Государственная власть, её свойства и формы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить специфику государственной власти.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием и свойствами государственной власти
2. Рассмотреть форму осуществление государственной власти.
3. Изучить методы осуществления государственной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………….4
1. Понятие и свойства государственной власти……………………..6
2. Структура государственной власти………………………………11
3. Методы и формы и осуществления государственной власти…..14
4. Легитимность и легальность государственной власти………….22
Заключение……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правленая.docx

— 89.38 Кб (Скачать файл)

 

Федеральная служба исполнения наказаний

 

Федеральное КАЗЕННОЕ

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

 

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по  дисциплине «Теория государства  и права»

 

на тему: «Государственная власть, её свойства и формы осуществления»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса 3 группы

факультета внебюджетного  образования

Максимов А.В.

                                                              Проверил: д.ю.н., доц. Третьякова О.Д.

 

 

Допустить к защите

«____»_____________ 2013 г.

с оценкой «______________»

 

 

 

 

г. Владимир, 2013 г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….4

 

1. Понятие и свойства государственной власти……………………..6

 

2. Структура государственной  власти………………………………11

 

3. Методы и формы и осуществления государственной власти…..14

 

4. Легитимность и легальность государственной власти………….22

Заключение……………………………………………………………26

Список использованной литературы………………………………..28

 
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы: «Государственная власть, её свойства и формы осуществления».

Государственная власть –  это способность или возможность  государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.

Власть - это право и  возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять  своей воле. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это  политическое руководство обществом, осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Власть появилась с  возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме  всегда сопутствовать его развитию. Власть в рамках выполняемых функций  порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство  сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует  обязательного исполнения без исключений.

Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения  и претворять их в жизнь.

Анализ тематики: «Государственная власть, её свойства и формы осуществления» представляет научный и практический интерес. Актуальность темы обосновывается тем, что сегодня проблема государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро.

Характеризуя степень  научной разработанности проблематики Государственная власть, её свойства и формы осуществления, следует  учесть, что данная тема уже анализировалась  у различных авторов (С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов, Л.Н. Талянина) в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в Интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Государственная власть, её свойства и формы осуществления.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации  и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике.

Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в  научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная  разработанность и нерешенные вопросы.

Были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей  источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

- обобщение и синтез  точек зрения, представленных в  источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

Объект работы – понятия и свойства  государственной  власти.

Предмет исследования –  методы и формы осуществления государственной власти.

Цель работы – определить специфику государственной власти.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Ознакомиться с понятием  и свойствами государственной  власти

2. Рассмотреть форму осуществление государственной власти.

3. Изучить методы осуществления государственной власти.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования.

1. Понятие и свойства государственной власти.

Сущность понятия "государственная  власть" в настоящее время до конца не познана и поэтому  является предметом изучения таких  наук, как социология, философия, история, теория государства и права.

Как очевидно, указанное  понятие состоит из двух многогранных и до настоящего времени дискуссионных  терминов - "государство" и "власть", каждый из которых необходимо рассмотреть.

Власть является категорией, к которой обращались практически  все исследователи, начиная с  Древних Греции, Рима, Китая, Индии  и вплоть до наших дней. Однако продолжительность  изучения не повлияла на единообразие подходов к определению этого  понятия. По мнению В.Г. Ледяева, это  вызвано тем, что лишь немногие исследователи  обращаются к анализу области  и пределов применения данного понятия, его содержательной специфики и  места в общей понятийной структуре.1

Как известно, большинство  понятий рассматривается в широком (философском, общесоциологическом) и  узком смыслах, не является исключением из этого правила и понятие "власть".

