Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель работы – определить специфику государственной власти.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием и свойствами государственной власти
2. Рассмотреть форму осуществление государственной власти.
3. Изучить методы осуществления государственной власти.
Введение……………………………………………………………….4
1. Понятие и свойства государственной власти……………………..6
2. Структура государственной власти………………………………11
3. Методы и формы и осуществления государственной власти…..14
4. Легитимность и легальность государственной власти………….22
Заключение……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………..28
Унитарное государство. Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые осуществляется государственная власть на местах.
Федерация. В разных странах
формы осуществления
Конфедерация. При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.
Форма государственного режима
(демократическая и
Антидемократический режим
характеризуется полным (тотальным)
контролем государственной
Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые выполняют свойственные только им задачи и функции.
Способы осуществления государственной
власти объясняет понятие «
Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.20
В XX в. можно выделить два
вида авторитарных государственных
режимов - прогрессивные и
Жесткие авторитарные государственные режимы не следует путать с тоталитарными режимами - коммунистическим (социалистическим), национал-социалистическим, фашистским и т.д.
Тоталитаризм - это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии в XX в. в эпоху индустриального развития. Деспотия - ничем не ограниченная власть, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом, принуждении.
Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.21
Принято различать непосредственную (прямую) и представительную форму демократии.
Обычно демократию объясняют
как «народовластие». Имеется в
виду народ как некий абстрактный
субъект власти. Власть демократическая
претендует на выражение воли народа.
Но реально в современном
«Эффект народовластия» в современных конституциях, (например, в Конституции РФ 1993 г.) достигается следующим образом. Во-первых, народ объявляется единственным суверенным источником власти в стране и носителем некоторого суверенитета, это положение признается непременным признаком демократии в смысле «народовластия». Во-вторых, провозглашается, что народ не только является источником власти, но и «осуществляет свою власть непосредственно», а также через органы государственной власти и местного самоуправления. В-третьих, референдум и свободные выборы называются высшим непосредственным выражением власти народа.
В действительности в плюралистической демократии источником власти является не народ (абстрактное коллективное целое), а большинство (часто относительное большинство) политически активных граждан, участвующих в формировании государственной власти и составляющих меньшинство народа. На выборах высших органов государственной власти конкурируют партии, за которыми стоят организованные группы, каждая из которых представляет интересы части народа - нередко очень малой части. Побеждают на выборах партии, имеющие большие ресурсы влияния на избирателей. Электорат победившей партии обычно составляет меньшинство народа, но правящая элита всегда утверждает, что она получила власть «от народа» или «по воле народа».
Таким образом - выборы - это государственно-организованный процесс избрания представительных органов. Это участие в формировании государственной власти, а не осуществлении «власти народа».
Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства — это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.
4. Легитимность и легальность государственной власти
Сегодня преобладает точка
зрения, что основой легитимности
является убеждение в правомерности
данного строя. Заключение о наличии
убеждения можно сделать, прежде
всего, на основе свободного выражения
гражданами своей воли. Устойчивость
системы в конкретной стране также
может рассматриваться как
В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе — как естественное качество политических отношений.
Говоря о государственной
власти как об объекте легитимности
необходимо заострить внимание на понятие
«власть». Данное понятие относится
к числу широко употребляемых, при
всей разнородности и
Власть выступает главным
объектом вожделений и взаимодействий
групп, общностей, организаций. Но власть
оказывается наиболее таинственным
явлением в политике, природу которого
выявить непросто. В самом деле,
что такое власть — абстракция,
символ или реальное действие? Ведь
можно говорить о власти человека,
организации, общества, но одновременно
и о власти идей, слов, законов. Что
заставляет человека, общество подчиняться
кому-либо или чему-либо — боязнь
насилия или желание
Многие философы обращались к исследованию сущности и содержания власти. К примеру, Т.Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью».24 Ф.Ницше утверждал, что жизнь - это воля к власти.
В политической литературе правильным определением власти считается определение, данное известным ученым Максом Вебером, который полагал, что власть - это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана». В словаре по политологии дается определение власти как «волевого особого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого».25
Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как «власть над», как принуждение, как сила.
По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.
Сущность власти заключается в том, что это специфическое отношение субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела, «голая власть».26
Легитимность является базовым
элементом существования и
Все в жизни общества имеет
начало. Есть свое начало и у государственной
власти, господствующей в той или
иной стране. Как показывает исторический
опыт, что от того, каким было это
начало, многое зависит в дальнейшей
ее судьбе. В большинстве случаев
государственная власть может образоваться
в результате свободных демократических
выборов, но может и в результате
военного переворота или политической
революции, которая станет ужасной
трагедией для многих слоев населения
и унесет миллионы или более человеческих
жизней и до основания может разрушить
хозяйство страны. Трагедии, тесно
увязанные с установлением
Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти27, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.
Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).
Заключение
В данной курсовой работе феномен государственной власти рассматривался как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти и как аппарат государственной власти, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними.
Информация о работе Государственная власть, её свойства и формы осуществления