Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:39, курсовая работа
Целью работы является изучение закона и его видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки закона.
2. Охарактеризовать виды законов.
3. Определить проблемные вопросы законов.
Введение …………………………………………………………. 3
Глава 1. Закон как источник конституционного права Российской Федерации…..................................................................... 6
1.1. Понятие закона……………………………………...…….…. 6
1.2. Основные признаки и назначение закона………………….. 10
Глава 2. Основные виды законов……………………………... 12
2.1. Конституция – основной закон государства……………….. 12
2.2. Федеральные конституционные законы...………………….. 15
2.3. Федеральные законы………………………………………… 17
2.4. Законы субъектов РФ………………………………………... 19
2.5. Законы: проблемы вступления в силу…………………........ 20
Заключение ……………………………………………………… 28
Список использованных источников и литературы ............. 30
В отличие от федеральных конституционных законов для принятия или изменения федеральных законов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3) большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов. Различия в процедуре принятия и изменения ФКЗ и ФЗ отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов - обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.
Таким образом, федеральные законы – принимаются во исполнение федеральных конституционных законов.
В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первые издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию. Вторые - высшими органами государственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории.19 По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.
Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Федерации действует федеральный закон.
Согласно Конституции России, «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» (ст. 76, п. 5).
В случае же противоречия между законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, изданным по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ст. 76, п. 6).
Таким образом, будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют и т. д. Они подразделяются на конституционные (органические) и обычные. В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации.
Вопрос о действии во времени законов представляет важную проблему теории права, от решения которой зависят особенности практического применения нормативного акта. Определяя границы действия законов во времени, Г.Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что «закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении»20.
Действие нормативного акта определяется периодом времени от момента вступления в силу нормативного правового акта и установленных им норм до момента утраты им силы. Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами: 1) моментом принятия акта; 2) моментом, который указан в самом акте либо специальном акте о введении в действие данного акта; 3) моментом официального опубликования акта; 4) истечением определенного срока после момента официального опубликования акта. Со вступлением в силу нормативный правовой акт приобретает правовую действенность.
Законы, как и любые другие нормативные акты, имеют начальный и конечный моменты своего действия. Крайне важно точно знать момент, когда закон начинает применяться, и момент, когда применение закона невозможно.
Основным параметром, обусловливающим начало действия закона, является его опубликование. Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Очевидно, что данная норма может быть реализована при условии утверждения официальных источников опубликования для каждого вида нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»21 (далее - ФЗ «О порядке опубликования») является основным документом, устанавливающим порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов. В статье 1 этого ФЗ подчеркивается, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Кроме того, рассматриваемый Закон устанавливает семидневный срок после дня их подписания Президентом РФ, в течение которого федеральные законы подлежат официальному опубликованию. Трудно не согласиться с М.С. Студеникиной, которая пишет: «Значимость этой нормы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а значит и со вступлением в силу) федеральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию».22 К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.
В соответствии с ФЗ «О порядке опубликования» федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Таков общий действующий порядок, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 ФЗ «О порядке опубликования» официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». ФЗ «О порядке опубликования», однако, предусматривается только общий порядок вступления в силу федеральных законов либо этот порядок устанавливается непосредственно в самом федеральном законе. Вместе с тем существует ряд законодательных актов, устанавливающих порядок вступления в силу документов конкретной отрасли права. Так, Акты таможенного законодательства согласно п. 3 ст. 4 ТК РФ23 вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
В настоящее время ФЗ «О порядке опубликования» устанавливается, что федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ. Но было время, когда дата вступления в силу закона зависела от даты получения текста закона, опубликованного в официальном источнике опубликования, различными органами на местах. В частности, профессор Г.Ф. Шершеневич писал: «Определить начальный момент действия закона можно двояко. Можно положить в основу тот принцип, что обязательность юридической нормы зависит от возможности для граждан ознакомиться с ее содержанием. А так как номер издания, в котором закон напечатан, распространяется по стране постепенно, то и закон должен получать применение по мере получения номера в той или иной местности. Такова система постепенного вступления закона в действие на пространстве территории государства по мере фактического или предполагаемого распространения номера издания, в котором он опубликован».24
Однако наличие нормы об одновременном вступлении в силу законов на территории РФ не решает всех проблем, связанных с определением момента, когда именно вступил в силу конкретный закон.
Одной из основных проблем является определение источника первого официального опубликования федеральных законов.25 Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования» первая публикация полного текста закона в любом из источников – «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является официальной. Однако на практике встречаются прямо противоположные точки зрения по данному вопросу. Многие правоведы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в «Собрании законодательства РФ».26 В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».27 В соответствии с данным Постановлением день, которым датирован выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации», содержащий текст рассматриваемого федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.
