Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Правовой статус государственных служащих для любого исторического периода обусловлен системой правовых актов и неписанным кодексом правил и норм, регулирующих отношения общества и представителей государственного аппарата. Эти законы и правила в свою очередь обусловлены историческими особенностями формирования и развития самой системы государственной службы и модели государственного управления, так как бюрократия органически связана с экономическими отношениями, политическими структурами и идеологическими формами сознания людей на любом этапе социального развития. Государственная служба в Российской империи по своему существу разделялась на службу гражданскую, военную и духовную.

Содержание

Введение
1. Государственная служба в первой половине XIX века.
2. Государственная служба во второй половине XIX века.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гос служба.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

Сколько же в России было чиновников в начале XX века? В своем исследовании Н.А. Рубакин указывает, что в 1910 в Европейской России было 575 тыс. чиновников и их содержание составляло 13,36% расходной части бюджета. [8] В течение всего XIX века основными условиями поступления на государственную службу (абсолютное большинство чиновников служило в гражданских ведомствах) были происхождение, возраст, знания, подданство, «гражданская честь».

 В XIX веке  имели право вступать в гражданскую  службу потомственные дворяне  и сыновья личных дворян, офицеров  и чиновников, получивших личное  почетное гражданство, сыновья  священников, диаконов и церковных  причетников прасвослвного и армяно-грегорианского вероисповеданий, а также евангелистическо- лютеранских и реформаторских пасторов, сыновья коммерции советников и купцов первой гильдии, интеллигенции и др. Преимущества были за отдельными категориями населения, дети которых служили в ведомстве Министерства императорского двора - например, мастеровых и нижних чинов русской армии. Следует отметить, что все вышеперечисленные категории лиц могли быть приняты на службу даже если бы они не удовлетворяли некоторым другим условиям - например, не имели должного образования.

Не охотно принимали на государственную службу иностранцев, детей рабочих и крестьян. Также в первой половине XIX века не принимались на службу и женщины, хотя нигде в законах категорического запрещения не существовало. Лишь в ходе реформ их стали принимать «по найму» в медицинские учреждения,  на почту и телеграф, в учебные заведения. Позже разрешили работать на счетно-бухгалтерских и канцелярских должностях. Ограничения касались незаконнорожденных, т.е. родившихся вне официального брака. Такие дети могли поступить на службу только при условии, что будут записаны в податное сословие, а затем, окончив учебное заведение, приобретут право на службу по образованию. Те, кто поступал в гражданскую службу по одному только праву происхождения, принимались на работу канцелярскими служителями.

Первая русская  революция внесла существенные изменения. Она уравнивала всех, корме иностранцев  в праве поступления на службу. Законодательство устанавливало минимальный  возраст для поступления на государственную  службу с 14 лет. Для некоторых должностей устанавливался минимальный возраст  в 21 год, 25, 35. Верхнего предела не было. Лица, не имевшие права на поступление  на государственную службу по своему происхождению, приобретали его  после получения свидетельства  обокончании средних или высших учебных заведений. Также обязательным условиям было обладание гражданской честью, те лица, которые были замечены в неблаговидных поступках или подвергнуты наказанию по суду за преступления и лишенные всех прав состояния, на службу не принимались.

С 1874 года условием поступления на государственную  службу стало отбывание воинской повинности

При вступлении на службу чиновник приносил устную присягу, затем он подписывал ее печатный текст. Вышедший в отставку чиновник имел право вновь вернуться на службу. Потерявший право на службу, т.е. отстраненный от нее за дурное поведение, мог приступит к прежним обязанностям не ранее чем четыре 2 года. При этом он должен был представить свидетельство своего добропорядочного поведения.

В уставе о службе в ряде статей была выражена мысль  о том, что производить в чины необходимо последовательно, после  выслуги определенного количества лет в каждом чине: «Никто не может  быть производим через чин, или, минуя  чины низшие, прямо в высшие»[9]

В конце XVIII века срок прохождения служебной иерархии с XIX по  III класс Табели о рангах составлял 49 лет. Поэтому высшего  чина можно было достичь на склоне карьеры. С целью, омоложения кадров в первой половине  XIX века было прекращено пожалование чинов XIII и XI классов, сокращена  выслуга лет в некоторых чинах. Теперь путь по карьерной лестнице составлял 39 лет.

