Выдающиеся русские правоведы и юристы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Каково быть Великим юристом? Как достичь вершины юридической деятельности, оставаясь образцовым человеком и совершенствующимся профессионалом? Ответ на эти вопросы можно найти из жизни самых выдающихся, талантливых и ярких представителей юридической профессии. Биография этих людей – огромная мотивация для начинающих и состоявшихся юристов, которые также обязаны пополнять багаж знаний, быть в курсе событий и разбираться в вопросах всех сфер жизнедеятельности. Юрист – это не просто человек с юридическим образованием, юрист – это постоянно развивающаяся личность, стремящаяся к становлению справедливости и правосудия, сохраняя свою честь, репутацию и достоинство во благо человека и общества. Именно у таких Великих представителей необходимо заимствовать опыт и следовать их пути, стремясь встать с ними в один ряд.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Русские правоведы 6
1.1.Чичерин Борис Николаевич 6
1.2. Победоносцев Константин Петрович 9
Глава 2. Русские юристы 12
2.1.Анатолий Федорович Кони 12
2.2. Федор Никифорович Плевако 16
2.3. Владимир Данилович Спасович 20
Заключение 23
Библиография 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_ТГиП.docx

— 54.26 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Частное образовательное учреждение высшего образования

 «Московский университет имени  С.Ю. Витте»

Кафедра Теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

 

 

Тема: Выдающиеся русские правоведы и юристы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: студентка юридического факультета

 заочной (с  ДОТ) формы обучения

Сараева А.А.

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Правкин С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир

2014 год

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время знание и, что немаловажно, осознание роли великих людей, юристов и правоведов, в истории российского государства является насущной проблемой современного общества в целом.

Данная проблема является особо значимой для современной науки, этим вопросом озадачены многие исследователи и теоретики. Столь высокая значимость и недостаточная осведомленность этого вопроса определяют новизну исследования.

Каково быть Великим юристом? Как достичь вершины юридической деятельности, оставаясь образцовым человеком и совершенствующимся профессионалом? Ответ на эти вопросы можно найти из жизни самых выдающихся, талантливых и ярких представителей юридической профессии. Биография этих людей – огромная мотивация для начинающих и состоявшихся юристов, которые также обязаны пополнять багаж знаний, быть в курсе событий и разбираться в вопросах всех сфер жизнедеятельности. Юрист – это не просто человек с юридическим образованием, юрист – это постоянно развивающаяся личность, стремящаяся к становлению справедливости и правосудия, сохраняя свою честь, репутацию и достоинство во благо человека и общества. Именно у таких Великих представителей необходимо заимствовать опыт и следовать их пути, стремясь встать с ними в один ряд.

Основная цель работы – это исследование личностей самых выдающихся представителей столь древнейшей профессии, корни которой уходят еще в Древний Рим. Однако в России юриспруденция как наука возникла лишь в XVIII веке, притом, что быть юристом тогда означало заниматься юридической практикой и не столь теорией, как того хотелось бы. Юристы петровского времени были заняты систематизацией и упорядочиванием противоречивых актов. Преподавание юридических наук в России начали приглашенные Петром I немецкие юристы, но уже в середине XVIII в. право преподавалось русскими профессиональными юристами.

Новыми достижениями в отечественной юриспруденции было: издание Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи, а также судебная реформа 1864 года. В этот период появилось целое поколение юристов и правоведов, которые и заложили основу российской юриспруденции, как науки.

В годы СССР носителем важнейших знаний были именно юристы. В постперестроечной России значение и роль юридической профессии немало возросла, повысился ее авторитет и популярность, возникли новые юридические специальности (мировые судьи, судебные приставы, частные нотариусы и пр.). Изменились структура, методы и формы высшего юридического образования; возникли новые корпоративные и общественные объединения юристов (нотариальные палаты, профессиональные объединения различных категорий юристов, ассоциации юридических вузов и т.д.).

В настоящее время в России действуют несколько федеральных и десятки региональных общественных и некоммерческих корпоративных организаций юристов и их ассоциаций.