С.В. Разгулин приводит еще один пример, связанный с проблемой определения срока вступления в силу нормативного акта: «В случае, когда вследствие официального опубликования нормативного правового акта в различных выпусках официального источника опубликования, например, в московском и региональном выпусках «Российской газеты», не соблюдается требование об одновременном обеспечении всех заинтересованных лиц информацией о содержании нормативного правового акта, то срок вступления в силу такого нормативного правового акта должен определяться исходя из даты его последнего официального опубликования»28 Таким образом, если закон опубликован и в «Собрании законодательства Российской Федерации», и в «Российской газете», остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона «О порядке опубликования», определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень сложно.
Изданием ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год», который был опубликован в нескольких номерах «Российской газеты», ставится также вопрос, касающийся опубликования нормативного акта частями.29 Согласно упомянутой норме ФЗ «О порядке опубликования» официальная публикация - первая публикация полного текста закона. Данное положение можно трактовать следующим образом: для вступления закона в силу необходимо, чтобы в одном выпуске официального издания был опубликован полный текст нормативного акта. Если же закон опубликован в нескольких выпусках официального источника, то с какого момента исчисляется срок его введения в действие? Чтобы исключить возможность двоякой трактовки данной нормы, целесообразно ее уточнить, как, например, это сделано в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»30: «Если акт вступает в силу после его официального опубликования и официально опубликован по частям в нескольких номерах официального издания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части»
Помимо общего порядка вступления в силу федеральных законов законодательство не исключает регулирование вступления в действие особой коллизионной нормой, содержащейся в самом законе или в отдельном нормативном акте. Необходимо отметить, что запрета на установление срока вступления в силу закона меньше десяти дней после дня его официального опубликования законодательством не предусмотрено.
С выражением «после опубликования» разобраться еще более сложно. С одной стороны, можно предположить, что данный акт вступает в силу после даты его опубликования - в этот день, либо на следующий. С другой стороны, данное выражение может означать только указание на то, что данный документ должен быть опубликован, а вступает в силу он в общем порядке, установленном законодательством для соответствующей категории документов. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - ИЗиСП) комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу, формулировки «после дня официального опубликования» и «после опубликования» означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования. По этому поводу в связи с разрешением конкретного уголовного дела было принято специальное Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР, по которому днем введения закона в действие был признан день, следующий за днем опубликования закона.31
В настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие нормативных правовых актов. Возможно ли для расчета этих сроков привлекать существующие кодексы, в которых даются описания и порядок исчисления сроков в соответствующих правоотношениях? Будет ли корректным в данном случае применение норм права по аналогии, и если нет, то каким образом вычислить момент вступления в силу нормативного акта? В ИЗиСП полагают, что порядок исчисления сроков вступления в силу принятых кодексов касается только этих актов. Относительно остальных актов соответствующей отрасли законодательства должен действовать общий порядок вступления их в силу, предусмотренный ФЗ «О порядке опубликования». Однако в данных актах устанавливается только общий порядок вступления определенных нормативных актов в силу и не регламентирован вопрос, касающийся исчисления начала и окончания этих сроков.32
Таким образом, очевидно, представляется необходимым принятие нормативных актов, устанавливающих статус источников официального опубликования законов. Например, подобные документы могли бы определять понятие даты источника официального опубликования, тираж, возможность опубликования закона в специальных выпусках, порядок выхода региональных выпусков источника, возможность (невозможность) опубликования закона частями, ответственность за несвоевременную публикацию и т.д.
В заключение работы подведем обобщающий итог.
Как нормативно правовой акт закон носит официальный характер, он оформляется в надлежащей, специально предусмотренной форме, имеет определенные внешние атрибуты. Несоблюдение соответствующей формы издания такого акта можете повлечь за собой его отмену или необходимость изменения (до оформления).
В отличие от нормы права, акт применения ограничен рамками конкретного случая и касается, как правило, индивидуально определенных субъектов, наделяя их конкретными полномочиями и налагая специальные обязанности. Действие акта начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания. Закон же содержит соответствующие нормы поведения (нормы права) в общем виде и которые используются правоприменительными органами в какой либо ситуации в зависимости от её характера.
Кроме того, все подзаконные акты издаются на основании и во исполнение законов и не должны им противоречить. В случае, если какой либо подзаконный акт противоречит закону, Закон имеет высшую юридическую силу и в спорной ситуации будет применяться соответствующая норма закона, а не подзаконного правового акта. Закон действует на всей территории Российского государства и обязателен к исполнению всеми, в то время как подзаконные акты распространяются на определенный круг лиц и (или) действуют на определенной территории.
Информация о работе Законы, их виды. Федеральные конституционные и федеральные законы