Возникновение и развитие социологии религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:42, реферат

Краткое описание

Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина примерно с середины прошлого века Своим возникновением она многим обязана тем процессам в европейском обществе, начало яки их положила эпоха просвещения и антифеодальных буржуазных революций Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социал льного института, особенно со стороны французских энциклопедистов XVIII в (Гельвеций, Гольбах, Дидро) Эта критика способствовала пробуждению интереса к вопросам о социальной обусловленности религии и ее роль в жизни общества Религия выделяется из совокупности общественных институтов как феномен особого вида, в отношении которого все остальные общественные реалии рассматриваются как мирские, секулярноелярні.

Вложенные файлы: 1 файл

4 Возникновение и развитие социологии религии.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Еще в работе \"Правила социологического метода\" он рассматривал отношения между научно выдающимся рациональностью и нерациона-листичнимы аспектами жизнедеятельности, такими очевидными в человеческом обществе На в отличие от многих ученых того времени, Дюркгейм пришел к выводу, что общество - это нечто большее, совокупность индивидов, его составляющих, несколько больше, чем совокупность индивидуальных представлений и действий его членов, что оно - это социальный факт, особая социальная реальность, то универсальное, что превращает индивидов на часть социального целого Общество включает феномены вне индивидуальные, напри клад язык; к \"надындивидуальных\" феноменов относится и религийія.

В работе \"Разделение труда\" (1893) Дюркгейм рассматривает проблему возрастного плюрализма и дифференциации в современном обществе В традиционном обществе существует то, что Дюркгейм называет \"механическая солидарность тю \": индивиды мало отличаются друг от друга; разделяя коллективные представления, они испытывают одинаковые чувства, привержены одним и тем же ценностям В дифференцированном обществе современного ты пу складывается иная, «органическая солидарность\", когда вместе живут разные и менее зависимы друг от друга люди Поскольку индивиды специализированы в своем труде, они нуждаются друг в друге и находят спосо бы совмещать свои отличия Закон, например, помогает удерживать в определенных рамках поведение индивидов, которые нуждаются в обществе, тогда как ранее средствами были смерть или изгнание Дюркгейм фо рмулюе в этой работе концепцию интернализации моральных норм индивидом Основываясь на обобщении большого статистического материала и других методик исследования самоубийств (Дюркгейм анализировал причины бы ильшого процента самоубийств у протестантов, чем у католиков), он описывает такой феномен, как социальная солидарность в современном обществе и ее аномалии в виде аномии Это понятие Дюркгейм рассматривает в труда \"Самоубийство\" (1897) Главная идея Дюркгейма: индивид - производное от общества, а не наоборот Исторически первые коллективистские общества - с \"механической солидарностью\", где все похожи друг на одно го и жизни руководствуется социальными императивами и запретами, навязываемых Индивиду группой и которым он подчиняется как высшей силе Следовательно, нельзя объяснить такие социальные феномены, как социальная диференци ация и \"органическая солидарность\" (каждый может думать, требовать и поступать собственных предпочтений, почему они их отдают), исходя \"из индивидов\" социальная система не сводится к составляющим ее элементам ей, целом принадлежит приоритет по отношению к части до частин.

В \"Элементарных формах религиозной жизни\" Дюркгейм сводит воедино, подытоживает свой анализ социальной жизни На примере примитивного общества австралийских аборигенов он объясняет способ, вспом мощью которого религия в таком обществе обеспечивает социальную солидарность как \"механическую солидарность\" Наряду с этим он считает, что в более развитом, социально дифференцированном обществе религия с пригоден обеспечивать чувством защищенности, надежной опоры и осмысленности существования, утрата которых и приводит к аномии (и к самоубийству, в том числе как следствие потери смысла и значимости норм) что при удается, Дюркгейм специально не рассматривал вопрос о том, какой должна была бы быть религия в обществе достаточно полно развитой «органической солидарноститі".

