Законы и их иерархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение законов и их иерархии. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие, признаки и виды законов.
2. Изучить иерархию законов и законодательства.
3. Проанализировать иерархию законов в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОГОГО АКТА
1.1 Понятие и признаки закона 4
1.2 Виды законов 5
2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1 Понятие и виды источников права 12
2.2 Закон как вид нормативно-правового акта 14
3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
3.1 Действие законов во времени 17
3.2 Действие законов в пространстве 18
3.3 Действие законов по кругу лиц 19
4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
4.1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней 20
4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней 21
4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

Законы и их иерархия.docx

— 56.82 Кб (Скачать файл)

Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится  к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.

Рассмотрим федеральные  конституционные законы. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по  правам человека, о Конституционном Суде РФ,  и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных  конституционных законов может  изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию  новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

Федеральные конституционные  законы в соответствии со ст. 76 Конституции России имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются  в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее  двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12 96  №  1, “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94 № 1 и другие.

Федеральные конституционные  законы непосредственно не относятся  к формам гражданского права, однако опосредованное воздействие они  оказывают. Так, например, при помощи федеральных конституционных законов урегулирована организация и деятельность судебных органов, которые могут рассматривать гражданско-правовые споры, споры в сфере экономики.

Наиболее многочисленную группу составляют федеральные законы.

Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных  органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации».

Значительно число тематических федеральных законов, посвященных  регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, Федеральный закон «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В системе федеральных  законов выделяют отдельные разновидности. Так, по порядку разработки и месту  в правовой системе выделяют законы текущие и кодифицированные (кодексы).

Федеральные законы о ратификации  и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции России. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Посредством принятия этих законов они включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в  форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4  ст. 15 Конституции России ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами.

Возможность данного вида закона для регулирования гражданско-правовых отношений исключительно велика. Международные договоры Российской Федерации, выступление в конфедерации сказываются на внутригосударственных гражданских отношениях.

Закон субъекта Российской Федерации – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии  с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации и в совместном ведении. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов – предметы ведения субъектов Федерации и, соответственно, они не могут регулировать гражданские правоотношения.

 

2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ  ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

2.1 Понятие и виды источников права

Источник права в материальном смысле — это причины, обусловившие содержание права, материальные условия  жизни общества. Сюда можно отнести экономические, политические, социальные, юридические и иные условия.

Источник права в идеальном  смысле - нематериальные факторы осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии и о правосознании личности.

Источник права в формально-юридическом  смысле — это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.

Юридическая наука главным  образом изучает именно источники  права в формально-юридическом  смысле (иначе - формальные источники  права, юридические источники права, формы права).

К основным формально-юридическим  источникам права относятся нормативно-правовой акт, правовой прецедент и правовой обычай. Помимо указанных в юридической науке встречаются такие источники права как юридическая доктрина и нормативно-правовой договор. [5, с. 146]

Нормативный правовой акт  – это официальный документ управомоченного субъекта, содержащий нормы права, обязательные для неопределенного числа лиц;

Свойства нормативного правового акта:

  • принимает управомоченный субъект, т.е. орган или должностное лицо, которые имеют право на его издание;
  • содержит нормы права, т.е. правила поведения, юридические права, обязанности и запреты;
  • обладает юридической силой, которая определяется соотношением этого документа в иерархической (подчиненной) системе правовых актов, а также местом, ролью и значением соответствующего органа его принявшим;
  • обязателен для неопределенного числа субъектов по их видам, статусу или категориям;
  • имеет определенную форму (закон, подзаконный нормативный акт, указ, постановление, приказ, положение, инструкция и др.) и реквизиты (наименование, время и место принятия, подпись соответствующего должностного лица);
  • направлен на регулирования общественных отношений.

Под обычаем, как разновидностью социальной нормы, понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемым обществом. Правовым обычай становится после официального одобрения государства.

Правовой обычай — общеобязательное правило поведения, соблюдаемое  в установленных случаях субъектами права в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного принуждения.

Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены опреде­ленным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев - Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д.

Правовой обычай прямо  не закрепляется в действующем законодательстве. Однако для применения обычая в качестве правовой нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, необходима отсылка в нормативно-правовых актах на допустимость применения правового обычая. Примером этому может служить статья 5 Гражданского кодекса РФ, определяющая возможность применения обычаев делового оборота.

Судебный прецедент —  решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.

Судебный прецедент применяется, главным образом, в странах англосаксонской правовой семьи. Прецедентное право является неотъемлемой частью такой системы. Более того, возможность решения дел по аналогии определяет ее специфику.

Нормы, вырабатываемые в  результате прецедента, являются, в  конечном счете, прямым отражением общечеловеческих ценностей, проверенных временем.

Несмотря на возрастающую роль нормативно-правовых актов, авторитет  прецедента не утрачивается с течением времени. Фактиче­ская сила прецедента с годами даже возрастает и компетентные суды не склонны их пересматривать.

Примером фактического применения судебного прецедента (хотя юридически этот источник права в России не может быть использован) в нашем государстве могут служить решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам толкования Конституции РФ или признания положений Законов противоречащими Конституции РФ.

2.2  Закон как вид нормативно-правового акта

Общему построению системы  законодательства в любом государстве  свойственно деление на законы и  подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и  особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

Закон - это принимаемый  в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Закон является главным и преимущественным нормативно-правовым актом современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. [3, с. 116]

Из данного определения  вытекают признаки закона как основного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:

  • законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
  • законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
  • законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам;
  • законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
  • законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

В законах выражается суверенная воля народа по поводу общественного  и государственного строя, принципов  организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов особенно возрастает в период преобразования общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.

С точки зрения юридических  качеств законы обладают высшей юридической силой. Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствие с законом или немедленно отменён. [2, с. 127]

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок  принятия - вот особенности этой разновидности нормативных актов. Раскрывая порядок принятия законов, можно выделить четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме.

Информация о работе Законы и их иерархия