Виды источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что изучение источников права, позволяет построить картину того, какими они были, как изменились, как менялись на протяжении времени, какие из них используются в современном мире и являются более значительными. Сравнение источников права античного времени с источниками современного права, позволяет выявить все плюсы и минусы, их отличия друг от друга, а также степень их значения в жизни людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
Глава1. Понятие источников права……………………………………………10
Глава 2. Виды источников права…………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.78 Кб (Скачать файл)

Нормативный договор – это добровольное соглашение двух или более сторон, интерпретация которого образует правовую норму, т. е. общезначимое, общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер. И в этом плане договор нужно отличать «от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договора купли-продажи в гражданском праве),  который устанавливает не юридические правила (нормы), а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов».

Далеко не всякий договор является источником права. Источником права является нормативный договор. Или его еще называют договором с нормативным содержанием, нормативно-правовым договором, автономным актом (договором).

В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре выступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содержится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязанностей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств. Нормативный договор представляет собой типичное проявление нормативной саморегуляции, или самоуправления, а тем самым принципа демократизма в характеристике политического (государственного) режима.

Исторические примеры показывают, что роль важнейшего источника права неоднократно выпадала на долю договора. Так феодальные государства, как правило, не имели писаных конституций. Длительное время государственный строй феодальных стран определялся разного рода соглашениями королей и городов, договорами сеньоров с их вассалами. Соглашениями этого рода являются договоры Новгорода с князьями, например, договор Новгорода с тверским князем Ярославом Ярославичем 1260г. Известный пример соглашения короля и баронов, определявшего государственный строй средневековой Англии, - Великая хартия вольностей 1215г. Законодательство само первоначально было результатом соглашений между отдельными носителями политической власти. Недаром писаное право в Средние века, в отличие не писаного обычного, носило наименование соглашений. Государствоведы последней четверти  начала XX вв. обратили внимание на то, что договоры не только устанавливают права и обязанности их участников, но в некоторых случаях направлены на установление норм права, которым обязуются подчиняться участники такого рода соглашений.

Примером нормативных договоров в отечественном конституционном праве является Федеративный договор от 31 марта 1922г. – договор о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

В трудовом праве различают два вида нормативных договоров -  коллективные договоры (правовой акт, регулирующий трудовые отношения между работодателями и работниками) и коллективные соглашения (правовой акт, в котором содержатся обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории). Соответственно, выделяют специальное, отраслевое и генеральное соглашения6.

Правовая доктрина состоит из идей и высказываний авторитетных ученых – юристов, изложенных ими в научных трудах, которым придается общеобязательное значение и из которых выводятся общеобязательные правила поведения, имеющие предоствительно-обязывающий характер. Так, в Древнем Риме при вынесении судебных решений было принято ссылаться на труды известных юристов (Ульпиана, Павла, Гая) как на общеобязательные нормы. Истории известен такой факт. В 426 г. Был издан специальный акт об обязательном руководстве взглядами корифеев юриспруденции при решении конкретных дел. Правовая доктрина как источник права использовалась во Франции.7

Наибольшее распространение в настоящее время этот источник права имеет в мусульманских странах. Мусульманская правовая доктрина играет роль интерпретатора шариата  (совокупности предписаний Корана и сунны – собраний преданий о поступках и высказывания пророка Мухаммеда). В результате подобного правового осмысления шариата формулируются, например, правовые правила: «необходимость делает разрешенным запретное», «ущерб должен быть компенсирован», «из двух зол выбирают менее тяжкое», «никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «обычай имеет значение нормы». В результате «мусульманское право представляет собой один из примеров права юристов. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или сунне, а ссылается на авторитетного автора». Правовая доктрина сохраняет свое значение и в англо-саксонском праве. В России доктрина в качестве источника права не используется.

Религиозные нормы (каноны) как источники права.