С назначением на должность гражданской службы канцелярский служитель или чиновник получал  содержание, которое состояло из жалованья, столовых денег, квартирных денег или  казенной квартиры. Император мог установить особый оклад, что практиковалось в отношении высших должностных лиц.

При сокращении должности  или ликвидации учреждения чиновники, оставшиеся за штатом, получали только жалованье в течении года или до нового назначения в пределах этого года.

Всем служащим выдавалось жалованье и столовые деньги 1 раз  в месяц. Ситуация, в которой в наша дни часто оказываются российские служащие (невыплата зарплаты за несколько месяцев), в дореволюционной России была не мыслима. Значительные расходы государство несло на обеспечение чиновников, служивших в отдаленных местностях, таких как западные губернии и Царство Польское.

Закон четко запрещал «приношения начальствующим лицам  от общества и сословий, как в  совокупности, так и отдельно».

К числу выгод  и преимуществ государственной  службы с полным основанием можно  отнести и особую защиту государством своих служащих, также через службу чиновник мог получит потомственное дворянство. К числу весьма немаловажных преимуществ государственной службы относилось получение пенсий. По общим правилам срок выслуги для получения пенсии определен был в 35 лет беспорочной службы. Прослуживший не менее 25 лет получал 50 % пенсионного оклада. Исходя из средних показателей поступления на службу после получения специальности в 20 лет, можно сделать вывод, что только к 60 годам должностное лицо могло выслужить пенсию, что, кстати, превышало среднюю продолжительность жизни в стране. Поэтому часто, пенсию получала семья, а не сам служащий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В XIX  веке окончательно сложилась система чинопочитания, когда чувство лично достоинства  уступило месту достоинству положения  в иерархии чинов и должностей. Например, старший по чину и должности  в письме к младшему собственноручно  подписывал только свою фамилию. Если же младший писал старшему, то обязан был собственноручно, помимо подписи, называть свои звания и чин. Наличие в таком случае только подписи считалось грубым нарушением правил и рассматривалось как оскорбление. Вторая половина ХIХ в. знаменуется существенными изменениями в общественном и государственном строе. Реформа 1861 г. освободив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные препоны. Крестьянин получил земли ровно столько, чтобы она привязывала его к деревне, сдерживала отток рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе с тем надельной земли крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в новую кабалу к прежнему барину. Общинная организация деревни несколько притормаживала классовую дифференциацию деревни и с помощью круговой поруки обеспечивала взыскание выкупных платежей. Новая классовая структура общества, где все большее значение приобретали противоречия между рабочими и капиталистами, складывалась в рамках старого сословного строя.

Развитие социально-экономических  процессов не могло не оказать  влияния на государственную сферу. Россия делает решительный шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и низших звеньях государственного механизма, где земская и городская реформы допустили буржуазию к управлению. Судебная реформа проводит довольно последовательно буржуазные принципы судоустройства и процесса. Военная реформа вводит всесословную всеобщую воинскую обязанность. Вместе с тем либеральные мечты о конституции остаются только мечтами, а надежды земских деятелей на увенчание системы земств всероссийскими органами встречают решительное сопротивление царизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Черепанова И.В. Государственная служба Российской империи XIX века (теоретическое исследование). Дис.канд.юр.наук. – Омск, 2001.

2. Ивановский В.В. Русское государственное право. Т.1. Выпуск второй. Организация центрального управления. – Казань, 1896.

3. Твердохлеб А.А., Шевырин В.М Государственные служащие в России. 1722 – 1995: Динамика социального статуса (исторический очерк) //Социальные и гуманитарные науки. История. – М., 1995.

4. Государственная служба. Отв. ред. А.В. Оболонский. – М., 2000.

5. Твердохлеб А.А., Шевырин В.М Государственные служащие.

6. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. – М., 2003.

7. Шумилов М.М. Местное управление и центральная власть в России в 50-х – начале 80-х гг. ХIХ века. – М., 1991.

8. Государственная служба. Отв. ред. А.В. Оболонский...

9. Адольф де Кюстин. Россия в 1839 году//Россия первой половины XIX века глазами иностранцев /Сост. Ю.А.Лимонов. Л., 1991.


Информация о работе Государственная служба