производителей (продавцов), доли рынка, находящейся под контролем крупнейших из них. Экономисты подразделяют рынки несовершенной конкуренции на три различных вида рыночных структур.

     Монополия

     Какой степени несовершенства может достигнуть конкуренция? Самым крайним случаем  является монополия: один продавец полностью  контролирует отрасль. Собственно, он и является единственным производителем в данной отрасли, кроме того, не существует отрасли, производящей близкие  товары-заместители.

     Чистые  монополии в настоящее время  редко встречаются. В самом деле, они обычно могут существовать лишь при том или ином покровительстве  государства Например, если фармацевтическая компания изобретет новое лекарство, она получит патент, дающий е; исключительное право продажи этого препарата в течение нескольких лет. Другой важный пример монопсонии — местные коммунальные услуги, такие как телефон, кабельное телевидение, газо- и электроснабжение Здесь действительно имеется лишь один продавец услуги, для которой нет близких заместителей. Однако, современная экономика весьма конкурентна, и даже «защищенным» монополистам приходится с этим считаться. Соперники фармацевтической компании вскоре разработают и начнут производить аналогичные препараты; сотовые телефоны конкурируют, обычными системами; продавцы дизельного топлива соперничают с поставщиками бензина. В длительно периоде ни один монополист не может защитить себя от атаки конкурентов.

     Олигополия 

     Термин  олигополия буквально означает «мало  продавцов». Это могут быть всего  две фирмы, а может 10 или 15. Принципиально  важным моментом при определении  этого числа является выяснение  влияния со стороны отдельных фирм на рыночную цену. Например, в индустрии пассажирских авиаперевозок решение одной из компаний удешевить билеты может привести к ценовой войне, результатом которой будет уменьшение расценок у конкурентов.

     Олигополистические  отрасли сравнительно широко распространены в экономике Соединенных Штатов особенно в обрабатывающей промышленности, транспортном секторе и на рынке  средств связи. Например, сравнительно мало производителей автомашин, хотя на автомобильном рынке продается множество различных моделей. То же самое можно сказать о рынке бытовой техники: магазины заполнены разнообразными моделями холодильников и посудомоечных машин, произведенных небольшим числом компаний. Вы, наверное, удивитесь, если узнаете, что отрасль по производству сухих завтраков является олигополией, в которой доминируют несколько фирм, хотя многообразие видов этого продукта бесконечно.

     Монополистическая конкуренция 

     Последний вид несовершенной конкуренции, ситуация с большим числом продавцов, производящих дифференцированные продукты, называется монополистической конкуренцией. Эта рыночная структура сходна с  совершенной конкуренцией в том  смысле, что для нее также характерно большое количество продавцов, ни один из которых не обладает значительной долей рынка. Отличие от совершенной  конкуренции состоит в том, что  продаваемые различными фирмами  продукты неидентичны. Так как продукты неодинако­вы (хотя бы в незначительной степени), фирмы могут продавать их по разным ценам.

     Классический  случай монополистической конкуренции- рынок розничной торговли бензином. Допустим, вы предпочитаете заправляться на станции компании «Эксон» (Exxon), несмотря на несколько более высокие цены по сравнению с ближайшими кон­курентами, так как эта станция у вас по пути на работу. Но если разница в ценах станет значительной, вы «переключитесь» на станцию «Мерит» (Merit), хотя вам и придется делать небольшой крюк.

     Из  этого примера можно заключить, что одним из важных источников дифференциации продуктов является географическое расположение. Люди стремятся сэкономить время, которое приходится тратить  на посещение банка, супермаркета или  парикмахерской, и потому предпочитают ближайшие из этих заведений. Стало  быть, большинство мелких предприятий  розничной торговли работает на рынке  монополистической конкуренции.

     Но  дифференциация продуктов может  возникнуть и из различий в качестве, функциональных особенностях, даже в  восприятии. Большинство IBM-совместимых  персональных компьютеров работает на одном и том же программном  обеспечении, и в этой отрасли  достаточно много производителей. Тем  не менее, на рынке персональных компьютеров  отчетливо проявляется монополистическая  конкуренция: производители всеми  способами пытаются подчеркнуть  преимущество своих моделей в  надежности, скорости или портативности  над моделями конкурентов. В самом  деле, компьютерные журналы каждый год уделяют множество страниц  объяснению этих различий.

     Тот кто считает всех экономистов скучными людьми, никогда не встречался с Джоан Робинсон (Joan Robinson) (1903-1983), которая в 1930-е г.г., в одно время с Эдвардом Чемберлином (Edward Chamberlin), разработала теорию несовершенной конкуренции. Некоторые называли ее «прекрасной Джоан», некоторые — менее печатными именами, однако Робинсон — профессор кембриджского университета — стяжала себе заслуженную славу человека, способного отстаивать крайние, спорные позиции. Она впервые заявила о себе в 1933 г., опубликовав работу «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (The Economics of Imperfect Competition), которая помогла сломать незыблемое господство допущений о совершенной конкуренции в умах экономистов. В дальнейшем, как один из самых ранних и заметных предшественников кейнсианской макроэкономики, Робинсон приняла участие в жаркой дискуссии среди выдающихся американских экономистов о сущности капитала и жизнеспособности капитализма. В конце своей карьеры она уделяла все большее внимание проблемам распределения дохода и нестабильности капиталистической системы, избегая при этом математических методов, которые к тому времени стали общепринятым инструментом экономической теории. Некоторые считают, что она заплатила высокую профессиональную цену за свое иконоборчество — Комитет по нобелевским премиям так и оставил без внимания ее выдающийся вклад в развитие экономической науки.

     В. Совершенная конкуренция  как крайний случай несовершенной конкуренции 

     Мы  применили правило МС и MR к монополистам, стремящимся максимизировать прибыли, однако в действительности применимость этого правила горазда шире. Небольшое рассуждение приводит к выводу, что правило МС = MR в такой же мере справедливо и для максимизируюшего прибыль субъекта совершенной конкуренции. Мы можем объяснить это в двух пунктах.

     1. MR субъекта совершенной конкуренции:  Если MR меньше Р при несовершенной конкуренции, создается ли это условие при совершенной конкуренции? На самом деле нет. Для субъекта совершенной конкуренции продажа дополнительных единиц продукции никогда не приведет к снижению цены, и в силу этого «потери выручки от снижения цены всех предыдущих q» равны нулю, цена предельная выручка равны между собой.

Информация о работе Антимонопольное законодательство США