Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие законотворчества;
- рассмотреть стадии законотворческого процесса;
- более детально рассмотреть законодательный процесс на примере Российской Федерации.
Введение
1. Понятие и сущность законодательного процесса
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательный процесс в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Несмотря на различные виды и особенности законотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы.
Говоря о стадии законотворческого процесса, определим ее как «самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта». Стадия законотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности законотворческого процесса.
Некоторые ученые, определяя законотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе выделяют стадии: законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование (все эти стадии нашли свое отражение в российской Конституции) Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2005. - С. 292..
Другие, например, В.В. Лазарев, помимо стадии законодательной инициативы выделяют и такие стадии, как «решение компетентного органа о необходимости изучения акта, выработка его проекта, включение в план законопроектных работ и т.п.; разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять; принятие нормативного акта; доведение содержания принятого акта до его адресата» Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - С. 203..
В России сложилось предубеждение,
повторяемое и в печати, и в
официальных кругах, что подготовка
и принятие законов прерогатива
Нижней палаты. Законодательная инициатива
- это важнейшая функция
Какой-либо концепции развития законодательства в настоящее время нет. Наше законодательство развивается методом проб и ошибок, а также за счет механического копирования западных образцов. Движение по этому пути имеет свои пределы и рано или поздно встанет вопрос: какую правовую систему мы хотим у себя иметь. Ситуация значительно бы улучшилась, если:
1. Правительство не было бы
критикой и тормозом
2. Процент технического брака
был существенно сокращен за
счет более качественной
3. На фоне многочисленных утрат,
которые переживает наше
Типичным основанием отклонения законов является их противоречие Конституции РФ, системе действующего законодательства. Нередко принятые палатами законы нарушают права и свободы граждан, ущемляют права субъектов РФ и муниципальных образований. Реализация многих законов не возможна из-за отсутствия финансовых гарантий. Имеются факты принятия законов, прямо противоречащих действующему федеральному бюджету. По-прежнему немалое число законов отражает узко отраслевые или корпоративные интересы. Таким образом, налицо снижение уровня законотворческой деятельности, что тормозит проведение экономической и социальной реформ, решение проблем государственного строительства, реализацию основных направлений внутренней и внешней политики.
Представляется, что наиболее удачными
является широкое понимание
- первый - предварительное формирование
государственной воли, внешне выражается
в составлении проекта
- второй - официальное возведение
государственной воли в норму
права, т.е. издание
Перечисленные стадии присущи всем
видам правотворчества. Наиболее полно
они проявляются при издании
законов высшими
3. Законодательный процесс в Российской Федерации
Принятие закона состоит из нескольких последовательных стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.
Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс.
В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
- законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,
- рассмотрение законопроектов
и принятие законов
- рассмотрение Советом
- рассмотрение законов в
- повторное рассмотрение
- повторное рассмотрение
- повторное рассмотрение
- подписание и обнародование
законов Президентом России
Разумеется, некоторые из этих стадий
являются только возможными, а не обязательными.
Так, повторное рассмотрение закона
в Государственной Думе возможно
только в случае неодобрения его
верхней палатой или отклонения
Президентом РФ, то же самое - в отношении
повторного рассмотрения закона в Совете
Федерации и создания двухпалатной
согласительной комиссии. Однако высший
закон РФ и Регламенты палат предусматривают
для каждого такого случая порядок,
составляющий самостоятельную стадию
законодательного процесса. В соответствии
с Конституцией РФ особый порядок
предусмотрен для одобрения в
обеих палатах федеральных
Законодательный процесс начинается
с законодательной инициативы и
предварительного рассмотрения. Право
законодательной инициативы - это
возможность вносить в
Поэтому Конституции и законы ясно очерчивают круг субъектов, обладающих подобным правом. Согласно ч.1 ст. 104 Конституции РФ, правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - по вопросам их ведения.
Возможна совместная законодательная
инициатива субъектов. Особое значение
она приобретает для субъектов
РФ в связи с наметившимися
принципиально новыми подходами
их участия в федеральном
Внесению законопроекта в
Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст. 104 Конституции), поскольку Конституция именно к компетенции этой палаты отнесла принятие федеральных законов, функции другой палаты - Совета Федерации - состоят в последующем рассмотрении принятых нижней палатой законов, их одобрении или неодобрении.
Вносимый законопроект в соответствии
с Регламентом Государственной
Думы должен сопровождаться: необходимыми
обоснованиями, включая финансово-
Отвечающий всем этим требованиям законопроект регистрируется -контроль за регистрацией осуществляется Комитетом, но организации работы Государственной Думы, - после чего Советом Думы передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов, согласно их предметной компетенции. Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов направляются этим субъектам для дачи предложений и замечаний. Они также могут быть направлены на заключение Правительства РФ, министерств, ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу, Причем ряд законопроектов, определенный ч.3 ст. 104 Конституции, может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - С. 228..
После предварительного рассмотрения законопроекта комитеты выносят его на рассмотрение нижней палаты. Процедура принятия федерального закона Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях.
В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается оценка концепции законопроекта.
Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту с учетом всех высказанных замечаний и предложений. В случае принятия законопроекта Дума может установить сроки подачи поправок к нему и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. В случае решения о принципиальном одобрении законопроекта и продолжении работы над ним (случай первый) он передается на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку.
Решение по законопроекту считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст. 105 Конституции); эта часть статьи относится ко всем трем чтениям законопроекта в нижней палате. (В связи с этим возник вопрос: что понимать под «общим числом депутатов»? Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 12 апреля 1995 г. дал разъяснение этому понятию, В соответствии с этим разъяснением общим числом депутатов, от которых следует считать; большинство голосов, необходимых для принятия Думой решения, является число депутатов, установленное для палаты ч.3 ст. 95 Конституции, - 450 депутатов) Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - С. 193.. Это решение оформляется постановлением нижней палаты парламента.
Законопроект, принятый в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, поступают в соответствующий комитет ГосДумы, Такие поправки вправе вносить все субъекты, наделенные нравом законодательной инициативы, причем высшие судебные органы могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.
Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. После рассмотрения на заседании комитета доработанный законопроект представляется в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении. В ходе второго чтения депутатам сообщается об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения, и они обсуждают поправки, принимая их или отклоняя. В результате происходит принятие законопроекта за основу или его отклонение. Если он принят за основу, то депутаты голосуют за принятие его или же отклонение. Принятый во втором чтении, он направляется в ответственный комитет, который вместе с Правовым управлением Аппарата Думы устраняет возможные внутренние противоречия, устанавливает правильные взаимосвязи статей и редакционную правку с учетом изменения текста в ходе второго чтения. По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов.
Информация о работе Законодательный процесс: понятие, сущность, основные стадии (на примере РФ)