Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:39, курсовая работа
Избирательная система Российской Федерации представляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации .
Введение 3
Глава 1. Законодательные основы избирательной системы 5
§ 1. Понятие избирательной системы и ее элементы 5
§ 2. Классификация избирательных систем и их характеристика 8
Глава 2. Характеристика избирательной системы Российской Федерации 15
§ 1. Избирательный процесс в Российской Федерации и его стадии 15
§ 2. Избирательные системы, применявшиеся на выборах в Российской Федерации 19
§ 3. Выборы и процедура распределения депутатских мест в Госдуме 22
Заключение 24
Список источников и литературы 27
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПРО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ АГРАРНОГО РЫНКА
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Курсовая работа
по дисциплине «Система государственного муниципального управления»
«Избирательная система Российской Федерации»
Курсовую работу выполнил:
студент группы ГМ-422
Руководитель работы:
Работа допущена к защите
«_____» «_______» 2010
_______________________
(подпись руководителя)
Работа защищена с оценкой:
______________________
«_____» «_______» 2010
_______________________
(подпись руководителя)
САМАРА 2010
Содержание
Развитие общества на современном этапе характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы.
В последнее десятилетие формирование государственных органов в России, порядок организации и проведения выборов привлекают пристальное внимание со стороны общества.
Главная цель - обеспечение подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов высших органов государственной власти Российской Федерации и органов власти ее субъектов.
Избирательная система Российской Федерации представляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации1.
Опыт проведения президентских и парламентских избирательных кампаний определил необходимость политики - правового реформирования российской избирательной системы на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.
Причин тому несколько: несовершенство современного российского избирательного законодательства; недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы; противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам.
А ведь состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегда влияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильность государственной власти.
На современном этапе развития избирательного законодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательных инициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным и приоритетным2.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ГД ФС РФ), в органы государственной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления.
Порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, которое, в свою очередь, образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в том числе при выборах.
В ходе проведения реформы избирательного права законодателем была изменена избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы со смешанной на пропорциональную.
Для этого потребовалось внести изменения в законодательство о выборах, о политических партиях, которые, с одной стороны, стимулировали бы политические партии развиваться, работать с избирателями, привлекать в свои ряды больше сторонников, более активно участвовать в выборах всех уровней, а с другой - укрепляли бы связь депутатов, избранных по партийным спискам, с избирателями3.
В избирательном праве Российской Федерации понятие «избирательная система» рассматривается в широком и узком смыслах.
В широком смысле - она представляет собой систему общественных отношений, связанных с выборами публичной власти.
В свою очередь, в узком смысле избирательная система представляет собой способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутатов4.
По мнению А.С. Автономова и Ю.А. Веденеева, под избирательной системой следует понимать установленный законом или иным нормативным актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями или кандидатами.
Наиболее распространенными являются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют разновидности5.
А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева полагают, что избирательная система может применяться как в узком, так и в широком смысле.
В первом смысле, по мнению авторов, это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов.
В узком смысле об избирательной системе говорят, когда выделяются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы6.
Более развернутое определение дает А.В. Зиновьев, но, по сути, все элементы этого определения в той или иной мере относятся к избирательному праву.
Автор говорит о том, что избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выбранных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами7.
Наиболее существенными элементами избирательной системы в широком смысле можно считать:
- избирательную систему в узком смысле;
- принципы и условия участия граждан в выборах (активное и пассивное избирательное право);
- принципы и условия участия в выборах политических партий и иных общественных объединений;
- систему органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
- порядок выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов;
- порядок проведения предвыборной агитации;
- порядок финансирования выборов;
- порядок организации голосования (в том числе порядок участия в выборах граждан, которые не имеют возможности в день голосования прибыть на избирательный участок)8.
Большинство из этих элементов в силу различных причин (и в первую очередь в силу закрепленного в ст. 19 Конституции РФ9 равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства) закрепляются в федеральном законодательстве в качестве единых на всей территории страны и для выборов всех уровней.
В узком смысле избирательная система - это порядок образования избирательных округов, порядок определения количества депутатов, избирающихся по каждому из них (округа одномандатные, многомандатные и т.п.), порядок производства голосования по спискам политических партий и избирательных объединений и др10.
Понятие «избирательная система» нельзя свести к урегулированному правом порядку избрания органов публичной власти, поскольку это общественное явление охватывается понятием «избирательный процесс».
Избирательную систему также нельзя понимать как совокупность норм, поскольку в таком случае ее невозможно будет отграничить от понятия «избирательное право»11.
Мировой опыт указывает на существование и применение следующих избирательных систем:
- мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства,
- система единственного непередаваемого голоса,
- кумулятивный вотум,
- система пропорционального представительства политических партий, «панаширование»,
- система единственного передаваемого голоса,
- смешанные системы.
В ряде исследований под избирательной системой понимают нормы избирательного закона, определяющие результаты избирательного процесса: избирательную формулу, структуру бюллетеня и организацию округов - то, что обеспечивает перевод голосов избирательного корпуса в парламентские мандаты, получаемые партиями и кандидатами.
На уровне муниципалитетов в Российской Федерации при проведении муниципальных выборов используются различные избирательные системы, но основные из них - выборы по избирательным округам («мажоритарная» система) и пропорциональная система12.
Наиболее полно классификация избирательных систем отражена в приведенной таблице 1.
Таблица 1
Классификация избирательных систем13
Избирательная система |
Избирательный округ |
Голосование за кандидатов или за партии |
Способ голосования |
Мажоритарная |
Одномандатный |
За кандидатов |
Категорическое |
Мажоритарно-преференциальная |
Одномандатный |
За кандидатов |
Преференциальное |
Единственного непередаваемого голоса |
Многомандатный |
За кандидатов |
Категорическое |
Блоковая |
Многомандатный |
За кандидатов |
Одобрительное |
Кумулятивный вотум |
Многомандатный |
За кандидатов |
Кумулятивное |
Единственного передаваемого голоса |
Многомандатный |
За кандидатов |
Преференциальное |
Закрытых партийных списков |
Многомандатный |
За партии |
Категорическое |
Открытых партийных списков |
Многомандатный |
За партии и за кандидатов |
За партии - категорическое, за кандидатов - возможны разные варианты |
Панаширование |
Многомандатный |
За кандидатов и (фактически) за партии |
Одобрительное |
Персонализированная смешанная |
Многомандатный и одномандатный |
За партии и за кандидатов |
Категорическое |
Добавочных представителей |
Одномандатный и многома ндатные |
За кандидатов и (фактически) за партии |
Категорическое |
Первой избирательной системой была мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства (от французского слова majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.
Формально голосование проводится за конкретных кандидатов, а не за партии. На практике в странах с развитой партийной системой принадлежность кандидата определенной партии способна оказывать решающее воздействие на предпочтение избирателей. Мажоритарная избирательная система возникла еще до появления политических партий как альтернатива абсолютизма. Она наиболее проста и используется сегодня при формировании представительных учреждений всех уровней. Мажоритарная система относительного большинства требует собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента14.
Мажоритарная система относительного большинства - одна из наименее демократических. Единственным преимуществом рассматриваемой избирательной системы является проведение голосования в один тур.
Мажоритарная система абсолютного большинства - очевидно, иная модель избирательной системы и, по сути, несколько демократичнее, чем избирательная система относительного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа (50% + 1 голос). Это большинство может исчисляться от:
1) общего числа
2) общего числа поданных голосов;
3) общего числа поданных
При использовании этой системы обычно устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Он может составлять 25%, 50% и более.
Так, на выборах в ГД ФС РФ до президентской реформы избирательного законодательства применялась смешанная избирательная система, заимствованная у Германии, когда одна половина депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина - по пропорциональной системе по единому федеральному округу.
Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он подает за конкретного кандидата в одномандатном округе, а второй - за ту или иную партию (избирательное объединение, избирательный блок).
Каждое избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов, который публикуется до выборов и регистрируется в Центральной избирательной комиссии. В первом случае избранным считается кандидат, получивший больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом по округу. Это избрание - персональное. При голосовании за список того или иного избирательного объединения каждое из них получит число мест в пропорции к собранным голосам, а кандидаты - депутатские мандаты, как правило, в порядке очередности в списке15.
Информация о работе Избирательная система Российской Федерации