Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:14, курсовая работа
Каково быть Великим юристом? Как достичь вершины юридической деятельности, оставаясь образцовым человеком и совершенствующимся профессионалом? Ответ на эти вопросы можно найти из жизни самых выдающихся, талантливых и ярких представителей юридической профессии. Биография этих людей – огромная мотивация для начинающих и состоявшихся юристов, которые также обязаны пополнять багаж знаний, быть в курсе событий и разбираться в вопросах всех сфер жизнедеятельности. Юрист – это не просто человек с юридическим образованием, юрист – это постоянно развивающаяся личность, стремящаяся к становлению справедливости и правосудия, сохраняя свою честь, репутацию и достоинство во благо человека и общества. Именно у таких Великих представителей необходимо заимствовать опыт и следовать их пути, стремясь встать с ними в один ряд.
Введение 3
Глава 1. Русские правоведы 6
1.1.Чичерин Борис Николаевич 6
1.2. Победоносцев Константин Петрович 9
Глава 2. Русские юристы 12
2.1.Анатолий Федорович Кони 12
2.2. Федор Никифорович Плевако 16
2.3. Владимир Данилович Спасович 20
Заключение 23
Библиография 25
Федеральное агентство по образованию
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Московский университет
Кафедра Теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
Тема: Выдающиеся русские правоведы и юристы
Подготовила: студентка юридического факультета
заочной (с ДОТ) формы обучения
Сараева А.А.
Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент
Правкин С.А.
Владимир
2014 год
Оглавление
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время знание и, что немаловажно, осознание роли великих людей, юристов и правоведов, в истории российского государства является насущной проблемой современного общества в целом.
Данная проблема является особо значимой для современной науки, этим вопросом озадачены многие исследователи и теоретики. Столь высокая значимость и недостаточная осведомленность этого вопроса определяют новизну исследования.
Каково быть Великим юристом? Как достичь вершины юридической деятельности, оставаясь образцовым человеком и совершенствующимся профессионалом? Ответ на эти вопросы можно найти из жизни самых выдающихся, талантливых и ярких представителей юридической профессии. Биография этих людей – огромная мотивация для начинающих и состоявшихся юристов, которые также обязаны пополнять багаж знаний, быть в курсе событий и разбираться в вопросах всех сфер жизнедеятельности. Юрист – это не просто человек с юридическим образованием, юрист – это постоянно развивающаяся личность, стремящаяся к становлению справедливости и правосудия, сохраняя свою честь, репутацию и достоинство во благо человека и общества. Именно у таких Великих представителей необходимо заимствовать опыт и следовать их пути, стремясь встать с ними в один ряд.
Основная цель работы – это исследование личностей самых выдающихся представителей столь древнейшей профессии, корни которой уходят еще в Древний Рим. Однако в России юриспруденция как наука возникла лишь в XVIII веке, притом, что быть юристом тогда означало заниматься юридической практикой и не столь теорией, как того хотелось бы. Юристы петровского времени были заняты систематизацией и упорядочиванием противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами.
Новыми достижениями в отечественной юриспруденции было: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи, а также судебная реформа 1864 года. В этот период появилось целое поколение юристов и правоведов, которые и заложили основу российской юриспруденции, как науки.
В годы СССР носителем важнейших знаний были именно юристы. В постперестроечной России значение и роль юридической профессии немало возросла, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).
В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.
Для достижения поставленной в работе цели были сформулированы следующие задачи:
Таким образом, выбор указанной темы основывается на актуальности проблемы в обществе и государстве, а также личный интерес в изучении столь интересной темы для меня, как будущего специалиста в сфере юриспруденции.
ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828—1904), российский юрист, историк, философ, а также выдающийся русский мыслитель, общественный деятель, педагог, представитель известного дворянского рода. Он родился 26 мая 1828 г. в Тамбовской губернии. Изначально получил домашнее образование, а в 1845 году поступил на юридический факультет Московского университета. Большое влияние на развитие и формирование взглядов юного юриста оказал его учитель Т.Н. Грановский, с которым он познакомился еще до поступления в МГУ. Обучаясь в университете, он изучал работы Гегеля, притом испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. Практически в начале учения были определены научные интересы молодого Чичерина – это история русского права и государственное право. Но его привлекали также история, философия, экономика. Об увлечении Б.Н. Чичерина гегелевской философией В.А. Томсинов говорил, что на юридическом факультете ходили легенды: студенты-сокурсники звали его за это увлечение "Гегелем". Верность гегелевскому учению Б.Н. Чичерин сохранял и впоследствии, будучи сам маститым ученым. С 1861 г. — профессор кафедры русского права в Московском университете. В 1868 г. вышел в отставку вместе с группой профессоров в знак протеста против нарушений университетского устава. Участвовал в деятельности земства Тамбовской губернии. В 1882—1883 гг. — московский городской голова (см. «Городовое положение» 1870 г.). Распоряжением Александра III был уволен в отставку, так как царь ошибочно усмотрел в его речи на коронации намек на требование конституции.
