Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:26, курсовая работа
Поражение царской России в Крымской воине, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России и заставили царизм заняться военными преобразованиями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ СФЕРЫ НАКАНУНЕ РЕФОРМ
1.1 Предпосылки и причины военных реформ…………………………..5
1.2 План военных преобразований………………………………………8
Выводы по первой главе………………………………………………..11
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ВОЕННЫХ РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
2.1 Реформы в области организации, комплектования армии и управления войсками……………………………………………………………12
2.2 Перевооружение армии……………………………………………….16
2.3 Изменения в области боевой подготовки войск…………………….19
2.4 Реформы в области организации армии и комплектования войск в 70-е годы………………………………………………………………………….23
Выводы по второй главе………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемых источников… ………………………………..29
Выводы по первой главе
Анализируя план военных преобразований, необходимо сделать следующие выводы:
Военные реформы вызывались необходимостью укрепить армию, призванную обеспечивать господство эксплуататорских классов внутри страны в новых исторических условиях, а также выполнять внешнеполитические задачи царизма;
Необходимость преобразований
обусловливалась также быстрым
развитием военной техники (
Объективный смысл плана
военных преобразований заключался
в стремлении реорганизовать вооружённые
силы России в массовую буржуазную
армию. Вместе с тем план военных
преобразований сохранял ряд принципов
военно-феодального устройства (комплектование
армии путём рекрутских наборов
и др.), что являлось неизбежным в
условиях существования самодержавно-
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ВОЕННЫХ РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
2.1 Реформы
в области организации,
Осуществление основной цели Милютина − создание небольшой кадровой армии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течение всей военной реформы.
Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по сокращению численного состава армии.
В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены меры преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы военной организации по следующим направлениям:
1. Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрут.
2. Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.
3. Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новых частей.
4. Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы.
Артиллерийские части должны были быть организованы по следующему принципу: при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из 4 батарей, (для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду из 2 батарей).
Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47 артиллерийских бригад (по числу дивизий), каждая из 3-х батарей по 8 (4) орудий. Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7 конноартиллерийских бригад по 2 батареи [3, c. 67].
Основным преобразованием
в области реорганизации
Создание стройной системы
местного управления войск являлось
важнейшей задачей, стоящей перед
Военным министерством, без выполнения
которой были невозможны дальнейшие
преобразования в армии. Необходимость
данных преобразований обуславливалась
тем, что штабы армий выполняли
как командные, так и административно-
Милютин предложил создать
территориальную, окружную систему, при
которой снабжение и
В августе 1864 г. было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом, он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа
Наряду с реформой местного
военного управления на протяжении 60-х
годов происходила и
Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и инженерное. Эти главные управления по-прежнему возглавлялись лицами императорской фамилии.
В 1863 г. была произведена
реорганизация департамента генерального
штаба. Он был объединен с военно-
В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1 января 1869 г. было введено Положение о Военном министерстве, согласно которого оно состояло из императорской Главной квартиры, военного совета, главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск), а также управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых.
Военный совет также претерпел
изменения. Как состав, так и его
функции были расширены. Помимо решения
законодательных и
Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебная реформа. Основной причиной её внедрения было стремление приспособить военные суды к разбору дел, связанных с революционным движением в армии [11, c. 78-79].
15 мае 1867 г. был принят
проект военно-судебного
Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из 3-х человек: председателя − штаб-офицера и 2-х членов − обер-офицеров. Состав суда назначался командиром полка и рассматривал дела, аналогичные мировому суду (о нижних чинах). Дела слушались по приказу командира полка, и приговор утверждался командиром полка. Процесс судопроизводства в полковых судах исключал состязательность.
Главный военный суд создавался при Военном министерстве, в качестве «верховного кассационного суда». 5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, в котором предусматривалось 2 вида наказаний - уголовные и исправительные. К уголовным относились: смертная казнь, ссылки на каторжные работы, поселение с лишением всех прав и заключение в крепости. Исправительные наказания определялись в зависимости от сословной принадлежности: для офицеров (ссылка в Сибирь с увольнением и лишением прав, временное заключение в крепости с увольнением, временное заключение в тюрьме с увольнением, содержание на гауптвахте, денежные взыскания), для нижних чинов (временное направление в военно-исправительные роты, заключение в военной тюрьме, денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу с переводом в разряд штрафных).
