Идея правового государства и ее реализация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение правового государства как правовой категории и комплексного общественно-правового явления. Для достижения поставленной цели в рамках данной курсовой работы предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность и значение правового государства;
2) выделить и изучить основные аспекты обеспечения режима правового государства;

Содержание

Введение 4
1 Основные черты правового государства 6
1.1 Изучение идей правового государства в работах мыслителей 6
1.2 Исторические очерки правового государства в мире 14
2 Реализация идеи правового государства в России 17
2.1 Изучение работ русских мыслителей о проблемах реализации правового государства в России 17
2.2 Рассмотрение исторического опыта России в построении правового государства 23
Заключение 33
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Ideya_pravovogo_gosudarstva_i_eyo_realizatsia_v_ro.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;

Государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Государственно–правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии – это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния8.

Теоретическая конструкция  правового государства, сложившаяся  в политико–правовой доктрине XVIII – XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом дозволено все, что не запрещено законом установление реальных гарантий прав и свобод личности9.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором  хотя и важных, но все же внешних  характеристик (связанность государства  правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

Идея правовой государственности  испытала на себе влияние различных социальных сил: демократические движения придали ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали с реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно–консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный10. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности – достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким–либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико–правовое олицетворение глубочайших социально–экономических и нравственно–культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Исторические  очерки становления правового государства в мире

 

 

Значительное освещение  и развитие идея правового государства  нашла в произведениях современных  западных юристов, политологов и  социологов. В прямой, а чаще в  косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и  даже в конституциях ряда государств.

Прямое закрепление  идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания – это социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» и что конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально–правового государства в духе настоящего Основного закона. В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является демократическим правовым государством с республиканской формой правления11. Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств12.

В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по–разному воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы.

Формирование правового  государства – сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества13.

Как уже было отмечено, правовое государство невозможно декретировать, его становление предполагает генезис  особых правовых отношений между  гражданином и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой. В высокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689 г.); в США – Декларации о независимости (1776 г.); во Франции – Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определенными оговорками14.

Характерной чертой формирования правового государства в этих странах, несмотря на региональные особенности  путей его достижения, явилось  следующее. Все они оказывались связанными с подъемом материального и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашением примата прав над политической силой.

Так, Декларация 1789 г. устанавливала: «Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека» (ст. 2), «Обеспечение прав человека и гражданина делает необходимым наличие государственной силы» (ст. 12).

Идея незыблемости прав личности, гарантируемых властью, обрела характер высшей общенациональной ценности и получила международное признание во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г. Примат международного права в мировой политике – непременный элемент в межгосударственных отношениях. В противном случае мировое сообщество может занять жесткую позицию к отступившему от этого правила государству15.

В России движение к созданию правового государства было заложено реформами 60–х годов XIX в. (отмена крепостного права). На путь реального его создания можно было встать после Февральской или Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Однако установление диктатуры пролетариата, гражданская война, период военного коммунизма, а несколько позже – отказ от НЭПа и утверждение авторитарного режима, основанного на попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования в стране правового государства, утвердили примат политики силы государства над правом. Сама идея правового государства была объявлена сугубо враждебной и реакционной, категорически отрицался демократически – антиузурпаторский принцип разделения властей и примат права над политикой партийно–государственного аппарата, системой административно–приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии.

 

 

2 Реализация  идеи правового государства в  России

 

2.1 Изучение  работ русских мыслителей о  проблемах реализации правового  государства в России

 

 

В отечественной политико–правовой науке концепция правового государства активно разрабатывается с конца XIX века. В то время ей уделяли внимание многие русские исследователи, среди них: С.А. Котляревский, Б.А. Кистяковкий, Г. Ф. Шершеневич, В.М. Гессен, М.А. Рейснер, П.А. Кропоткин и другие. Интерес к проблеме был достаточно закономерен. Так, рассуждая об истоках теории правового государства, юрист и философ права Л.М. Родионов в работе «Правовое государство» в начале века писал: Великий смысл развития демократических начал, за которые боролись и борются народы, заключается в том, что только таким путем – и никаким иным – может быть достигнуто обеспечение права, а стало быть, и интересов общества и отдельных личностей в государстве. Ведь интересы человеческой личности и ее достоинство составляют конечную цель всех политических движений и переворотов. А так как сознание современного человечества говорит о равном достоинстве каждой отдельной личности, то справедливое государственное устройство должно обеспечить всем и каждому свободное развитие всех природных сил и способностей, удовлетворение всех разумных потребностей16. Котляревский С.А. подчеркивал, что идея правового государства есть зрелый плод той долгой борьбы за право, которая представляет одну из важнейших глав в истории человеческой цивилизации и, выросши на этой, веками возделанной почве, она может безопасно встретить напряженную переоценку ценностей, подъем волны и скепсиса, и критики17. Идея правового государства не ограничивается вопросами государства и права.