В середине 1850-х гг. стал одним из лидеров западничества. Написанное вместе с К. Д. Кавелиным «Письмо к издателю» (опубл. в «Голосах из России», 1856) явилось первым печатным программным документом русского либерализма. В 1858 г. ездил в Лондон для встречи с Л. И. Герценом, однако переговоры об изменении направления пропаганды в изданиях Вольной русской типографии в сторону либерализма окончились полным разрывом между двумя общественными деятелями.
Вся антропология Чичерина строится на признании того, что в человеке есть «абсолютное начало» — и из метафизики человека вытекает для него абсолютное значение нравственного начала в человеке. Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твердую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства.
В философских и историко-политических трудах отстаивал идею сильной политической власти, проводящей «сверху» либеральные реформы и постепенно переходящей от самодержавия к конституционной монархии. Теоретическим основанием такой политической программы стала созданная им теория «закрепощения и раскрепощения сословий», согласно которой государство в XVI—XVII вв. создало сословия и подчинило их себе, введя насильственную пожизненную службу (каждого «на своем месте») в общегосударственных интересах; по мере укрепления государства создавалась возможность постепенного «раскрепощения» сословий; начало этому процессу положили Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г., а продолжением — реформы 1860—1870-х гг. Исходя из основных положений своей теории Крестьянскую реформу 1861 г. охарактеризовал как «лучший памятник русского законодательства».
Существенной новизной отличалась система преподавания Чичерина университетского курса. Основной задачей в теоретической части курса, то есть общем государственном праве, выступала слушателей к изучению отечественных законов, в нем ученый выделял теорию государства и теорию государственного управления, "учение о жизненных условиях государства" или "учение об обществе" и "науку политики". Впоследствии обширный материал его лекционного курса был им изложен в состоявшем из 3 частей "Курсе государственной науки".
Чичерин — представитель
и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д.
Не стоит забывать и о том, что Б.Н. Чичерин
был крупнейшей фигурой в либеральной
философской мысли второй половины XIX
века. По Б.Н. Чичерину суть либерализма состоит в представлении
о человеке как о единстве свободном,
которое в таком качестве выступает в
обществе. Он остается свободным даже
тогда, когда ограничивает свою волю совместной
волей других, подчиняясь гражданским
обязанностям и повинуясь власти.
По своим исследовательским интересам
и творческим результатам Чичерин был
мыслителем европейского масштаба и традиции.
"Самым многостороннеобразованными и многознающим
из всех русских, а может быть, и европейских
учёных" называл его В. Соловьёв. "Наш
единственный теоретик либерализма",
- Отозвался о нем Бердяев.
Победоносцев Константин Петрович (21.05.1827-10.03.
Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке “тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом”. Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских департаментах Сената. В 1859 — 65 Победоносцев — профессор-юрист Московского университета. Его курс “Гражданского права”, выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов.
Свыше двадцати пяти лет, с 24 апреля 1880 года до 19 октября 1905 года, Победоносцев занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Влияние Победоносцева в системе государственного управления в эти годы было значительным, но не всегда определяющим: он не был всемогущим, как пытались утверждать его оппоненты, стремясь возложить только на него ответственность за все происходившее в России.
Если перечислять заслуги К. П. Победоносцева, то в первую очередь стоит назвать основание церковно-приходских школ, строительство сельских храмов, материальную помощь духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности. Внук приходского священника, глубоко верующий человек, он считал Церковь одной из главных движущих сил российской истории, а веру — краеугольным камнем общественного здоровья и стабильности.
С присущим ему темпераментом и талантом Константин Петрович немало сделал для укрепления традиций и исторической памяти России. Всей своей деятельностью он выражал глубокое убеждение в том, что именно христианская вера является духовной основой общества, гарантом его нравственности и процветания, а Церковь — это основание не только национального русского самосознания, но и государственности, которые нельзя отделять друг от друга. Эти стремления и чаяния Победоносцева снискали ему в среде либеральной интеллигенции множество врагов.
Делая в своих планах ставку на учебу, образование, Победоносцев в то же время в значительной степени рассматривал просвещение как потенциальный источник зла и стремился накрепко связать церковную школу с задачами социального и политического охранительства. Церковная школа, по его мнению, должна была просвещать и воспитывать народ исключительно «в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность».
К.П. Победоносцев - крупный мыслитель
консервативного направления. Наиболее
полное его мировоззрение изложено в "Московском
сборнике", опубликованном в 1986 году.
Он резко критиковал основные устои культуры
и принципы государственного устройства
стран Западной Европы. Особо К.П.
Победоносцев осуждал западную демократию и парламентаризм,
который называл "великой ложью нашего
времени". Всеобщие выборы, по его мнению, рождают
продажных политиканов, и понижают нравственный
и умственный уровень управленческих
слоев.
По мнению К.П. Победоносцева, юридические
законы должны основываться на нравственных
законах как высших нормах человеческих
отношений, заповедованных Богом. А обязательность
правовых предписаний обеспечивается
тем, что человек, понимая это, превращает
божественную заповедь в нравственную
обязанность. Отсюда проистекает и обоснование
самодержавия как единственно правильной формы правления, поскольку
именно монархия свойственна христианской культ
Еще при жизни Победоносцев сделался мифом. В своих письмах он неоднократно и с глубоким сожалением говорил о том, что в обществе господствует совершенно ложное представление о его роли в государственных делах.