Военные реформы второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Поражение царской России в Крымской воине, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии европейских держав требовали коренной реорганизации военного дела в России и заставили царизм заняться военными преобразованиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ СФЕРЫ НАКАНУНЕ РЕФОРМ
1.1 Предпосылки и причины военных реформ…………………………..5
1.2 План военных преобразований………………………………………8
Выводы по первой главе………………………………………………..11
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ВОЕННЫХ РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
2.1 Реформы в области организации, комплектования армии и управления войсками……………………………………………………………12
2.2 Перевооружение армии……………………………………………….16
2.3 Изменения в области боевой подготовки войск…………………….19
2.4 Реформы в области организации армии и комплектования войск в 70-е годы………………………………………………………………………….23
Выводы по второй главе………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемых источников… ………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая).docx

— 58.18 Кб (Скачать файл)

Большое развитие получает новая отрасль военного образования - обучение саперному делу. С этой целью к саперным бригадам прикомандировывались на месячный срок команды для обучения саперному делу инструкторов [10, c.34].

На протяжении 60-х годов  были разработаны и изданы новые  уставы. Основные положения боевой подготовки войск наиболее полно  были раскрыты в учебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три условия обучения [2, c 45] :  1.Учить войска в мирное время только тому, что необходимо на войне. 2. Учить солдат боевому делу необходимо в той последовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предмета обучения. 3. Учить преимущественно примером. Придавалось большое значение одиночной подготовке солдата. Устанавливалось 2 вида боевого построения войск: рассыпной (при применении огнестрельного оружия) и сомкнутый (при применении холодного оружия).

«Устав строевой пехотной службы» был разработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя: развитии огня пехоты в сочетании с действием холодным оружием, совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и батальонов.

Строевые уставы пешей  и конноартиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац - парадным приемам. Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым видам вооружений.

Однако более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристов препятствовали непрерывные изменения в материальной части артиллерии, отсутствие должного количества боеприпасов и отсутствие разработанной теории стрельбы из нарезных орудий. Лишь в 1874 г. был принят способ пристрелки путем захвата цели в  “вилку”. Причиной невысокого уровня огневой подготовки являлся так  же недостаток строевых офицеров − артиллеристов (так в Виленском военном округе некомплект офицеров − артиллеристов составлял 72%). Несмотря на все эти недостатки, общая тактическая подготовка артиллерии значительно повысилась. Наиболее серьезным недостатком являлось отсутствие должного взаимодействия с пехотой.

Устав о кавалерийской  строевой службе был издан в 1869 г. По которому состав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на 4 взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось одиночному обучению всадников, был значительно расширен раздел «Об атаке». Как недостаток можно отметить то, что значение оружейного огня для кавалерии по-прежнему отрицалось. Новый устав был направлен на обучение кавалерийских частей тому, что необходимо на войне, однако плац - парадные традиции, действовавшие в кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлись серьезным тормозом внедрения новой системы обучения, что обуславливало слабую подготовленность отдельных частей кавалерии к действиям в боевых условиях.

Распространение грамотности являлось «вспомогательной отраслью военного образования». Приток в армию новых командных кадров, окончивших военные и юнкерские училища, и подготовка значительного количества грамотных унтер-офицеров,  способных обучать солдат чтению и письму − обусловило в конце 60−х,  первой половине 70−х годов определенные успехи в распространении грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70−х г. создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открыты солдатские чайные.

Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки офицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебные команды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров в пехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В команды выделялись по 4−5 чел. от каждой роты и эскадрона ежегодно.

В 1874 г. было принято решение  о создании учебных команд в артиллерийских и инженерных частях. Учебные команды  в артиллерии создавались 2-х типов: при батареях, парках и крепостных ротах − для подготовки бомбардиров, наводчиков и лаборатористов − со сроком подготовки 1 год (в программу подготовки включались строевое образование, знание караульной службы, гимнастика, грамота, арифмтика и артиллерия). В учебных командах этого типа обучались 10% состава батарей. И второго типа − при артиллерийских бригадах и крепостях для подготовки фейерверкеров со сроком обучения 2 года (в программу подготовки включались русский язык, арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, коневодство). В эти команды включались 50% успешно окончивших батарейные команды.