Для достижения поставленной в работе цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Проведения анализа современного научного состояния по предложенной теме.
  2. Выявить самых ярких представителей, описать наиболее существенные моменты их биографии и основные достижения и работы в правовой сфере.
  3. Сформировать рекомендации по изучению данной темы, как необходимость для получения всесторонне развитого высшего юридического образования.
  4. Предложить тему «Выдающиеся русские правоведы и юристы» для изучения каждой уважающей себя личностью, гражданина и патриота своего государства, как в рамках самообразования, так и основы общего образования и эрудированности любого грамотного специалиста различных сфер деятельности.

Таким образом, выбор указанной темы основывается на актуальности  проблемы в обществе и государстве, а также личный интерес в изучении столь интересной темы для меня, как будущего специалиста в сфере юриспруденции.

 

Глава 1. Русские правоведы

 

1.1.Чичерин Борис Николаевич

 

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828—1904), российский юрист, историк, философ, а также выдающийся русский мыслитель, общественный деятель, педагог, представитель известного дворянского рода. Он родился 26 мая 1828 г. в Тамбовской губернии. Изначально получил домашнее образование, а в 1845 году поступил на юридический факультет Московского университета. Большое влияние на развитие и формирование взглядов юного юриста оказал его учитель Т.Н. Грановский, с которым он познакомился еще до поступления в МГУ. Обучаясь в университете, он изучал работы Гегеля, притом испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. Практически в начале учения были определены научные интересы молодого Чичерина – это история русского права и государственное право. Но его привлекали также история, философия, экономика. Об увлечении Б.Н. Чичерина гегелевской философией В.А. Томсинов говорил, что на юридическом факультете ходили легенды: студенты-сокурсники звали его за это увлечение "Гегелем". Верность гегелевскому учению Б.Н. Чичерин сохранял и впоследствии, будучи сам маститым ученым. С 1861 г. — профессор кафедры русского права в Московском университете. В 1868 г. вышел в отставку вместе с группой профессоров в знак протеста против нарушений университетского устава. Участвовал в деятельности земства Тамбовской губернии. В 1882—1883 гг. — московский городской голова (см. «Городовое положение» 1870 г.). Распоряжением Александра III был уволен в отставку, так как царь ошибочно усмотрел в его речи на коронации намек на требование конституции.

В середине 1850-х гг. стал одним из лидеров западничества. Написанное вместе с К. Д. Кавелиным «Письмо к издателю» (опубл. в «Голосах из России», 1856) явилось первым печатным программным документом русского либерализма. В 1858 г. ездил в Лондон для встречи с Л. И. Герценом, однако переговоры об изменении направления пропаганды в изданиях Вольной русской типографии в сторону либерализма окончились полным разрывом между двумя общественными деятелями.

Вся антропология Чичерина строится на признании того, что в человеке есть «абсолютное начало» — и из метафизики человека вытекает для него абсолютное значение нравственного начала в человеке. Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твердую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства.

В философских и историко-политических трудах отстаивал идею сильной политической власти, проводящей «сверху» либеральные реформы и постепенно переходящей от самодержавия к конституционной монархии. Теоретическим основанием такой политической программы стала созданная им теория «закрепощения и раскрепощения сословий», согласно которой государство в XVI—XVII вв. создало сословия и подчинило их себе, введя насильственную пожизненную службу (каждого «на своем месте») в общегосударственных интересах; по мере укрепления государства создавалась возможность постепенного «раскрепощения» сословий; начало этому процессу положили Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г., а продолжением — реформы 1860—1870-х гг. Исходя из основных положений своей теории Крестьянскую реформу 1861 г. охарактеризовал как «лучший памятник русского законодательства».

Существенной новизной отличалась система преподавания Чичерина университетского курса. Основной задачей в теоретической части курса, то есть общем государственном праве, выступала слушателей к изучению отечественных законов, в нем ученый выделял теорию государства и теорию государственного управления, "учение о жизненных условиях государства" или "учение об обществе" и "науку политики". Впоследствии обширный материал его лекционного курса был им изложен в состоявшем из 3 частей "Курсе государственной науки". 

Чичерин — представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации "История областных учреждений Московского государства XVIII века" и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)), первое на русском языке систематическое описание государственного устройства этих стран, обосновывал решающую роль государства в русской истории.

