Законность и её гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблема законности имеет большое значение в любом государ¬стве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без закон¬ности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понима¬лось:— широко или узко. ¹
Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Под законностью не следует понимать законы, их совокупность и даже управление обществом с помощью них, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Конечно же если нет законов, то и о законности речи быть не может. Законы являются основой законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения. Но зачастую в истории встречаются такие моменты, когда издавались законы, а законности как таковой по существу не было.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 4
ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ 7
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 12
СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 23
РОЛЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 26
ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 32

Вложенные файлы: 1 файл

1 КУРСОВАЯ ТГП.docx

— 79.98 Кб (Скачать файл)

       Для государства эта роль определяется в зависимости от того места, которое  занимает законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство  использует  различные методы и  средства: экономические, политические, идеологические, организационные и  д.р. Среди них особое место занимает регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

       Правовые  нормы регулируют все самые главные  стороны жизни общества, следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих  норм зависят порядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности. А другие методы государственного руководства  обществом часто реализуются  через правовое регулирование. Так, планирование нередко осуществляется посредством утверждения плана  нормативным актом, заработная плата устанавливается через нормативное закрепление ее минимального размеры, порядка начисления и выплат и т.п.

       С позиции личности законность и правопорядок выступают как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как  от произвола самого государства  и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависит степень  свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных  условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью  государственной деятельности.

       Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом. Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они – его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

       Можем предположить, что произойдёт последовательное расширение предметной стороны законности, т.е. круга тех объектов, которые приобретут свойство законности. Это будет относиться к различным видам деятельности людей, правовым актам, управленческим и иным документам, отношениям людей и их организациям. При этом в сферу законности все больше будут входить те объекты, которые традиционно рассматривались как неправовые, что связано с осуществление принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Так же произойдут изменения в субъектной стороне законности. Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественных отношений без исключения реально станут носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания так и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом реальность данных прав и обязанностей будет постоянно повышаться, пока не станет практически абсолютной. Ещё будет совершенствоваться нормативная сторона законности. Это совершенствование произойдет по меньшей мере в трех направлениях. С одной стороны, содержание законодательства во все большей степени будет соответствовать реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития общества. С другой стороны, будет улучшаться сам нормотворческий процесс, что связанно прежде всего с его демократизацией, участием в нем широких кругов  общественности, с расширением его научной базы. И наконец, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличии от многих других, уже существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.

ЗАКОННОСТЬ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

       Мы  уже знаем, что выделяются два  аспекта законности – охрана прав граждан, недопущение в отношении  их произвола и строгое соблюдение требований законности самими гражданами. Эти два аспекта очень важно, но следует обратить внимание на особую значимость законности а деятельности государственного аппарата. Именно органы государства обеспечивают стабильность режима законности, пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенное право, привлекая виновных к ответственности.

       Деятельность  государственного аппарата подзаконна, все его звенья организуются и  действуют на основе и в рамках Конституции и законов. Строгое  соблюдение правовых требований и предписаний - необходимое условие успешного функционирования государственных органов.

       Важное  место в механизме государства  принадлежит органам внутренних дел, которые выполняют функции  по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечению безопасности дорожного движения и т.п.

       Все основные стороны деятельности органов  внутренних дел их цели и задачи, функции и структура, функциональные обязанности личного состава, порядок  средства и методы реализации функций  определены законодательством (законом  «О милиции», нормами уголовно-процессуального, административного права и т.п.). Таким образом, нормы права и  их соблюдение – законность – являются основой деятельности органов внутренних дел, они действуют в целях, установленных  правом на основе права и в правовых формах.

       Органы  внутренних дел, выполняя возложенные  на них функции, являются одним из основных звеньев в системе советской  уголовной юстиции. Ими решаются вопросы, связанные с предупреждением, предотвращением и раскрытием преступных посягательств, производством дознания и предварительного следствия, исполнением  наказания. Их неизменной задачей “остается  использование всей силы советских  законов в борьбе с преступностью  и другими правонарушениями, чтобы  люди в любом населенном пункте чувствовали  заботу государства об их покое и  неприкосновенности, были уверены, что  ни один правонарушитель не уйдет  от заслуженного наказания”. 

       Органы  внутренних дел наделены государством широкими правомочиями, которые используются работниками этих органов для  успешного выполнения ими правоохранительных функций. Вместе с тем, специфика  функциональных обязанностей зачастую ставит работников органов внутренних дел в сложные ситуации, которые характеризуются возникновением условий, могущих способствовать нарушениям норм закона, ведомственных нормативных актов. 