Для сокращения некомплекта  унтер-офицеров в 1871 г. было принято  положение о приеме на сверхсрочную службу чинов унтер-офицерских званий. В 1874 г. им было увеличено денежное содержание: фельдфебелям и ст. вахмистрам − 84 р., унтер-офицерам − 60 р.

В качественном отношении  состав офицерского корпуса, в середине 60−х годов был чрезвычайно низок. Большинство офицеров не имело никакого военного образования (около 70%). В 1872 г. Военным министерством был принят ряд мер к улучшению материального положения офицеров (значительное увеличение жалования, установление квартирных окладов, выдача жалования ежемесячно, а не 3 раза в год). Вместе с этим вводятся офицерские собрания и устраиваются библиотеки. Эти меры, в сочетании с регулярными занятиями с офицерами, введенными в 1873 г. способствовали уменьшению некомплекта и повышению образованности офицеров [14, c. 56-57].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Реформы в области организации армии и комплектования войск в 70−е годы

 

Международная обстановка конца 60−х годов, характеризовавшаяся значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована.

Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем, из-за больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по штату военного времени так же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых, не давало ощутимых результатов (введение по войне во всех полках четвертых батальонов увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.), а во-вторых, это привело бы к “увеличению численности армии в ущерб ее достоинству, при отсутствии должных условий увеличения. Отвергнув эти пути, Милютин приходил к выводу о необходимости формирования резервной армии, которая должна формироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этом планировалось изменения порядка воинской повинности и сокращение сроков действительной военной службы.

Предложения были изложены в записке Милютина Александру II «О развитии наших вооруженных сил» в ноябре 1870 г. и был положен в основу реорганизации армии [9, c. 112].

В августе 1871 г. Милютин составляет новую записку, в которой освещает новые соображения об увеличении вооруженных сил в случае войны, не прибегая к формированию новых частей.

Предполагалось увеличить  число пехотных дивизий в мирное время до 64 (без гвардейских и  гренадерских), т.е. на 10 дивизий, причем половину их, расположенных в пограничных районах − с укомплектованностью 75% военного времени, а вторую половину, расположенных во внутренних округах − с укомплектованностью 5% военного времени. Одновременно с этим сокращались армейские стрелковые бригады, в итоге общая численность войск возрастала всего на 80 батальонов. 2

Планировалось увеличить  с 10 до 19 количество кавалерийских дивизий, за счет ограничения их состава 4−мя полками: драгунским, уланским, гусарским и казачьим.

Таким образом, общее количество полевых действующих войск в  мирное время должно было составлять 651 тыс. чел. (увеличение на 113 тыс. чел.), а в военное 1095 тыс. чел. (увеличение на 119 тыс. чел.).

Резервные  или вспомогательные войска должны были формироваться только в военное время. При каждом из запасных батальонов, создавался отдельных резервный батальон. Таким образом, общее количество этих резервных частей должно было составлять 200. Резервные артиллерийский части предполагалось формировать при запасных артиллерийских батареях.

28 февраля 1873 г. открылось  секретное совещание, под председательством Александра II. На совещании была окончательно утверждены организация и состав действующих войск. Количество пехотных дивизий осталось без изменений, за исключением формирования одной дивизии в Кавказской армии. Каждая дивизия разделялась на 2−е бригады. Организационно дивизия включала 4 полка, полк − 4 батальона, по 4 роты в каждом.

В кавалерии существующие дивизии, состоящие из 6 полков, было принято разделить пополам, образовав 16 дивизий 4−полкового состава,  для чего каждой из них придавалось по одному донскому казачьему полку. Каждая дивизия так же разделялась на 2-е бригады.

Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет (в 1856 г. срок действительной военной службы был  официально уменьшен до 15 лет, в 1859 г. − до 12 лет, а в 1868 г. − до 10 лет. В результате этих мероприятий численность армии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в 1868 г. Еще 500 тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны из запаса в любой момент. Но по численности солдат, способных в случае войны сразу встать под ружье, Россия еще отставала от ведущих европейских держав) [4, c. 124-125].

Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословной повинности, остановимся на записке «О главных основаниях личной военной повинности» от 7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военной повинности [15]:

1.  Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности, состоят в одном из 4-х разрядов ВС.: а) в регулярной армии или флоте, б) в войсках иррегулярных, в) в запасных войсках, г) в ополчении.

2.  Зачисление на действительную службу решается жребием.

3.  Льготы по семейному положению − освобождение от жеребьевки предоставляются: а) единственному сыну (внуку − не имеющим сыновей) вдовы (вдовца), б) брату круглых сирот, в) единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей, если он имеет семейство, хозяйство или дом.

4.  Льготы по образованию − отсрочки предоставляются лицам, обучающимся к моменту призыва в средних и высших учебных заведениях.

5.  В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммой с зачислением в ополчение.

6.  Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срок действительной службы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащий состоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении.

7.  Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения, предоставляется право поступать в армию вольноопределяющимися, и по окончанию службы, выдержав экзамен, зачисляться в запас офицерами.

17 ноября было опубликовано  «высочайшее повеление» о создании комиссии для разработки Положения о воинской повинности. 5 января комиссия приступила к работе. Остановимся на разработке ею важнейших разделов проекта устава.

Общий срок службы по призыву  устанавливался в сухопутных войсках  в 15 лет (6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании − пребывание в ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодный контингент призыва определялся в 30% от числа лиц, достигших призывного возраста, остальные зачислялись прямо в ополчение. Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а при ее отсутствии − жеребьевкой.

Льготы по семейному положению определялись: 1 разряда − единственному сыну при неработоспособном отце или матери − вдове и при смерти отца при наличии нетрудоспособных членов семьи. 2 разряда − единственному сыну, при работающем отце. 3 разряда − для лиц, непосредственно следующих за братьями, находящимися на действительной военной службе.

Льготы по образованию устанавливались 2−х видов: отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений; и сокращение срока действительной службы, соответственно полученному образованию. Для лиц с высшим образованием − 1,5 года (при общей продолжительности службы в запасе до 36 лет). Для лиц, окончивших прогимназии и училища − 3 года, в запасе − 12 лет. Для лиц, окончивших начальные училища − 4 года, в запасе − 11 лет.

В середине апреля 1873 г. проект Устава о воинской повинности поступил на обсуждение в Особое присутствие  Государственного совета. В результате чего в проект Устава был внесен ряд изменений, не коснувшихся основных принципиальных положений.

1 января 1874 года Устав  о воинской повинности был  утвержден Александром II [11, c.123]  .

 

 

 

Выводы  по второй главе

 

Преобразования в области  перевооружения ставили своей задачей  обеспечить армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной промышленности.

Изобретения и открытия русских  ученых и инженеров Обухова, Гадолина, Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др. В значительной степени способствовали реализации программы перевооружения.

Однако, экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым препятствием в деле перевооружения. Эти трудности  усугублялись преклонением Александра II и придворных перед иностранным, в ущерб развития собственной промышленности.

Серьезным препятствием в  деле боевой подготовки являлось недостаточное  финансирование Военного министерства.

Второй причиной, значительно  влияющей на боевую подготовку являлось отсутствие казарм.

Обширная программа преобразования армии утвержденная секретным совещанием 1873 г. в течение ближайших 3−4 лет реализована почти не была в основном из-за отсутствия средств. 

 В деле разработки мобилизационного плана был предпринят ряд серьезных мер. В конце 1875 г. был создан мобилизационный комитет, который с 1875 по 1877 гг. привел в надлежащую систему все сведения о готовности армии по всем отраслям ее личного и материального снабжения.; обсудил и указал на меры, которые должны быть приняты управлениями для наилучшего распределения имеющихся средств и пополнения недостающих предметов. В мае 1876 г. он приступил к составлению общего мобилизационного плана, однако осложнение политической обстановки весной 1876 г. заставила отказаться от этой работы и приступить к подготовке ряда неотложных мер, связанных с угрозой войны.

 

 

Заключение

Милютинские военные реформы в период 60 − 70-х гг. XIX века составляли неразрывную часть буржуазных реформ, проводимых Александром II.

Организация войск, принятая в 60−е гг., ставила своей задачей сокращение до минимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличение в период войны.

Информация о работе Военные реформы второй половины 19 века