Государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и на самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
§ 1. Гражданское общество……………………………………….…...4
§ 2. Структура гражданского общества……………………..……….5
§ 3. Соотношение гражданского общества и государства……….....7
§ 4. Перспективы развития гражданского общества………………16
Список использованной литературы………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

гггггг.docx

— 47.57 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

 

 

Реферат

Тема: «Государство и гражданское общество»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент ….

Преподаватель:

К.П.Н. Доц. ….

 

 

 

Брянск 2013г 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

§ 1.  Гражданское общество……………………………………….…...4

§ 2.  Структура гражданского общества……………………..……….5

§ 3.  Соотношение гражданского общества и государства……….....7

§ 4.  Перспективы развития гражданского общества………………16

Список использованной литературы………………………………...22

 

 

Введение

 

Гражданское общество не изобретение  нашего времени. Идеи о гражданском  обществе существовали и в Древней  Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ

Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил  цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному  обществу, в котором царят порядок  и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Любое государство организовано как руководимая единым центром  вертикальная система, иерархия государственных  органов и должностных лиц, связанных  отношениями подчиненности и  государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы). Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация - охрана общества и управление им.

В отличие от государства  гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и на самостоятельности  добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан  и их объединений разнообразны и  изменчивы в соответствии с их интересами. [5, с. 258-259]

 

 

§ 1.  Гражданское общество

 

Гражданское общество –  совокупность субъектов общественной жизни (индивидов, их общностей, организаций), реализующих свои частные интересы и взаимосвязанных друг с другом в процессе экономической, социальной, политической и духовной деятельности. Гражданское общество внутренне  противоречиво; в нем доминирует частный интерес, совпадает и  сталкивается деятельность различных  субъектов. Эти противоречия являются движущей силой развития гражданского общества, его прогресса. Государство, напротив, проводит в жизнь общий  интерес, объединяет деятельность индивидов  и социальных групп в одно целое, стремится к достижению компромисса  между различными субъектами гражданского общества. Оно играет роль фактора, сдерживающего развитие противоречий до уровня, способного разрушить гражданское  общество. Как взаимосвязанные элементы единой общественной системы, гражданское  общество и государство обусловливают  друг друга. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства. Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его  деятельности, неизбежно приводят к  изменению характера и форм государственной  власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его  состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание  стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история  знает и противоположные примеры. Государство как особое явление  социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в  виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему  функций и определенными методами. Внешне государство представлено в  различных формах. [3, с. 9-10]

 

 

 

 

 

§ 2.  Структура гражданского общества

 

  • Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
  • научные и культурные организации, спортивные общества;
  • муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
  • независимые средства массовой информации;
  • церковь;
  • семья

Важными факторами становления  гражданского общества являются:

1) экономические – многоукладная  экономика, разнообразие формы  собственности, регулируемые рыночные отношения;

2) политические – децентрализация  властных полномочий, разделение  властей, политический плюрализм,  доступ граждан к участию в  государственных и общественных  делах, верховенство закона и равенство всех перед ним;

3) духовные – отсутствие  монополии одной идеологии и  мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.

Таким образом, гражданское  общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных  потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство  взаимно дополняют друг друга  и зависят одно от другого. Без  зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового  демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового  государства. Он включает три основных элемента:

осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;

создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;

функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между  государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов  и комиссий при государственных  структурах, в которых участвуют  представители групп и объединений  по интересам.

Такой механизм сложился в  результате длительной эволюции государства  и гражданского общества.[3, с. 35-38]

 

 

§ 3.  Соотношение гражданского общества и государства.

 

Гражданское общество —  это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать  его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и  государство соединены друг с  другом целым рядом структурных  связей, поскольку государство, осуществляя  управленческо-посреднические функции  в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние  через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается  с государственными структурами, а  частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно  связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого  слова.

Таким образом, государство  и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного  организма. В идеале развитое гражданское  общество создает условия для  свободных, демократических межличностных  отношений, для удовлетворения разнообразных  интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

 В целом гражданское  общество как область частной  жизнедеятельности сочетает в  себе интересы и потребности  различных социальных и политических  субъектов, что довольно часто  приводит к конфликтам, противостоянию  между ними, которые могут дополняться  противоречиями между частными  и государственными интересами. Снимать остроту противоречий  между субъектами гражданского  общества, создавать некую социальную  гармонию призваны не только  сами граждане, а главным образом  государство, являющееся верховным  арбитром. Без государства гражданское  общество не сможет нормально  функционировать: в нём могут  начаться дезинтеграционные процессы  распада и острого противостояния  разных социальных групп, общественных  организаций. И, наоборот, без  свободного, саморазвивающегося гражданского  общества государство никогда  не будет демократическим, станет  одной из разновидностей авторитарных  режимов.

 Гражданское общество  имеет свою, достаточно сложную  внутреннюю структуру. Для него  характерно наличие в основном  не вертикальных, как в государстве,  иерархических связей, а горизонтальных, главным образом невластных соединений. Последние весьма разнообразны  и образуют три слоя. Фундамент  составляют отношения, связанные  с обеспечением жизнедеятельности  общества. Прежде всего, это экономические  отношения, основанные на экономическом  плюрализме, многообразии форм собственности  при соблюдении интересов личности  и общества в целом. Именно  экономический плюрализм дает  возможность преодолеть существующее  отчуждение человека от средств  производства. Гражданское общество  только тогда будет жизнеспособно,  когда каждый его член станет  обладать вполне конкретной собственностью  или иметь право на использование  и распоряжение собственностью, произведенным им общественным  продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может  быть частным или коллективным, но при условии, что каждый  участник коллективной собственности  (кооператива, колхоза, предприятия  и др.) действительно является  таковым. Иными словами, наличие  собственности — основополагающее  условие свободы личности как  в гражданском, так и в любом  другом обществе.

Второй слой — это социокультурные  отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных  социальных групп и слоев. Это  многообразие не может быть застывшим, закостеневшим в количественном и качественном отношении. Оно объективно стремится к постоянным изменениям. Многообразная социальная структура  не может не иметь хорошо развитые вертикальные и, главным образом, горизонтальные связи. При размытой социальной структуре  индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.

Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все  элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех индивидов. Создаются условия, при  которых становится осязаемо культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям  помогает преодолеть феномен отчуждения личности. “Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий  уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным  действиям при включении в  тот или иной институт общественной жизни.

Третий, верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные  с индивидуальным выбором, с политическими  и культурными различиями групп  по интересам, политических партий, движений, клубов и т.п. Таким образом достигается  культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно  соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (прежде всего политические партии).

"Объективно деятельность  институтов и организаций гражданского  общества, связанных с индивидуальным  выбором, теми или иными предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена  на изменение в распределении  власти и поэтому носит политический  характер. Это относится не только  к политическим партиям, но  и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермерским организациям) или объединениям, движениям лиц из различных социальных групп для достижения общей цели, которые стремятся к решению большей части своих задач помимо государственной власти, на общественном уровне. Как только те же потребительские организации или экологические движения предпринимают попытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, направленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя зна-чительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государственной политики.

Информация о работе Государство и гражданское общество