Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:00, курсовая работа
Проблема законности имеет большое значение в любом государ¬стве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без закон¬ности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понима¬лось:— широко или узко. ¹
Появление законности вплетается в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Под законностью не следует понимать законы, их совокупность и даже управление обществом с помощью них, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Конечно же если нет законов, то и о законности речи быть не может. Законы являются основой законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения. Но зачастую в истории встречаются такие моменты, когда издавались законы, а законности как таковой по существу не было.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 4
ГАРНТИИ ЗАКОННОСТИ 7
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 12
СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 23
РОЛЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 26
ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 32
Для государства эта роль определяется в зависимости от того места, которое занимает законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и д.р. Среди них особое место занимает регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.
Правовые нормы регулируют все самые главные стороны жизни общества, следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих норм зависят порядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности. А другие методы государственного руководства обществом часто реализуются через правовое регулирование. Так, планирование нередко осуществляется посредством утверждения плана нормативным актом, заработная плата устанавливается через нормативное закрепление ее минимального размеры, порядка начисления и выплат и т.п.
С позиции личности законность и правопорядок выступают как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.
Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом. Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они – его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.
Можем предположить, что произойдёт последовательное расширение предметной стороны законности, т.е. круга тех объектов, которые приобретут свойство законности. Это будет относиться к различным видам деятельности людей, правовым актам, управленческим и иным документам, отношениям людей и их организациям. При этом в сферу законности все больше будут входить те объекты, которые традиционно рассматривались как неправовые, что связано с осуществление принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Так же произойдут изменения в субъектной стороне законности. Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественных отношений без исключения реально станут носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания так и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом реальность данных прав и обязанностей будет постоянно повышаться, пока не станет практически абсолютной. Ещё будет совершенствоваться нормативная сторона законности. Это совершенствование произойдет по меньшей мере в трех направлениях. С одной стороны, содержание законодательства во все большей степени будет соответствовать реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития общества. С другой стороны, будет улучшаться сам нормотворческий процесс, что связанно прежде всего с его демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, с расширением его научной базы. И наконец, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличии от многих других, уже существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.
Мы уже знаем, что выделяются два аспекта законности – охрана прав граждан, недопущение в отношении их произвола и строгое соблюдение требований законности самими гражданами. Эти два аспекта очень важно, но следует обратить внимание на особую значимость законности а деятельности государственного аппарата. Именно органы государства обеспечивают стабильность режима законности, пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенное право, привлекая виновных к ответственности.
Деятельность государственного аппарата подзаконна, все его звенья организуются и действуют на основе и в рамках Конституции и законов. Строгое соблюдение правовых требований и предписаний - необходимое условие успешного функционирования государственных органов.
Важное место в механизме государства принадлежит органам внутренних дел, которые выполняют функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечению безопасности дорожного движения и т.п.
Все
основные стороны деятельности органов
внутренних дел их цели и задачи,
функции и структура, функциональные
обязанности личного состава, порядок
средства и методы реализации функций
определены законодательством (законом
«О милиции», нормами уголовно-
Органы внутренних дел, выполняя возложенные на них функции, являются одним из основных звеньев в системе советской уголовной юстиции. Ими решаются вопросы, связанные с предупреждением, предотвращением и раскрытием преступных посягательств, производством дознания и предварительного следствия, исполнением наказания. Их неизменной задачей “остается использование всей силы советских законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, чтобы люди в любом населенном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания”.
Органы внутренних дел наделены государством широкими правомочиями, которые используются работниками этих органов для успешного выполнения ими правоохранительных функций. Вместе с тем, специфика функциональных обязанностей зачастую ставит работников органов внутренних дел в сложные ситуации, которые характеризуются возникновением условий, могущих способствовать нарушениям норм закона, ведомственных нормативных актов.
Применительно к работе органов внутренних дел выделяются две сферы законности. Одна из них профессиональная деятельность указанных органов (по профилактике правонарушений, охране общественного порядка, раскрытию и расследованию преступлений и т.д.) направлена на обеспечение строгого, неуклонного соблюдения, исполнения гражданами, должностными лицами, организациями и учреждениями норм права, охраняющих общество от преступных посягательств, обеспечивающих порядок в общественных местах, на пожарную безопасность и т.п. Эта, внешняя, сфера законности смыкается с эффективностью работы органов внутренних дел, представляет собой главную цель функционирования. Вторую можно выделить как внутреннюю сферу законности (соответствие закону деятельности самих органов внутренних дел, их подраздений и сотрудников). Эта сфера служит средством достижения основной цели деятельности этих органов.
Однако
значение «внутренней» законности для
указанных органов гораздо
Политический аспект предполагает, что в лице любого сотрудника органов внутренних дел граждане видят прежде всего представителя государства. Социальный престиж всего государственного аппарата, достижение такой важнейшей цели государственной деятельности, как обеспечение прав и свобод граждан, в немалой степени зависят от того, как работники этих органов соблюдают законы.
Нравственный аспект проблемы состоит в том что, выполняя гуманные и глубоко нравственные задачи укрепления законности, охраны прав граждан и интересов государства, органы внутренних дел, их работники, не могут действовать безнравственными методами, нарушать законы, попирать права личности.
Органы внутренних дел тесно связаны с народом, вся их деятельность, сила личного примера представителей государственной власти, строго соблюдающих закон, – один из важнейших рычагов правового и нравственного воспитания населения. Проводимая сотрудниками органов внутренних дел правовая пропаганда будет эффективной только тогда, когда сами работники будут строго и неуклонно соблюдать законы.
Законность фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.
В
недалеком прошлом
Обеспечение законности сводилось главным
образом к работе контрольно-надзорных
и правоохранительных органов выявлению
нарушителей правовых предписаний и их
последующему наказанию. Результатом
этого и стал обвинительный уклон в их
деятельности. Даже суд рассматривался
как правоохранительный орган, а не орган
правосудия, гарантирующий защиту прав
и свобод граждан и их объединений.
Такое
понятие законности, удовлетворяющее
потребности тоталитарного
Категорию
«законность» можно раскрыть через
следующие аспекты: законность - строгое
и неукоснительное соблюдение, исполнение
и применение законов; законность это
не только требование соблюдения норм
запретов и обязывающих юридических норм,
но и требование надлежащей реализации
предоставленных прав и свобод гражданам; законность,
- обязательность, являющаяся объективным
свойством права и государственной дисциплины;
законность распространяться не только
на поведение исполнителей закона, но
и на сферу правотворчества,
деятельность законодателей; законность
означает идею, требование и систему (режим)
реального выражения права в законах государства,
в самом
законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве; законность
- не только формальный принцип права,
но и содержательная категория, отражающая
демократическое существо общественного
строя.
Соотношение категорий «законность» и «правопорядок» выражается в следующем: Во-первых, законность, правопорядок — различные по содержанию и характеру категории:
законность — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;
правопорядок — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.
Во-вторых, они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа: законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации; правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.
В-третьих, различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.
Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы — юридическая основа правопорядка, законность — средство его установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.
В-четвертых,
право и законность — своеобразные
инструменты, позволяющие решать поставленные
задачи и достигать цели. Есть законность
— есть и правопорядок. Нет законности
— есть беззаконие, произвол, анархия.
Поэтому прочность и
В-пятых,
различны их связи и зависимости:
если законность выступает как причина,
то правопорядок следствие; если при
анализе законности имеем дело прежде
всего с количественными и
качественными