В продолжении этой темы необходимо отметить труд Б.А. Кистяковского (1868–1920) он являлся видным теоретиком работавшим над проблемой правового государства, ему принадлежит инициатива теоретической постановки вопроса о правовом социалистическом государстве. Методологической основой его исследований является комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ. Говоря о социальной природе права, Кистяковский Б.А писал: «Чаше всего социальную природу права видят в том, что оно может существовать только в обществе и что общественная жизнь обусловливает все правовые явления. Это, несомненно, верно, но не характерно для права. Ведь вся наша культура во всех ее проявлениях тесно связана с общественной жизнью. Даже язык не мог бы существовать без общества … также точно, без общества не могли бы существовать ни литература, ни наука, ни искусство. Однако для всякого языка ясно, что право есть социальное явление в другом смысле, чем все эти проявления культуры; оно как бы более социально, чем все они». Поскольку право носит социальный характер, то его сущность состоит не во внутренней ценности, а в том, что его нормы постоянно и регулярно осуществляются в жизни. Право – не долженствование, а исторический, социальный факт.18

Кистяковский упрекал  русскую революционную интеллигенцию  за ее пренебрежение правом и за неразвитость ее правопонимания. Он видел причины слаборазвитости правосознания российской интеллигенции в бедности окружающей правовой жизни, в слишком большой дани увлечению метафизическими решениями политических и моральных проблем. Сущность права Кистяковский определял с философских позиций как совокупность норм, устанавливающих свободу лиц. С точки зрения социологии – совокупность норм, создающих компромисс между различными требованиями, так как всякий новоиздающийся «Закон в современном конституционном государстве становится компромиссным документом, вырабатываемым различными партиями, которые выражают требования определенных социальных групп». Более того, «Современное государство само основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий стремления наиболее влиятельных групп в данном государстве».

Может именно поэтому  сейчас в постсоветское время, проявляется  в полной своей «Красе» бюрократия, чиновничий «Беспредел» и другие пороки современного общества. Как можно бороться с такой насущной проблемой как коррупция, если это вошло в привычку из–за испорченности нашего менталитета. Возможно, советское общество было не идеально, но в нем существовала четко работающая система «Сдержек и противовесов», была четко сформулирована «Национальная идея», все это приводило в действия сложный механизм, который заставлял всех работать на благо государства, все это напоминало большой и мощный муравейник. А сейчас возникло такое впечатление, будто труженики того самого государства, «Сорвались с цепи» и перестали различать, что такое хорошо, и что такое плохо. Скорее всего, это вызвано отсутствием такой важно части правового государства как национальная идея, а человек это такое существо которое не может сидеть и просто ничего не делать, вследствие чего у людей в голове возникают, как правило, нездоровые мысли, и как следствие болезнь общества в целом.

Вернувшись к теме поставленного вопроса нужно так же отметить, что к проблемам правового государства обращались и другие исследователи. Среди них заметный вклад внес В.М. Гессен. Он к его известным признакам (права и свободы граждан, разделение властей, связанность правительственных и судебных решений правом и т. д.) добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции.

Предпринимая попытку  дать определение понятия правового  государства, В.М. Гессен писал: «Правовым  называется государство, которое признает для себя как правительства создаваемые  им же как законодателем юридические  нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним. Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти; такая подзаконность предполагает обособление властей – отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой». Именно начало обособления властей должно быть положено в основу формирования правового государства. Исходя из необходимости подчинения власти закону, многие сторонники правового государства полагали, что, благодаря подзаконности правительственной и судебной властей, отношение между индивидом и государством становится правоотношением, отношением гражданства. Государство, в лице своей правительственной власти, является правовым субъектом; и точно так же правовым субъектом является гражданин. Субъективные публичные права гражданина обеспечиваются системой юридических гарантий, осуществляющих на практике идею правового государства. Правомерность правительственной власти является в правовом государстве источником субъективных публичных прав гражданина19.

Обозначая основные принципы правового государства, В.М. Гессен подчеркивал, что оно должно быть демократическим, и разделение властей не может идти вразрез с его демократической природой. Благодаря этому развивается власть общественного мнения, возрастает роль демократических партий. Придет время и всеобщее избирательное право во всех, без исключения, конституционных государствах станет реальным фактом политической жизни. Тогда – и только тогда – парламент явится действенным выразителем одной воли, – воли народного большинства. Тогда народные демократические партии будут обладать достаточною силою для того, чтобы именем народа править страной20. Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико–правовой мысли. Правовым называется государство, – отмечает он, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним.

Информация о работе Идея правового государства и ее реализация в России