Не стоит забывать и о том, что Б.Н. Чичерин был крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины XIX века. По Б.Н. Чичерину суть либерализма состоит в представлении о человеке как о единстве свободном, которое в таком качестве выступает в обществе. Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти.  
По своим исследовательским интересам и творческим результатам Чичерин был мыслителем европейского масштаба и традиции. "Самым многостороннеобразованными и многознающим из всех русских, а может быть, и европейских учёных" называл его В. Соловьёв. "Наш единственный теоретик либерализма", - Отозвался о нем Бердяев.

 

1.2. Победоносцев Константин Петрович

 

 Победоносцев Константин Петрович (21.05.1827-10.03.1907), государственный деятель, юрист. Его дед был священником в церкви святого великомученика Георгия, находившейся в Москве на Варварке, а отец, Петр Васильевич Победоносцев, был профессором словесности Московского университета. Его мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых. В семье было 11 детей, среди них Константин Петрович самый младший. Как характеризовал свою семью сам К.П. Победоносцев в письме императору Николаю II, «он был воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой». 

Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке “тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом”. Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских департаментах Сената. В 1859 — 65 Победоносцев — профессор-юрист Московского университета. Его курс “Гражданского права”, выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов.

Свыше двадцати пяти лет, с 24 апреля 1880 года до 19 октября 1905 года, Победоносцев занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Влияние Победоносцева в системе государственного управления в эти годы было значительным, но не всегда определяющим: он не был всемогущим, как пытались утверждать его оппоненты, стремясь возложить только на него ответственность за все происходившее в России. 

Если перечислять заслуги К. П. Победоносцева, то в первую очередь стоит назвать основание церковно-приходских школ, строительство сельских храмов, материальную помощь духовенству, издание молитвословов и доступной благочестивой литературы для народа, заботу о благочинном пении в церквах, усиление церковной благотворительности. Внук приходского священника, глубоко верующий человек, он считал Церковь одной из главных движущих сил российской истории, а веру — краеугольным камнем общественного здоровья и стабильности.

С присущим ему темпераментом и талантом Константин Петрович немало сделал для укрепления традиций и исторической памяти России. Всей своей деятельностью он выражал глубокое убеждение в том, что именно христианская вера является духовной основой общества, гарантом его нравственности и процветания, а Церковь — это основание не только национального русского самосознания, но и государственности, которые нельзя отделять друг от друга. Эти стремления и чаяния Победоносцева снискали ему в среде либеральной интеллигенции множество врагов.

Делая в своих планах ставку на учебу, образование, Победоносцев в то же время в значительной степени рассматривал просвещение как потенциальный источник зла и стремился накрепко связать церковную школу с задачами социального и политического охранительства. Церковная школа, по его мнению, должна была просвещать и воспитывать народ исключительно «в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность».

К.П. Победоносцев - крупный мыслитель консервативного направления. Наиболее полное его мировоззрение изложено в "Московском сборнике", опубликованном в 1986 году. Он резко критиковал основные устои культуры и принципы государственного устройства стран Западной Европы. Особо К.П. Победоносцев осуждал западную демократию и парламентаризм, который называл "великой ложью нашего времени". Всеобщие выборы, по его мнению, рождают продажных политиканов, и понижают нравственный и умственный уровень управленческих слоев.  
По мнению К.П. Победоносцева, юридические законы должны основываться на нравственных законах как высших нормах человеческих отношений, заповедованных Богом. А обязательность правовых предписаний обеспечивается тем, что человек, понимая это, превращает божественную заповедь в нравственную обязанность. Отсюда проистекает и обоснование самодержавия как единственно правильной формы правления, поскольку именно монархия свойственна христианской культуре. Демократия же, как считал К.П. Победоносцев, основана на лжи, и она, то есть демократия, не обладает ни объективными, ни субъективными основаниями справедливого верховенства в обществе. Отсутствие у народной (партийной) воли объективного руководства, которое в божественной заповеди дано монарху, позволило К.П. Победоносцеву отождествить демократию и деспотию. Соответственно он отрицал доктрину разделения властей. Вместе с тем суд должен был быть отделен от администрации. 

Еще при жизни Победоносцев сделался мифом. В своих письмах он неоднократно и с глубоким сожалением говорил о том, что в обществе господствует совершенно ложное представление о его роли в государственных делах.

Информация о работе Выдающиеся русские правоведы и юристы