Новая организация военных
судов предусматривала
2.2 Перевооружение армии
Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлось перевооружение армии. Развитие военной техники, обусловившее переход от гладкоствольного к нарезному вооружению, влекло за собой изменение всей боевой подготовки, требовало иных тактических принципов.
В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии.
К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками.
Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейного производства. В 1855 г. Обухов разработал проект производства орудий из литой стали, и лишь в 1857 г. в Златоусте началось строительство сталепушечного завода. В конце 1860 г. в Петербурге были произведены испытания 12-фунтовой пушки Обухова. Пушка выдержала 4000 выстрелов, а анализ стали показал, что она содержит в своем составе 99,81% железаВ 1862 г. пушка Обухова заняла первое место на всемирной выставке в Лондоне. Таким образом, к началу 60-х годов в России были созданы все условия для развития отечественного сталепушечного производства. В 1863 г. началось строительство сталепушечных заводов в С-Петербурге и Перми, начали отливать орудия в Петрозаводске и Александровском заводе [12].
Введение нарезных, заряжающихся
с дула орудий было начато в 1860 г. На
вооружение полевой артиллерии были
приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром
3,42 дюйма, превосходящие ранее
В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казенной части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия - 4-фунтовыми.
Для перевооружения полевой
артиллерии требовалось 1200 орудий. В
связи с тем, что заводы не могли
в короткие сроки перейти к
массовому выпуску стальных стволов,
было принято решение добиться выпуска
бронзовых орудий, заряжающихся с
казенной части. Во второй половине 60-х
начале 70-х годов под руководством
А.С.Лаврова проводились
В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-стволльные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на вооружение 2,5 дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. За границей такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов.
Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874 гг.) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в запасе находилось 851 орудие, был осуществлен переход от деревянных лафетов к железным [16, c. 112].
Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано с развитием тесных отношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морским министерством. В 1859 г. морское ведомство заключило контракт на изготовление двух двигателей мощностью по 800 л.с. для фрегатов «Дмитрий Донской» и «Александр Невский».
Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства с частной промышленностью, в 1860−е годы переросло в тесный союз, т.к. в этот период морское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морской технике − строительстве броненосцев. В 1870−е годы был построен броненосный корабль «Петр Великий» общей стоимостью 5,5 млн. руб., после чего, вследствие скудности флотских ресурсов и финансового кризиса в государстве, броненосцы сооружались лишь в малом количестве.
В начале 60−х годов в армиях Европы возник вопрос о переходе к нарезному стрелковому оружию, заряжающемуся с казенной части. Таким образом, Военное министерство, едва закончив к середине 60−х годов перевооружение армии нарезным оружием, заряжающимся с дула, вынуждено было снова изыскивать новые системы стрелкового вооружения. Первоначально было принято решение на переделку стоящих на вооружении 6-линейных винтовок. В 1866 г. этот образец, (со скорострельностью 5-6 выстрелов в мин.) принимается на вооружение, как временный.
Наряду с изготовлением новых и переделкой старых 6-линейных ружей, в конце 1868 г. на вооружение принимается малокалиберная винтовка системы Бердана, усовершенствованная полковником Горловым и капитаном Гуниусом, калибром 4,2 линии. К 1874 г. оружейные заводы окончательно освоили производство малокалиберных ружей, однако к началу русско-турецкой войны лишь третья часть пехоты была перевооружена на малокалиберные винтовки [7, c. 99].
2.3 Изменения в области боевой подготовки войск
Неудачи в Крымской войне
вызвали серьезную критику
Вследствие этого с конца 50−х годов в отдельных частях войск боевая подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированы учебные батальоны для подготовки учителей «искусной стрельбы», вошло в практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты, для обучения их стрельбе из орудий. Обращено было внимание на физическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г. создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов гимнастики и фехтования.
Были приняты меры для распространения грамотности в войсках. В 1858 г. помимо войск гвардии, обучение письму, чтению и арифметике осуществлялось в гренадерском, 4,5 и 6 АК.
В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучении рекрут, в котором указывалось на необходимость обучения рекрут строго практическим целям − обучению тому, что необходимо на войне, с главным упором на осмысленном усвоением солдатами приобретаемых ими знаний.