История дает пример того, как  государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать с ней в противоречие, придавало обязательную силу религиозным нормам (канонам). Как и правовой обычай, религиозные нормы, получая государственную поддержку, приобретали характер источников права. В некоторых странах и ныне религиозные тексты сохранили это значение, что особенно характерно для системы мусульманского права, индусской правовой системы.

Религиозные нормы – это правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.

В древности и Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.

Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативно-правового акта:

- издается уполномоченным государственным органом;

- обладает определенной  юридической силой;

- регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

- имеет конкретную сферу  применения;

- охраняется от нарушений  правоохранительными органами государства;

- обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативно-правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права:

нормативный акт точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

нормативный акт занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;

нормативный акт может быть издан оперативно, в любой совей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.

нормативно-правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу,  деление на разделы главы,  статьи,  параграфы,  пункты,  подпункты,  части,  абзацы,  примечания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта – результат длительного развития теории и практики нормотворчества. 8

По своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Самое большое значение среди нормативных правовых актов всегда отводится Конституции, законам и подзаконным актам.

Конституция - нормативный правовой акты высшей юридической силы, закрепляющий основы государственного и общественного строя, правовой статус личности, разделение властей, и иные важные общегосударственные положения. Конституция страны имеет прямое действие и применяется на всей территории государства, ей присуще юридическое верховенство в иерархии действующих источников права. Контроль над соблюдением данного принципа возложен на высший судебный орган – Конституционный суд. Изменения в Конституции, как правило, вносятся в результате применения специальной процедуры.

«Законы (официальные источники норм) – это форма выражения объективирование права вовне».

Нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов, именуются подзаконными актами.

Подзаконные  нормативные акты можно классифицировать на: акты главы государства (в частности, в России – нормативные указы Президента РФ); акты высшего исполнительного органа государства (в России – нормативные постановления Правительства РФ); акты (приказы, инструкции, положения) иных органов исполнительной власти (общих, региональных и местных) органов; локальные акты, принимаемы в пределах полномочий конкретных организаций, учреждений, или предприятий.

Источники права в РФ

Каждая национальная (национально-государственная) система права, наряду с другими особенностями, отличается и своеобразием источников действующего (позитивного) права. Вместе с тем различные национальные системы права, входящие в ту или иную правовую семью, имеют и некоторые общие черты, которые присущи и соответствующим источникам права. В российской системе права, как и в других системах права, относящихся к романо-германской правовой семье, в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты). Определенную роль в качестве источников российского права играют также нормативно-правовой договор и обычное право (санкционированные государством обычаи). Приоритетное значение в системе источников современного российского права имеют официально признанные и закрепленные в Конституции РФ естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека. Хотя в самой Конституции РФ не используется понятие "естественное право", однако закрепленные в ней основные права и свободы человека являются именно естественными правами и придают конституционному правопониманию естественноправовой характер. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 2 Конституции о человеке, правах и свободах человека как "высшей ценности" и ч. 2 ст. 17 о том, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека закреплены в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 2, гл. 2). Так, ст. 18 Конституции гласит: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, "перечисление в Конституции Российской Федераций основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина". Это означает конституционное признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном международном праве и международных пактах естественных прав и свобод человека. В целом присущее Конституции РФ новое (естественно- правовое) правопонимание подразумевает и означает, что признанные и гарантированные в ней основные права и свободы человека имеют исходное, определяющее и приоритетное значение по отношению ко всем остальным источникам (и нормам) действующего в РФ позитивного права, включая и правоположения самой Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (см. ст. 2, 17, 18, 55), все действующее в РФ позитивное право, вся правоустановительная, правозащитная и правоприменительная деятельность государства должны определяться требованиями признания и соблюдения прав и свобод человека, соответствовать этим требованиям, не противоречить им. В этом и состоит основной правовой смысл закрепленной в Конституции РФ своеобразной естественноправовой концепции правового закона в условиях правового государства. 

Информация о работе Виды источников права