Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать систему государственных органов Республики Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и признаки органов государства;
2. Проанализировать систему государственных органов Республики Беларусь;
3. Раскрыть принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…………………………………...3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...7
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………….27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………..………………………
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВА…………………………………………………
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Органы государственной власти - это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Объектом исследования в данной курсовой работе является государственное управление в Республики Беларусь.
Предметом исследования является система государственных органов в Республике Беларусь.
Цель исследования – проанализировать систему государственных органов Республики Беларусь.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие
и признаки органов
2. Проанализировать
систему государственных
3. Раскрыть принципы
организации и деятельности гос
Методологической основой исследования являются как общенаучные, так частнонаучные методы. А также значительную роль сыграли философские методы. Из числа философских использовался диалектический метод, основными принципами которого являются объективность, конкретность и всесторонность развития, историзм, противоречия и др.
Основными частнонаучными методами исследования являются формально-юридический и сравнительно-правовой, а также использовались иные методы.
Курсовая работа включает в себя титульный лист, оглавление, введение, основную часть в виде трех глав, заключение и список использованных источников. Общий объем курсовой работы составляет 28 страницы.
При написании курсовой работы использовались нормативные правовые акты различной юридической силы и учебные пособия таких авторов как
Понятие и признаки органов государства
Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко); другие включают сюда органы государства и государственные организации. При этом различаются два вида государственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).
Органы государства образуют государственный аппарат. Включение государственных организаций в механизм государства обусловлено тем, что государство не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные организации непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага [11, с. 137].
Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле – как органы государства и в широком – как совокупность государственных органов и учреждений.
Принято выделять
следующие особенности
1) это целостная
иерархическая система
2) первичные
структурные звенья механизма
составляют государственные
3) механизм служит
средством осуществления
4) для обеспечения
государственно-властных
5) сложность
и многообразие органов
Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития [6, с. 139].
Важнейшим структурным
элементом механизма является орган
государства. В отличие от государственных
учреждений орган государства
а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
6) наделен властными
полномочиями определенного
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;
ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе [1, с. 284].
Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.
На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. На каждом этапе исторического развития общества в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.
Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством.
Органы государственной
власти обладают рядом таких характерных
качеств или признаков, которые
позволяют отличать их от других органов
негосударственных общественно-
Во-первых, порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.
Во-вторых, органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.
В-третьих, между
органами государственной власти и
функциями государства
В-четвертых, органы государственной власти для обеспечения возложенных на них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами [13, с. 206].
Государственный
аппарат включает в себя систему
органов государственной
Органы государственной власти взаимосвязаны общими правовыми принципами. Они выполняют функции и задачи государства в соответствии со своими полномочиями. Органы государства имеют единую правовую базу, а порядок их организации и деятельности определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами.
Система государственных органов Республики Беларусь
Под системой понимается совокупность государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов едина. Это проявляется:
В том, что государственные органы призваны осуществлять единую государственную власть.
В том, что все эти органы системы действуют совместно, находясь в тесном взаимодействии и взаимозависимости.
Система государственных органов включает в себя:
1. Президент.
2. Орган законодательной власти (Парламент).
3. Местные представительные органы (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские).
4. Органы исполнительной
власти (Совет министров,
5. Органы судебной власти (общие и хозяйственные суды, Конституционный суд).
6. Контрольно-надзорные
органы (прокуратуры, комитет
Органы исполнительной власти имеют исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный, потому что они непосредственно исполняют нормативные акты вышестоящих или других органов. Распорядительный характер проявляется в том, что они в свою очередь во исполнении решений вышестоящих органов издают собственные акты, которые обязательны для исполнения нижестоящими органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами.
Классификация органов исполнительной власти:
По территории деятельности: Центральные (Совет Министров, государственные комитеты и т.д.). Местные (исполкомы областей, районов, городов, поселков).
По характеру
полномочий: Общей компетенции ведущими
всеми или многими отраслями (правительство,
исполкомы местные
По организации управления: Коллегиальные (Совет министров, исполнительный комитет). Единоначальный (министерства, отделы управления исполкомов).
Особым статусом обладает:
Администрация президента.
Национальная академия наук.
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов.
Управление делами президента [2, с. 107].
Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа (ст.90 Конституции). К последним (представительным органам) следует относить также Главу государства, местные Советы депутатов.
Наряду с
Парламентом законодательную
Родиной парламентов считается Англия. Позднее парламенты как сословно-представительные учреждения, ограничивающие власть монарха, стали возникать во Франции, Испании.
Слово «парламент» происходит от французского parler – говорить.
Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь.
Воля народа
является верховной во всех сферах
жизни. Конкретным выражением фактического
осуществления народного
Выборы нового состава палат Парламента Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента [11, с. 138].
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
В составе Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики
является палатой территориального
представительства. Избрание осуществляется
тайным голосованием на заседаниях депутатов
местных Советов депутатов
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.
Депутаты Платы представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Информация о работе Государственные органы Республики Беларусь