Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 12:07, контрольная работа
Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления.
Третье чтение предполагает полную готовность законопроекта. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению. Лишь в исключительных случаях по требованию депутатских фракций, представляющих большинства депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре второго чтения.
Принятие закона – это следующая стадия законодательного процесса после стадии обсуждения законопроекта.
При двухпалатной структуре парламента в принятии закона участвуют обе палаты. Однако используются разные варианты участи палат в этой стали законодательного процесса. Если парламент структурирован по принципу равноправия палат, обе палаты голосуют за законопроект на раздельных заседаниях и закон считается принятым при условии, что большинство членов каждой палаты проголосовали за принятие закона. Если обе палаты (или хотя бы одна из них) не одобрили закон, он считается не принятым. Такой порядок существовал до принятия действующей Конституции РФ.
Если парламент структурирован по принципу верхней и нижней палаты, то закон сначала принимается нижней палатой, затем одобряется верхней, а уж потом идет на подпись Президенту. Так как Федеральное Собрание России организованного по принципу верхней и нижней палаты, то в принятии закона последовательно участвуют сначала нижняя палата -Государственная Дума, затем верхняя палата - Совет Федерации, а уж потом Президент РФ. Процедура принятия законопроекта приведена в схеме №1.
Схема № 1
Ординарные федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (225 + 1 депутат), а по конституционным законам и законам о поправках к Конституции РФ требуется квалифицированное большинство 2/3 голосов депутатов Государственной Думы (300 депутатов).
Принятый Государственной Думой закон с соответствующими стенограммами заседаний палаты заключениями Правительства Российской Федерации, Общественной Палаты РФ и другими необходимыми документами и материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации должен в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой Закон. Одобрить или отклонить его. Советом Федерации определяется ответственный комитет (комиссию) за рассмотрение федерального закона. Ответственный комитет (комиссии) проводит предварительное рассмотрение закона в открытых заседаниях, с участие заинтересованных лиц.
Если ни один из членов Совета Федерации не настаивает на рассмотрении федерального закона, по которому не требуется обязательного правительственного заключения, по истечении 14-дневгого срока со дня поступления в Совет Федерации он считается одобренным без рассмотрения.
Если Совет Федерации простым большинством голосов от общего числа его членов (83 + 1 = 84) одобряет закон, то в течение пяти последующих дней он отправляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Если Совет Федерации отклоняет закон, он в пятидневный срок возвращается в Государственную Думу для доработки. Закон может быть доработан и снова принят.
Последовательность действий такова: Совет Государственной Думы передает отклоненный Советом Федерации закон на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта этот комитет может рекомендовать Государственной Думе:
а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;
б) утвердить федеральный закон в ранее принятой редакции;
в) снять федеральный закон с повторного рассмотрения.
Обе палаты парламента могут образовать на паритетных началах согласительную комиссию для выработки взаимоприемлемого решения по спорным вопросам.
По итогам обсуждения Государственная Дума может принять одно из двух решений: одобрить закон с учетом замечаний Совета Федерации или не согласиться с его предложениями. Если Государственная Дума принимает рекомендации согласительной комиссии по замечаниям Совета Федерации, она простым большинства голосов одобряет закон и снова направляет его в Совет Федерации. Естественно, в данном случае Совет Федерации простым большинством голосов должен одобрить принятый Государственной Думой закон, а затее направить его Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Если при повторном рассмотрении проекта закона отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в первоначальной редакции. Если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (т.е. 300 депутатов), закон считается принятым. В этом случае сопротивление Совета Федерации преодолено и Государственная Дума, минуя Совет Федерации, в течение 5 дней направляет принятый закон на подписание и обнародование Президенту Российской Федерации.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентов России. Участие Президента РФ в законодательном процессе - это конституционная новелла. Президент Российской Федерации может:
При первой ситуации - если закон не вызывает у Президента РФ никаких возражений ни по существу ни по процедуре принятия, он в течение 14 дней подписывает его и передает на опубликование.
Если Президент РФ обнаруживает в принятом законе недоставки, он возвращает его в палаты для доработки. Закон возвращается в палаты парламента, если при принятии закона были нарушены процессуальные нормы, в частности если:
1) законопроект внесен
2) отсутствует заключение
3) закон не рассмотрен Советом Федерации, когда это является обязательным (ст. 108 Конституции РФ);
4) нарушены сроки направления закона в Совет Федерации и Президенту РФ для подписания;
5) федеральный конституционный закон принят по вопросу, не предусмотренному Конституцией Российской Федерации;
6) процедура голосования в палате Федерального Собрания Российской Федерации ставит под сомнение результаты волеизъявления палаты;
7) текст, присланный для подписания и обнародования закона, не соответствует тексту, за который голосовали парламентарии.
Право возвратить закон без его подписания в палаты федерального парламента подтверждено Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации».
Если закон Президентом РФ отклонен, возможны следующие последствия:
1) президентское вето
2) палаты принимают предложения Президента РФ, и тогда закон принимается простым большинством голосов и поступает ему на подпись;
3) палаты учитывают некоторые предложения Президента РФ, принимают закон простым большинством голосов, и он передается на подпись Президенту РФ, который решает, согласиться с исправленным текстом или вновь отклонить его;
4) если одна из палат пришла к решению не преодолевать вето, не принимать предложений Президента РФ, а разрабатывать законопроект в новой редакции, законодательный процесс начинается снова.
Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.
Официальным опубликованием федерального закона считается первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном интернет - портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в «Российской газете», «Парламентской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
Закон вступает в силу через 10 дней после его опубликования, если в самом или постановлении о введении закона в действие не указано иное. Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, в результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон - нормативный акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Законодательный процесс, иными словами, является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.
Список использованной литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 года// СПК КонсультантПлюс.
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.1996 № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации»//Собрания законодательства Российской Федерации.- 1996 №18 с.2253.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/М.В.Баглай. – 6-е изд, изм. и доп. – М.: Норма, 2007.
4. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н.Булакова. – М.: Юстицинформ, 2007.
5. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
6. Артамонов А.Н. Принципы законотворчества в законодательном процессе региональных парламентов/А.Н.Артамонов // Российская юстиция- 2012 -№10 с. 20-22.
7. Борсова Ж.П. К вопросу о принципах законотворчества/ Ж.П.Борсова // Конституционное и муниципальное право- 2008- № 12.
8. Автоматизированные компьютерные правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», ресурсы телекоммуникационной сети INTERNET.
Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации