Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:44, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение правового государства как правовой категории и комплексного общественно-правового явления. Для достижения поставленной цели в рамках данной курсовой работы предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность и значение правового государства;
2) выделить и изучить основные аспекты обеспечения режима правового государства;
Введение 4
1 Основные черты правового государства 6
1.1 Изучение идей правового государства в работах мыслителей 6
1.2 Исторические очерки правового государства в мире 14
2 Реализация идеи правового государства в России 17
2.1 Изучение работ русских мыслителей о проблемах реализации правового государства в России 17
2.2 Рассмотрение исторического опыта России в построении правового государства 23
Заключение 33
Список использованных источников 36
Содержание
Введение
1 Основные черты правового
1.1 Изучение идей правового государства в работах мыслителей 6
1.2 Исторические очерки правового
государства в мире
2 Реализация идеи правового государства в России
2.1 Изучение работ русских
мыслителей о проблемах реализации правового
государства в России
2.2 Рассмотрение исторического
опыта России в построении правового
государства
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Актуальность работы.
Становление правового
Объектом исследования является правовое государство как правовая категория и общественно–правовое явление.
Предмет изучения представлен комплексом социально–правовых явлений, научных воззрений и правовых позиций, отражающих идею правового государства. Целью настоящей работы является рассмотрение правового государства как правовой категории и комплексного общественно-правового явления. Для достижения поставленной цели в рамках данной курсовой работы предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность и значение правового государства;
2) выделить и изучить основные аспекты обеспечения режима правового государства;
3) изучить проблемы
формирования правового
В основу теоретической части данной работы положены идеи философских концепций Платона, Аристотеля, Цицерона, а также труды выдающихся современников: Комарова С.А., Малько А.В., Котляревского С.А., Рейснера М.А., Марченко М.Н., Лазарева В.В., и других ученых. Структура работы. Содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 Основные черты правового государства
1.1 Изучение идей правового государства в работах мыслителей
Формально термин «Правовое государство» появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей–философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Так, к примеру, в знаменитых диалогах древнегреческого философа–идеалиста Платона под названием «Государство», «Политика», «Законы» и других проводилась мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей–то властью, неизбежна близкая гибель государства. Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях. Также, по мнению Платона, тирания, неизбежно приходящая, на смену демократии, опьяненной свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «Где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»1.
Аналогичные идеи, заложившие
основу теории правового государства,
развивались и в работах
Продолжая тему, следует отметить, что с идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Что такое государство? Чьим достоянием оно является? – спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а как соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как «Общий правопорядок». В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость3.
Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем–либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «Истинного закона», Цицерон рассматривал его как разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им.4
Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами5. Им выдвигались призывы к человеколюбию, законосообразности, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам. Опираясь на его высказывания можно предположить, что Цицерон смог найти тонкую грань, которая отделяет анархию и демократию.
Но не только Цицерон
пропагандировал
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно–правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а управление страной должно соответствовать спокойствию, быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо страна управляется справедливостью6.
Эти данные и перекликающиеся
с ними мысли и воззрения наивно
было бы включать напрямую в их первозданном
виде в систему принципов и
идей, формирующих современную концеп
Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическая мысль, государственно–правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII – XX вв.
Философские основы теории
правового государства
В продолжении темы следовало бы отметить, что в основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 – 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 – 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.–Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами7. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам:
Источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей;
Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;
В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству и поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»;
Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;
Информация о работе Идея правового государства и ее реализация в России