Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Россия, как всякая демократическая страна, охваченная процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой статус беженцев в Российской Федерации………………..5
Понятие «беженец» по российскому законодательству…………………...5
Правоспособность лица, признанного беженцем………………………….8
Глава 2. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………………………..13
2.1 Понятие «вынужденный переселенец» по российскому законодательству………………………………………………………………..13
2.2 Правоспособность вынужденного переселенца…………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиография …………………………………………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Специальность 021100 – Юриспруденция

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2-го курса очно-заочного

отделения

216 группы

Борзая Н.О.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Конституционное право РФ

 

на тему: Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

к.ю.н., доцент Дементьева В.А.

 

 

Допустить к защите:

 

_________________________

 

Оценка:

_________________________

 

 

«___» «____________» 2010 г.

 

Москва

2010

 

 

 

Содержание:

 

 

 

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Правовой статус беженцев в Российской Федерации………………..5

    1. Понятие «беженец» по российскому законодательству…………………...5
    2. Правоспособность лица, признанного беженцем………………………….8

Глава 2. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………………………..13

2.1 Понятие «вынужденный переселенец» по российскому законодательству………………………………………………………………..13

2.2 Правоспособность вынужденного переселенца…………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….23

Библиография …………………………………………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия, как всякая демократическая страна, охваченная процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства.

Вследствие распада СССР произошло многократное увеличение масштабов территории и расширение карты мира, что является результатом вынужденной миграции в стране и возникающих очагов политической напряженности и войн. Большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. «В большинстве союзных республик основой массовых действий и политического размежевания стала национальная идея и этнонационализм в его прокоммунистическом или антикоммунистическом вариантах, исповедуемый соответственно старыми или новыми политическими элитами доминирующих этнических групп»1. В связи с этим началось массовое переселение русскоязычного населения в Россию. Это вызвало необходимость правового регулирования статуса этих лиц.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ»1, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными  и правовыми актами Российской Федерации.

  В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства проживают иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Только граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

Когда началась массовая вынужденная миграция населения в Российскую Федерацию (всего за 1992 - 1999 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев и беженцев)2, законодательство по вопросам убежища в стране отсутствовало. Назрела необходимость разработки государственной миграционной политики и ее законодательного обеспечения, включая вопросы правового регулирования предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца в Российской Федерации, с учетом мирового опыта и существующих реалий постсоветского пространства. Вследствие этого возникла проблема соответствия российских правовых норм принципам и нормам международного права.

Целью курсовой работы является исследование правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. рассмотрение вопросов особенностей правового положения, регулирования прав и правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие «беженец», содержащее  как в международных нормах, так  в нормах российского законодательства;

- исследовать особенности правового положения беженца в Российской Федерации;

- комплексно исследовать правовой  статус вынужденного переселенца;

- изучить вопросы регулирования  прав беженцев и вынужденных  переселенцев на законодательном  уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовой статус беженцев в Российской Федерации

    1. Понятие «беженец» по российскому законодательству

 

Государство характеризуется наличием территории и населения. Правовое положение лиц, на которых распространяется территориальная юрисдикция данного государства, различно и в зависимости от этого выделяются такие группы, как граждане данного государства, граждане других государств (иностранцы), лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

В связи с вступлением в Совет Европы для Российской Федерации стало обязательным руководствоваться в своей практической деятельности положениями, содержащимися в основных нормативно-правовых актах Совета Европы о правах человека, соблюдать требования, содержащиеся в Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания3.

После присоединения к Конвенции 1951 г. в России в 1993 г. был принят Закон «О беженцах»4. В Законе подчеркивается, что он издан в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В случае расхождения международного договора и Закона применяются правила договора, за исключением тех случаев, когда это может привести к ограничению прав беженцев по закону.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое не является гражданином Российской Федерации; находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства); покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

Государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев5, им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.

Контроль за соблюдением прав беженцев осуществляется Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, устав, которого был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

19 февраля 1993 г. была принята первая  редакция Закона Российской Федерации  «О беженцах» N 4528-1, который вступил в силу 20 марта 1993 г. Закон должен был закрепить в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН 1951 г. и Протокола 1967 г., касающихся статуса беженцев, к которым Россия присоединилась 13 ноября 1992 г. без каких-либо оговорок и ограничений.

 

В июле 1997 г. была принята новая редакция Федерального закона «О беженцах», которая должна была с учетом применения действовавшего Закона и опыта других государств устранить его недостатки. Однако и новая редакция Закона все же не позволила устранить его основные недостатки и восполнить имевшиеся в нем пробелы.

Определение беженца в Законе «О беженцах», в отличие от конвенционного не содержит субъективного элемента. Лицо, желающее получить статус беженца, должно сослаться на совершение против него насилия или наличие реальной опасности подвергнуться насилию, а не демонстрировать свое отношение к этим обстоятельствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правоспособность лица, признанного беженцем

 

Статьей 8 «О беженцах» регламентируются права и обязанности лиц, получивших статус беженца.

Лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. Исходя из положений Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»6, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено ее международными договорами.

В случае необходимости сотрудники представительства ФМС России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.

Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания.

Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь, так               как этот вопрос регламентируется в законодательстве.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения. Они не имеют права приватизировать, бронировать, обменивать эти жилые помещения либо иным способом распоряжаться ими; сдавать их в поднаем; осуществлять раздел занимаемого жилого помещения; вселять временных жильцов без разрешения территориального органа миграционной службы.

Лица, признанные в официальном порядке беженцами, имеют также право на получение содействия в направлении их на профессиональное обучение или трудоустройство либо на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации. В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»7 подчеркивается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы

Беженцы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут занимать выборные и другие должности в государственной и муниципальной службе, работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных или морских судов и т.д. Это напрямую связано с отсутствием гражданства РФ у данной категории лиц.

Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. В законодательстве РФ и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»8 беженцам, так же как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий:

- пособие по беременности и  родам;

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при  рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу  за ребенком;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- единовременное пособие при  передаче ребенка на воспитание  в семью.

В отношении приема детей беженцев в государственные или муниципальные образовательные учреждения нет никаких различий с детьми граждан РФ, исходя из того, что положения ст. 43 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину право на образование, его общедоступность и бесплатность.

Лица, признанные беженцами, могут обращаться в территориальные органы ФМС России по месту пребывания в целях оформления проездного документа для выезда за пределы Российской Федерации. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 7 октября 1998 г. № 11629, утвердившее порядок оформления, выдачи и обмена проездного документа беженца.

Информация о работе Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации