Государство, понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

В истории было много теорий, призванных объяснить природу, состояние и развитие государства. Диапазон их широк - от анархизма до супергосударства. Имеется большая отечественная литература по данному вопросу, однако в последние годы «любовь» к праву почти вытеснила интерес к государству. Практически нет крупных государствоведческих исследований. (Работы об отдельных государственных органах, естественно, не могут их заменить.) Реформы в этой сфере также страдают фрагментарностью. Поэтому считаю оправданным кратко охарактеризовать современное понимание государства.

Содержание

Введение
1. Понятие государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций
1.1.Понятие государства
1.2.Признаки государства
2. Сущность государства. Государственная власть
2.1.Сущность государства и социальное значение. Классовое и
общесоциальное в государстве
2.2. Государственная власть и способы ее осуществления
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

государство,понятие и сущность.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

Введение

1. Понятие государства.  Признаки государства, отличающие  его от других организаций

1.1.Понятие  государства

1.2.Признаки  государства

2. Сущность государства. Государственная власть

2.1.Сущность  государства и социальное значение. Классовое и

общесоциальное  в государстве

2.2. Государственная власть и способы ее осуществления

Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории было много теорий, призванных объяснить природу, состояние и  развитие государства. Диапазон их широк - от анархизма до супергосударства. Имеется большая отечественная литература по данному вопросу, однако в последние годы «любовь» к праву почти вытеснила интерес к государству. Практически нет крупных государствоведческих исследований. (Работы об отдельных государственных органах, естественно, не могут их заменить.) Реформы в этой сфере также страдают фрагментарностью. Поэтому считаю оправданным кратко охарактеризовать современное понимание государства.

В научной литературе последних лет стала преобладать  концепция либерально-рыночного  государства. Отказ от государственного управления сочетается с признанием частной собственности и даже выходом государства из экономической игры. Критика советского тоталитаризма сопровождается критикой нового отчуждения государства от народа. Криминально-бюрократическое государство плохо служит вульгарному гражданскому обществу. Другие взгляды отражают модернизируемый образ государства как проявление «нового социализма», с его базисной самоорганизацией, реальным народовластием и правовыми институтами, разделением властей, распределением по труду, сочетанием личной свободы и социального равенства.

Юридическая наука сохраняет симпатии к нормативно-функциональной трактовке  государства. Названные выше элементы государства содержатся и развиваются  в десятках учебников по теории государства и права. Даются пояснения термина «государственность» как более широкого, чем понятие «государство», «государственная власть» и т.п. Хотя скорее это свойство, качественное состояние государственно организованного общества, отражающее комплекс элементов и институтов публичной власти и компоненты неополитического характера. Следует напомнить, что еще в 70-е годы прошлого века в научной литературе стали сильнее выявляться общие государственные дела наряду с классовыми. В 80-х годах ХХ в. исследователи обращали внимание на своего рода «триаду» государственных дел - классовых, общих и всеобщих (в масштабе мирового сообщества). Это позволило выйти за пределы традиционной трактовки государства как узкоклассовой политической организации. В дальнейшем в науке был сделан акцент на социально-консенсуальной функции государства, обосновано определение государства как универсальной политической организации в обществе, обусловленной его социальной асимметрией и необходимостью выполнения его "общих дел", и организации легализованного и легитимного принуждения, обладающей особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом управления обществом, выражающей прежде всего экономические, политические и идеологические интересы доминирующего социального слоя и выполняющей в определенной степени функции арбитража между различными слоями общества.

В зарубежной иностранной  литературе предпринимаются усилия дать оценки изменениям, происходящим в государстве. Много публикаций по этой тематике во Франции. Профессор Ж. Шевалье, например, рассматривает разные грани государства - в аспекте символической, юридической, политической, органической, социальной конституции (в смысле - устройства), проблемы его динамики и трансформации, включая будущее государство, в условиях глобализации и международных «угроз» суверенитету.

Директор Высшей школы  социальных исследований Пьер Розанваллон  связывает кризис государства с  идеологическим кризисом и слабостью  его функций как государства  всеобщего благоденствия. Оно должно активно поддерживать сплоченность общества и выполнять свои обязательства по социальному контракту, эффективно оказывать публичные услуги. На этом фоне традиционную позицию занимает итальянский историк и политолог Ф.Ч. Казула, трактующий государство как соединение народа, территории и юридических обязательств. Именно правовое устройство общества, а не власть обеспечивает объединение и управление людьми, его суверенность и участие в международных союзах.

Сказанное позволяет говорить о  том, что государство как понятие трактуется по-разному в зависимости от философских или идеологических взглядов его исследователей. Государство было и остается важнейшим фактором общественного развития. Поэтому именно с ним связывают надежды на прогрессивные преобразования и именно на него нередко обрушивается шквал критики. Сегодня во многих странах проводятся государственные реформы, ищут ответы, как реорганизовать власть, уменьшить или усилить влияние государства на экономику, обеспечить демократизацию управления.

В связи с этим можно сказать о том, что изучение такого явления как государство, является достаточно актуальной темой.

Целью данной работы является изучение правовой природы государства.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

-исследовать понятия государства;

-осветить различные подходы к его понятию,

-выявить признаки государства и его социальное назначение,

-проанализировать понятие государственной власти и способы ее осуществления.

 

1. Понятие  государства. Признаки государства,  отличающие его от других организаций

 

1.1.Понятие  государства

Государство представляет собой сложное социальное явление. С древних времен предпринимались  попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое понятие государства. Следует отметить, что государство рассматривается с различной высоты теоретического изучения, в разном контексте, извне и изнутри..

В политико-юридической  литературе существует множество дефиниций  понятия «государство». В.С. Нерсесянц, делая обзор понятий «государства, приводит следующее: как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» (И. Ильин) [8, С.512].

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные  ученые включали в качестве специфических  видовых отличий государства  такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и  территорию. По большому счету они  понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

В контексте  международных отношений государство выступает как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью. «В таком виде, пишет В.С. Нерсеняц, - государство предстает «внешнему наблюдателю», который может различать в государственном целом лишь наиболее крупные его элементы – население государства, государственную территорию и организацию государственной власти» [13, С.516]. В контексте внутригосударственных исследований государство выглядит как публично-властная ассоциация. Далее продолжает автор: «…для субъекта, существующего в обществе, в котором есть государство, последнее выступает как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти [13, С.516]. В.С. Нерсесян приходит к выводу о том, что рассматривая государство в таком виде, можно понять его социальное назначение, его функции в обществе, выявить его связи с другими политическими (политизированными) институтами в обществе – партиями, общественными организациями и т.д.» [13, С.516]

Исследователи также  рассматривают государство как  систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При таком подходе  изучают отношения субординации и координации внутри аппарата государственной  власти.

Таким образом, термин государство  употребляется в трех значениях: 1)как государственно организованное сообщество; 2)аппарат государственной власти как целое; 3)система государственных органов.

Во всех трех случаях  речь идет об организации и функционировании публичной власти, но о разных ее аспектах. Поэтому понятие государства, т.е. объяснение сущности феномена государства, охватывает все три аспекта государственности.

Так, по мнению Н.И. Матузова, А.В. Малько, государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории [16, С.56].

Государство - это  выделившаяся из общества и обусловленная  его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Н.И. Матузов, А.В. Малько, приводят точку зрения И.Ф. Ракитской, согласно которой государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой [16, С.56].

Рассматривая государство  с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической и  прочей, можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, невозможно формулировать универсальное его понятие.

Например, в  социологическом понятии государством называется любая организация публичной  политической власти, в любой форме  и с любым содержанием. Л.С. Мамут отмечает» «Общей чертой социологического понятия государства ... является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формально - юридических, а фактических социальных явлений властвования» [7, С.73]. Иначе говоря, в социологическом понятии государство отождествляется с организацией публичной политической власти. И поскольку публичная политическая власть - это всегда принуждение, и к тому же в круг объектов, описываемых понятием государства, попадает и деспотия, то сущность государства объясняется как сила, организованное насилие.

Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

1) государство - это  продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);

2) государство существует  не в любом обществе, но только  в том, в котором есть развитая  и противоречивая структура на  всех уровнях (экономика, собственность,  формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное  общество; для такого общества  государство - это форма его  существования;

4) на теоретическом,  познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

5) при любом определении  государства речь идет и об  определенных властных институтах, государственном аппарате, системе  властных государственных органов,  в деятельности которых заняты  специфические социальные группы;

6) развитые, сложные, противоречивые  объективные потребности общества  в государстве определяют и  само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при  этом теоретически несущественно,  о чем идет речь - достижение "лучшей  жизни", "общей пользы", "общего блага" или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.

Данные выводы позволяют М Н  Марченко сформулировать такое определение  государства: государство - это организация  политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества [10, С.78].

Кроме того, в современной  юридической литературе довольно часто  понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученных практически нет разногласий.  В.М. Корельский, В.Д Перевалов определяют государство как основной институт политической организации и политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов, определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения» [15,С.34].

1.2.Признаки  государства

Традиционно в юридической  литературе чаще всего выделяют следующие  признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация  населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Информация о работе Государство, понятие и сущность