Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:38, контрольная работа
Режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
Каковы же основные требования законности?
1. Понятие и признаки
законности................................................................
2. Понятие правопорядка, общественного порядка и дисциплины. Роль ОВД в
укреплении законности, правопорядка и дисциплины..........................
3. Гарантии законности и
правопорядка......................................................
Список использованной
литературы.............................................................
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятие и признаки
законности....................
2. Понятие правопорядка, общественного порядка и дисциплины. Роль ОВД в
укреплении законности, правопорядка
и дисциплины....................
3. Гарантии законности и
правопорядка..................
Список использованной
литературы....................
ПОНЯТИЕ
И ПРИЗНАКИ ЗАКОННОСТИ.
ЗАКОННОСТЬ ЕСТЬ СТРОГОЕ И ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ ПРАВОВЫХ
ЗАКОНОВ И ОСНОВАННЫХ НА НИХ ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Законность характеризуется следующими основными признаками:
Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность.
Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в
пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения
установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не
может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным
субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство
обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения
разнообразных интересов своих граждан.
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится
и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед
гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства
выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания
реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно,
что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не
должно.
Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно
предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться
собственными благами и свободной деятельности. Обеспечение всеобщности
соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов. Обладая
необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами,
оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами
граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить режим
законности в общественной жизни.
Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.
Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании
того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности
общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют
и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп,
не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, -
законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы
различных слоёв населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может идти
речи о законности.
Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие
двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного
законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной
реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов
государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными
объединениями.
Каковы же основные требования законности?
1.
Верховенство закона по
правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает
главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения,
которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового
воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют
лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не
урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом
и на основе закона.
2.
Единство понимания и
действия. Законы представляют абсолютно одинаковые требования ко всем
субъектам, находящемся в сфере временного и пространственного действия.
Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все
государственных образования, входящих в состав федерации. Единое понимание
сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность
правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она
соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в
нём регулятивные функции.
3.
Равная возможность всех
равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и
судом). Прочий эффективный режим законности в обществе возможен только в
условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны,
субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них
обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство
должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав
и интересов. Права и свободы других лиц. В условиях правовой
государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку
свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого.
Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав других граждан
государства.
4.
Недопустимость
Почему нельзя противопоставлять законность целесообразность? Прежде всего,
потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной
целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и
индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может
игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона,
некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные
действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в
данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют
его субъективными противозаконными действиями, с точки зрения более
полезными и нужными для данного случая.
5. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями -важное
требование законности. Правовое государство создаёт необходимые
материальные, политические, социальные и другие предпосылки для
предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные
условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность
в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют
реальную основу режима законности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина,
проживающего на территории государства, осуществляется специальными
правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.
Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в
необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры
государственного принуждения.
Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и
обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и
взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни,
способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными
законами исторического процесса.
Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим
законности означает такое состояние общественной жизни, при котором
участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические
права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в
общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими
словами, в результате действия законность в обществе складывается правовой
порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОРЯДКА,
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ .
ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНЙИ, КОТОРАЯ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ
ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни
общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом
определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов.
В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика,
достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной
власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и
частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека,
максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.
Формирование правового порядка участвует все элементы механизма правового
регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь
составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном
счёте к установлению правового порядка.
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка,
первичная звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный"
правопорядок.
2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования,
обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем
правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения
участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На
этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность,
призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов
правоотношений.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются
завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и
обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их
поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему
общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то
есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели
правового регулирования.
СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное разделение
урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии со
особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает
конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие
виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих
отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не
только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые
урегулированы подотраслями и институтами права.
ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОПОРЯДКА как специфической системы общественных
отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых
норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком
охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая
часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она
находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных
организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле
правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений,
складывающийся под воздействием нормативного регулирования. Это часть
общественного порядка.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК представляет собой всю совокупную систему
общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных
норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых
обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка
взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только
порядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие
элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами
воздействия: моральными, собственно-общественными, естественными навыками и
привычками, силой традиции.
ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - составная часть общего правопорядка. Он
формируется на основе общих принципов права, отражает определённые
потребности жизни общества, без которых оно не может нормально
функционировать.
Поскольку вооружённые силы - это специфическая государственная
организация, специально предназначенная для ведения вооружённой борьбы,
от содержание её деятельности значительно отличается от поведения других
участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации.