Аппарат (механизм) государства, функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятия и функции государства.
Рассмотреть понятие аппарата (механизма) государства и его основные части.
Изучить характеристику государственных органов РФ.

Содержание

Введение………………………………………………….…….....................3
1. Понятия и функции государства………………………………….….....5
1.1. Понятие, содержание и признаки………………….....…...........5
1.2. Классификация функций государства……………….………....7
2. Понятие аппарата (механизма) государства
и его составные части……………………………………........................14
2.1. Понятия, признаки и принципы аппарата (механизма)
государства……………………………………………….................14
2.2. Органы государственной власти: понятия, признаки классификация………………………………………………………….....16
3. Характеристика государственных органов
Российской Федерации……………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………….…..26
Практическое задание …………………………………………………….28
Литература…………………………………………....................................29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая !!!.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной  жизни, социальное регулирование по принципу «уравниловки» постепенно вытесняется. Уравниловка, как явление  примитивно-потребительское, выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Только в условиях свободы и экономической самостоятельности  производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

3. Функция финансового  контроля выражается в выявлении  и учете государством доходов  производителей. По закону часть  этих доходов в виде налогов  направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд.

Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют  местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.

Специфические функции  финансового контроля осуществляют государственные таможенные структуры, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству  накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

4. Функция охраны правопорядка  — это деятельность государства,  направленная на обеспечение  точного и полного осуществления  его законодательных предписаний  всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

Борьба с правонарушениями — важная, но не главная сторона  правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных  органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного право­порядка в стране — задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

5. Природоохранительная (экологическая) функция — жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно - чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. Например в США.

В Великобритании, Казахстане, России, на Украине, во Франции, ФРГ, Швеции и других странах существуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в  области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушения их требований. Наряду с высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора.

6. Функция государства  по обороне страны от внешнего  нападения — составляет важное  направление его деятельности. История  подтверждает, что на всех этапах  развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

Подавляющее большинство  современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой состоит в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижает возможность возникновения войн в жизни народов, предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции обороны страны емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Оборонная деятельность государства базируется на его военной  доктрине и складывается из пяти основных направлений.

1. Укрепление оборонной  мощи страны.

2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности.

3. Охрана государственных  границ.

4. Организация гражданской  обороны 

5. Военное обучение  запаса вооруженных сил (резервов).

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые  территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях; постоянное и равномерное развитие; скорейшее повышение уровня жизни; более тесные связи народов, входящих в данное содружество государств. Эти государства договорились устранить все ограничения в торговле между ними, ввести общий таможенный тариф в торговле с третьими странами, устранить препятствия для свободного передвижения лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области транспорта, энергетики и хозяйства, установить единые правила конкуренции и другое. Европейское сообщество заключило целый ряд конвенций со странами других континентов, с которыми оно тесно сотрудничает. В последнее время участники Европейского сообщества одобрили новые договоры о валютно-экономическом неполитическом союзах. В частности, большинство стран-участниц сообщества договорились к 1 января 1999 года перейти к общей валюте и единой системе обороны. В рамках сообщества функционирует ряд кредитных учреждений, в задачу которых входит финансирование мероприятий общей экономической и социальной политики (Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и другие).

Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и  судебные органы, компетенция которых  ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие аппарата  (механизма) государства и его составные части

2.1. Понятия,  признаки и принципы аппарата (механизма) государства

Механизм государства  -  есть система государственных  органов, посредством которых реализуется  государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.3

В широком смысле механизм государства  включает в себя три составные  части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Государственные учреждения -  это  такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются  для осуществления хозяйственной  деятельности в целях производства  продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

В более узком смысле механизм государства  нередко отождествляют с аппаратом  государства, представляющим собой  сложную систему органов, различающихся  своим местом в общей структуре  аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации,  являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.

Каждый государственный  орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое  государством в целях осуществления  строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.4

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; право исполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими  понятие  органов государства, являются следующие:

- осуществляют от имени   государства его задачи и функции  посредством определенного вида  деятельности в порученной области;

- обладают властными  полномочиями, чем и отличаются  от государственных учреждений  и предприятий;

- имеют определенную  компетенцию, т.е. закрепленную  совокупность задач, функций,  прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной  структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;

- образуются в порядке,  установленном законом.

Наделение государственных  органов полномочиями государственно-властного  характера  является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может  издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

2.2 Органы государственной  власти: понятия, признаки, классификация.

Органы государственной  власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

  1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком.
  2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.
  3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Информация о работе Аппарат (механизм) государства, функции государства