Главное, что внес Дюркгейм в социологию религии, это понятие религии как силы, интегрирует общество

В Германии, где также развивалась социальная наука, преобладали политические интересы и религия интересовала немецких исследователей в первую очередь в связи с политической борьбой, а не как действующих социальной соли идарности важный вклад в становление социологического дослиження религии здесь внес КМаркса (1818-1883) Он рассматривал религию как социальный феномен: религия включена в систему общественных отношений порождается ими (в первую очередь - экономическими, которые выступают как базис, определяющий целую совокупность производных, \"надстроечных\" образований, таких как политика, право, искусство, мораль, философия и религий я) Понимание религии как социального феномена означало также, что религия рассматривалась как важный социальный фактор, выполнявший вполне реальные функции в жизни общества и удовлетворял определенные интересы и потребности Это фактор, внешним и принудительным образом влияет на людей, подобен любому другому социальному институту Тем самым Маркс способствовал развитию функционального подхода к религиямелігії.

Одна из отличительных особенностей теории Маркса - представление об исторической природе религии как порождения преходящих социальных условий, основу которых составляет присвоение чужого труда, социальное неравенство, кол ли свобода одних означает порабощение других В условиях классовой борьбы религия выступает как идеология (она была ее исторически ранней формой), отсюда ее социальная функция - функция идеологическая, ее суть в том, что религия оправдывает и узаконивает существующие социальные устои или осуждает их, отрицая их право на существование Она может питать социальный конформизм, внушая иллюзии («опиум народа\") и тем са мым выступая тормозом общественного прогресса, или стимулировать социальный протест, выступать как революционные движения Если раньше христианство было революционным движением низов римского общества, то впоследствии течение двухтысячелетней истории, после того, как оно стало государственной религией и таким образом образовался \"союз алтаря и трона\", социальные принципы христианства оправдывали социальную неривнис во и эксплуатацию человека человеком как бого установленных рядомдок.

Главную роль в учении Маркса, так же, как к нему в ЛФе-йербаха, а затем в ЗФрейда, играла тезис о компенсационную функцию религии Религия - это \"сердце бессердечного мира\": страдания в этом с мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни, праведники обретут \"царство божье\" В условиях глубокого социального раскола общества, когда интересы одной его части могут быть по обеспечен за счет другой, только иррациональные факторы - верования и ценности, которые не могут быть рационально обоснованы и не подлежат проверке, которые заданы извне как сакральные, способны пидтримува ты социальное устройство, обеспечивать интеграцию общества в интересах господствующих классов и тем самым препятствовать его революционной перестройке в интересах трудящихся масс Религия - разновидность \"отчужденной сви домости \", порождение общественного процесса, развивающегося в отчужденных формах, в силу чего обычные,\" естественные \"вещи наделяются« сверхъестественными »свойствами (товарный фетишизм): продукты человеческой ди тельности как внешняя, чуждая сила начинают господствовать над людьми Если религия - выражение экономического отчуждения, то при преодолении его (ликвидацией частной собственности на средства производства) устраняют ся условия, необходимые для существования религии, она исторически изживает себя, \"умирает естественной смертью\" У Маркса религии противостоит идея самоосуществления человека Критика религии завершается категорическим импер ативом, требующий ликвидации тех условий, которые мешают человеку в полной мере реализовать себати себе.

Во многом не соглашался с Марксом М Вебер (1864 - 1920) Хотя он признавал, что религия может действовать как консервативная сила и часто выступает именно как помеха на пути социального развития, в то же время она способна действовать как один из факторов социальной динамики Вебер исходил из того, что все общественные институты, структуры, формы поведения фактически основываются и регулируются тем понятием, которое в них вкладывают люди Главная функция религии - функция смисло-понимание, рационализация человеческой деятельности Поэтому религия обладает мощным потенциалом воздействия на человеческую деятельность, каким бы ни был направление цие й деятельности Вебер рассматривает религию прежде всего как фактор социального изменения значительной мере вся его концепция социального развития основана на двух понятиях - харизмы и предсказаниякування.