       Применительно к работе органов внутренних дел  выделяются две сферы законности. Одна из них профессиональная деятельность указанных органов (по профилактике правонарушений, охране общественного  порядка, раскрытию и расследованию  преступлений и т.д.) направлена на обеспечение  строгого, неуклонного соблюдения, исполнения гражданами, должностными лицами, организациями и учреждениями норм права, охраняющих общество от преступных посягательств, обеспечивающих порядок в общественных местах, на пожарную безопасность и т.п. Эта, внешняя, сфера законности смыкается с эффективностью работы органов внутренних дел, представляет собой главную цель функционирования. Вторую можно выделить как внутреннюю сферу законности (соответствие закону деятельности самих органов внутренних дел, их подраздений и сотрудников). Эта сфера служит средством достижения основной цели деятельности этих органов.

       Однако  значение «внутренней» законности для  указанных органов гораздо шире. Рассматривая этот вопрос, можно ниже перечисленные аспекты.

       Политический  аспект предполагает, что в лице любого сотрудника органов внутренних дел граждане видят прежде всего представителя государства. Социальный престиж всего государственного аппарата, достижение такой важнейшей цели государственной деятельности, как обеспечение прав и свобод граждан, в немалой степени зависят от того, как работники этих органов соблюдают законы.

       Нравственный  аспект проблемы состоит в том  что, выполняя гуманные и глубоко  нравственные задачи укрепления законности, охраны прав граждан и интересов  государства, органы внутренних дел, их работники, не могут действовать  безнравственными методами, нарушать законы, попирать права личности.

       Органы  внутренних дел тесно связаны  с народом, вся их деятельность, сила личного примера представителей государственной власти, строго соблюдающих  закон, – один из важнейших рычагов правового и нравственного воспитания населения. Проводимая сотрудниками органов внутренних дел правовая пропаганда будет эффективной только тогда, когда сами работники будут строго и неуклонно соблюдать законы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Законность  фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

       Даже  самый совершенный закон жив  только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот  эта-то сторона права, связанная  с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.

       В недалеком прошлом отечественная  наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и  обязательного его исполнения всеми  субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется только на граждан  и их организации, органы, непосредственно  реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих  и правоприменительных), находится  вне ее содержания. 
Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов  выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

       Такое понятие законности, удовлетворяющее  потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального  функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового  государства и общества.

       Категорию «законность» можно раскрыть через  следующие аспекты: законность - строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов; законность это не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам; законность, - обязательность, являющаяся объективным свойством права и государственной дисциплины; законность распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, 
деятельность законодателей; законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом 
законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве; законность - не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя.

       Соотношение категорий «законность» и «правопорядок» выражается в следующем: Во-первых, законность, правопорядок — различные по содержанию и характеру категории:

       законность  — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и  их поведения; свойство метода, принципа, режима;

       правопорядок  — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

       Во-вторых, они выступают различными этапами  реализации воли и интересов власти и народа: законность - реализующееся  право, правовое качество нормативных  и правореализационных актов, процесса их реализации; правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные  воля и интересы государственной  власти и народа.

       В-третьих, различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

       Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы — юридическая  основа правопорядка, законность —  средство его установления, правопорядок - результат осуществления права  и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

       В-четвертых, право и законность — своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность — есть и правопорядок. Нет законности — есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого  качества нормотворческого и правореализационного процесса.

       В-пятых, различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок следствие; если при  анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и  качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка —  с состояниями и их качеством; если законность выступает качеством  нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она  выступает одним из существенных проявлений состояния.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 
  1. Верховенство  права: Сб. статей. М., 1992 г.
  2. Законность в Российской Федерации. М., 1998 г.
  3. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (ред. от 22.08.2004).
  4. Лазарев В.В. Теория права и государства. М., 2001 г.
  5. Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 2006 г.
  6. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации. М., 1998 г.
  7. Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000 г.
  8. Блинов В.М. Законность и правопорядок в советском обществе. М., 1971 г.
  9. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977 г.
  10. Гавриленко ДА. Правовое государство и дисциплина. Минск, 1991 г.
  11. Духно Н.Л., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. М., 1998 г.
  12. Ефремов А.Ф. Принципы законности и проблемы их реализации. Тольятти, 2000 г.
  13. Привезенцев Н.И. Законность в российском обществе (история, теория, практика). СПб., 1998 г.
  14. Рабинович П.М. Упрочение законности — закономерность социализма. Вопросы теории и методологии исследования. Львов, 1975 г.
  15. Социалистическая законность и государственная дисциплина. М., 1975 г.
  16. Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспектива (социально-правовые проблемы): Сб. научных статей / Под ред. В.И. Новоселова. Саратов, 1995 г.
  17. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности / Государство и право. 1994 г. №3.

Информация о работе Законность и её гарантии