Практически во всех определениях власти, данных советскими учеными, доминирует идея господства одного субъекта властеотношения над другим, насильственное подчинение последнего воле и интересам первого, осуществляемое при помощи принуждения. Основой таких выводов послужили взгляды классиков марксизма-ленинизма, рассматривавших власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой - подчинение подвластного воле властвующего.2

В настоящее время в  зарубежной и отечественной литературе понятие "власть" связывается  с концепциями властных отношений, созданными на базе определенного философского или общесоциологического учения.3 Так, сторонники классической теории власти рассматривают ее как ens realissimum ("реальное сущее" - лат.) политики, высший уровень политического действия и его первопричину, являющуюся количественно и качественно измеряемым материальным благом, существующим только в поле потенциального конфликта и проявляющимся в одностороннем отношении - от причины (власть) к действию (вынужденное изменение поведения слабой стороны).

Сторонники консенсусной теории считают, что власть соответствует человеческой способности не только действовать и что-то предпринимать, но и объединяться с другими, действовать в согласии с ними.

Реляционный подход в определении  понятия "власть" включает в себя три направления: теорию сопротивления, теорию обмена ресурсами и теорию раздела зон влияния. Общим моментом всех трех теорий является интерпретация  властеотношения как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.

Проанализировав все названные  выше теории, можно обобщить перечисленные  в них признаки власти:

- властеотношение характеризуется наличием двух субъектов, обладающих неравными правами и обязанностями; кроме того, властвующий принуждает подвластного к совершению действий или к бездействию в той мере, в какой это удовлетворяет его интересам и потребностям, применяя для этого все возможные методы;

- имеет программно-целевой  характер вследствие наделения  одного из субъектов властеотношения индивидуальным либо групповым сознанием, осуществляющим планирование и прогноз событий во имя достижения конкретного результата;

- является разновидностью  и механизмом регулирования тех  ресурсов и потребностей, сил и возможностей, которыми располагает каждое конкретное общество;

- непосредственно зависит  от уровня социально-культурного  развития общества;

- носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.

Таким образом, власть представляет собой механизм существования и  развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру  и уровню общественной жизни, характеризующейся  подчинением воли отдельных субъектов  властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.

Государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В ходе развития мировой  и отечественной истории процесс  возникновения государства, а с  ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной  власти по мере смены общественно-экономических  формаций, политических режимов и  в силу особенностей формы правления  и государственного устройства формировались  различные точки зрения на сущность понятий "власть" и "государственная  власть".

В нашей стране понятие "государственная  власть" конституционально персонифицировано, т.е. содержит действующий субъект - государство в лице его органов, которым народ делегирует принадлежащую  ему власть.4

В современной отечественной  научной литературе имеется как  минимум четыре подхода к определению понятия "государственная власть":

как системы государственных  органов;5

как особого волевого отношения (в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган или должностное  лицо);

как системы полномочий (подтверждением характеристик государственной  власти как совокупности властных полномочий служит практика реализации федеративных отношений в Российской Федерации. Разделение власти на федеральном уровне есть не что иное, как разделение компетенции);

как функции (сами органы власти и акты, ими принимаемые, являются функциями власти подобно тому, как  и вообще все функции, осуществляемые отдельными органами живого. Власть рассматривается как необходимая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей любого коллектива).6

Представляется, что наиболее правильным вариантом формализации понятия "государственная власть" является отождествление его со свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственно-властных полномочий, так как именно посредством реализации данного свойства государственного аппарата народ осуществляет принадлежащую ему власть.

В свою очередь, понятие "полномочие" в широком смысле рассматривается  в тесной связи с такими терминами, как "предмет ведения"7 и "компетенция"8 (хотя некоторыми учеными эти понятия противопоставляются9).

В российской Конституции  понятие "полномочия" понимается трояко: как характеристика прав и  обязанностей конкретного органа (ст. 83); как характеристика совокупных прав и обязанностей Российской Федерации (ст. ст. 73 и 79); как конкретные полномочия (ч. 4 ст. 3 и др.). Однако в ст. ст. 5 и 11 речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, т.е. "предметы ведения" выделены в самостоятельное понятие. Конкретное полномочие органа, являясь юридически закрепленным за ним правом, одновременно представляет собой обязанность по принятию правовых актов и иных действий, направленных на исполнение поставленных перед данным органом задач и функций.10

Таким образом, рассмотрев с  различных точек зрения все составляющие понятия "государственная власть", можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Государственная власть, её свойства и формы осуществления