В отличие от Люркгейма Вебера интересуют прежде мировые религии, то есть те, которые имеют наибольшее количество последователей и осуществляют наибольшее влияние на ход истории В работе \"Протестантская этика и дух капитализма \"(1905) он исследует вклад христианства в историю Запада, доказывая, что протестантская Реформация и новая ветвь христианства, возникающая в ее результате - протестантизм способствовали проб удженню движения предпринимательства и культивировали аскетический стиль жизни, что стимулировало развитие современной экономики, преобразование феодальной Европы в общество, которое олицетворяло достижения современной культуры Он делает это на серьезной эмпирической основе, анализируя большое количество проповедей той эпохи и других письменных источников Для Вебера показательно то, что ему удалось органично соединить конкретно-эмпирическим й и абстрактно-теоретический уровни социологического исследования с помощью сравнительно-исторического анализа Вебер проверяет свою гипотезу о роли религии в экономическом развитии, исследуя наряду с пр отестантизмом иудаизм, ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство Если Дюркгейм строил свои аргументы на рассмотрении сравнительно небольшого количества фактов, но распространял выводы на религию в целом, то Вебер совершил небывалое по масштабу исследование, охватившее практически весь мир На этой эмпирической основе Вебер сформулировал утверждение о том, что крупные религиозные традиции совершили существенное влияние н а различия путей развития Запада и Востока, более конкретно - что иудаизм, ислам, католицизм и протестантизм больше способствовали рационализации социальной жизни, чем индуизм, буддизм и конфуцианство Веб ер пытается таким образом обнаружить в истории связанные с религией корни Новой истории, современной западной культурультури.

Второй важное направление исследований Вебера - анализ процесса \"расколдовывание\" мира, того процесса, благодаря которому из отношения \"цель - средства\" устраняются элементы магической практики Они уступают \"Цилер рациональным \", ориентированным на успех средствам: мир предстает как\" материя \", которая может и должна быть подчинена человеку Своей высшей точки этот процесс достигает в аскетическом протестантизме, в кальвинизме, но его истоки лежат в иудейском пророцтви1 Вебер сравнивает различные религии, выясняя, какую степень рационализации экономической деятельности предполагает та или иная религиозная этика С 1916 по 1919 гг Вебер вы пускает серию статей на эту тему, объединенных под общим названием \"Хозяйственная этика мировых религийігій".

Если в XIX и XX веках упадок религии представлялся многим как триумф человеческого разума, как результат просветительской и освобождающей действия современной науки, то Вебер видит в нем симптом духовного заболевания ния общества, вызванный гипертрофированной до ужасающих размеров \"рациональностью\": технология и бюрократия подчиняет себе мир, колоссально сужая человеческий опыт так, что в сознании человека угасают во крупнейшие страсти - поэтическая сила воображения, любовь к прекрасному, героические чувства, религиозный опыт, уступая место для прагматического расчета, заботе о комфорте, банальный тяга к \"к орисности.

Еще одна тема, намеченная Вебером вместе с Трьольчем, - дихотомия \"церковь - секта\", типология религиозных организаций Вебер поставил перед собой задачу проанализировать деятельность религиозных сообществ в в обще-социологических категориях Он ввел различение бюрократических форм организации и типов господства, успешно применялось впоследствии в исследовании различных аспектов религии Влияние и значение Ве бера базировались еще и на том, что он разработал понятийный аппарат социологии религии, которым она пользуется и сегоднядні.

* Отрицание пророками  идолопоклонства, запрет на культы  плодородия сводят мир, природу  к неживой материи, которой противостоит  бог, действующий в истории

Труда Дюркгейма и Вебера стали в полном смысле слова основателями в области социологии религии ее последующее развитие Шел путем намеченных ее родоначальниками подходов: религия и стабильность обще ильства (тема Дюркгейма) религия и социальное изменение (тема Вебера) Существенным дополнением к этим двум подходов были работы Бронислава Малиновского (1884-1942), в которых получил развитие функциональный анализ религии и маги, которые помогают человеку справляться с казалось бы безнадежными ситуацийми.

 


Информация о работе Возникновение и развитие социологии религии