Защита государственной тайны РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Государственная тайна – это правовой институт суверенного государства, надежная защита которого способствует проведению государством независимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие государственной тайны 5
2 Система защиты государственной тайны 11
2.1Порядок доступа к государственной тайне 12
2.2 Условие прекращения допуска гражданина к государственной тайне 15
2.3Ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной тайне 16
2.4Сведенья, не относящиеся к государственной тайне 16
3 Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны 18
3.1 Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Гостайна РФ.docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

В связи с этим актуальным является правильная организация защиты государственной тайны в РФ, то есть создание и эффективное функционирование системы ее защиты. Речь идет о совокупности участвующих в обеспечении сохранности секретов органов, используемых ими средств и методов защиты информации ограниченного доступа, их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

2.1 Порядок доступа к государственной тайне

 

Допуск должностных лиц  и граждан РФ к государственной  тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное  гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных  граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ [8].

Допуск должностных лиц  и граждан к государственной  тайне предусматривает:

    • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
    • согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 закона «О государственной тайне» [2];
    • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
    • определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
    • ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
    • принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей [9], при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в ч. 3 закона «О государственной тайне» (Заполнение анкеты, собеседование, проверка персональных данных, уточняется давалось ли обязательство по неразглашению сведений составляющих государственную тайну и т.п.).

Объем проверочных мероприятий  зависит от степени секретности  сведений, к которым будет допускаться  оформляемое лицо. Проверочные мероприятия  осуществляются в соответствии с  законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 закона «О государственной тайне» [2]. (не дееспособность, государственные преступления, постоянное проживание за границей)

Для должностных лиц и  граждан, допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливаются  следующие социальные гарантии:

    • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
    • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных  подразделений по защите государственной  тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных  лиц и граждан, допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливается  процентная надбавка к заработной плате  за стаж работы в указанных структурных  подразделениях.

Взаимные обязательства  администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре. Заключение трудового договора до окончания  проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Переоформление допуска  граждан по первой и второй формам производится соответственно через 10 или 15 лет только в случае перехода указанных граждан на другое место  работы. Переоформление допуска граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им допуск, не производится.

Переоформление допуска  по первой или второй форме независимо от сроков действия производится в  случае:

    • перевода или приема гражданина на работу (назначения на должность) в подразделение по защите государственной тайны, шифровальные или мобилизационные органы;
    • вступления гражданина в брак;
    • возвращения из длительных (свыше 6 месяцев) заграничных командировок;
    • выезда близких родственников гражданина за границу на постоянное место жительства;

Порядок допуска должностных  лиц и граждан к государственной  тайне в условиях объявленного чрезвычайного  положения может быть изменен  Президентом РФ.

 

2.2 Условия прекращения допуска гражданина к государственной тайне

 

В соответствии со ст. 23 закона «О государственной тайне» [2], допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

    • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
    • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
    • возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной  тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового  договора (контракта), если такие условия  предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к  государственной тайне не освобождает  должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению  сведений, составляющих государственную  тайну.

 

2.3 Ответственность  за нарушение законодательства  РФ о государственной тайне

 

Ст. 26 закона «О государственной тайне» [2] предусматривает административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне (заключение на срок от 3 до 20 лет, штраф, увольнение и т.п.).

Соответствующие органы государственной  власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном  порядке экспертных заключениях  об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной  власти, предприятий, учреждений и организаций  в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном законом «О государственной тайне» [2].

 

2.4 Сведенья, не  относящиеся к государственной  тайне

 

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения:

    • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
    • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
    • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
    • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
    • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
    • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
    • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к  государственной тайне, от возможных  злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия  за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

 

3 Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

 

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, Центральные органы обеспечения безопасности РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ [4], федеральными конституционными законами и федеральными законами.

 

3.1 Федеральный  государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны

 

Федеральный государственный  контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, ФСТЭК, Межведомственный и ведомственный контроль) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее  трех рабочих дней до ее начала путем  направления органом государственного контроля письменного уведомления.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является:

    • истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ в области защиты государственной тайны;
    • поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства РФ о государственной тайне;
    • наличие предписания руководителя органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных  с необходимостью проведения сложных  и длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований  на основании мотивированных предложений  должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем  органа государственного контроля, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Выездная проверка юридических  лиц проводится на основании предписания, подписанного руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственного контроля.

Внеплановая выездная проверка, основание проведения которой указано  в абзаце третьем части четвертой настоящей статьи (ст. 30.1 закона «О государственной тайне» [2]), проводится без предварительного уведомления.

Информация об организации  проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах таких  проверок, в органы прокуратуры не направляется.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении данной курсовой работы можно сказать, что система защиты государственной тайны в РФ сформирована. В первую очередь речь идет о нормативной ее базе. Приняты законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением конституционных норм и норм международных договоров, а также ряд других подзаконных актов. То есть сформирован механизм соблюдения, соответствия законодательства о государственной тайне основному закону страны и международным договоренностям.

Официально закрепив определение, понятие государственной тайны, была установлена и система ее защиты, определены органы и меры. Четкому определению подвергнут и перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Информация о работе Защита государственной тайны РФ