Избирательное право и избирательная система Ресспублики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ избирательного права и избирательной системы Республики Беларусь.
Задачи исследования:
- рассмотреть институт избирательного права;
- проанализировать теоретические аспекты избирательной системы;
- изучить стадии избирательного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….…4
1 Институт избирательного права ………………………………..………………..6
1.1 Принцип избирательного права ..…………………………………………....7
1.2 Цензы избирательного права………………………………………………..10
2 Теоретические аспекты избирательной системы................................................12
2.1 Понятие, принципы, виды избирательных систем их сравнительный анализ…………………………………………………………….…………………12
2.2 Избирательная система Республики Беларусь…………………....………16
3 Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь ……………………18 Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников ...…………………………….……………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курс.работа по кнст. пр..doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения пассивного избирательного права равенство выборов означает равноправие кандидатов на выборную должность. Принцип равенства должен соблюдаться на всех ступенях избирательного процесса – от предъявления одинаковых требований для регистрации в качестве кандидата до предоставления равных возможностей контроля за ходом голосования и подсчета голосов.

  • Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Данный принцип избирательного права означает такую процедуру подачи голосов, которая исключает наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Оно может проводиться как с помощью бюллетеней, так и специальных машин для голосования.

Тайное голосование известно практически всем странам, но, как указывают разные источники, введено оно было только в последней трети XIX века, во всяком случае, в странах Западной Европы.

  • Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать «за» или «против» какого – либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

  • Периодичность проведения выборов. Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации «О критериях свободных и справедливых выборов», принятой в 1994 году на 154 сессии Совета Межпарламентского союза. Статья 1 указанной Декларации гласит: «В любом государстве полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинно свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего, равного и тайного голосования» [6]. Хотя это Декларация не является документом, обязательным для исполнения, однако ее моральная сила велика, поскольку она была одобрена единогласно на сессии Совета столь авторитетной международной организации, как Межпарламентский союз, а во время голосования присутствовали и поддержали Декларацию представители 112 стран мира. В ряде стран мира этот принцип уже занял достойное место в национальных законодательных актах.

Подводя итог можно сказать, что принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.

 

 

 

 

1.2. Цензы избирательного права

 

Гражданин может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но существуют избирательные цензы, т.е. устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права.

Виды цензов:

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата в депутаты Палаты представителей не может превышать 21 года, в члены Совета Республики – 30 лет, на пост Президента Республики Беларусь – 35 лет, в депутаты местных Советов депутатов – 18 лет.

Ценз оседлости – установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Ценз оседлости в Республике Беларусь устанавливается для кандидатов на пост Президента – 10 лет непосредственно перед выборами и в члены Совета Республики – 5 лет.

Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой-то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую-то специфику этого города, чтобы чувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы.

Ценз гражданства – требование закона, в соответствии с которым избирательное право предоставляется только гражданам Республики Беларусь.

Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания.

Служебный ценз – положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности. Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Республики Беларусь, Избирательным Кодексом Республики Беларусь.

Ценз грамотности и образовательный ценз предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. На наш взгляд, этот ценз имеет наибольшую стабильность в государствах, где религия стоит на одном из первых мест. Это ни в коем случае не говорит о том, что в атеистических странах он отсутствует. Например, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия, Белоруссия). В настоящее время встречается данный принцип редко, в основном в развивающихся странах.

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. В большинстве современных государств не существует политических ограничений для женщин, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными.

Исход из выше сказанного можно сделать вывод, что рассмотренные цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несовместимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут избираться лица, занимающие определенную государственную должность.

Используя цензы, государство с их помощью устанавливает избирательный корпус (электорат), т.е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Теоретические аспекты избирательной системы

 

2.1 Понятие, принципы, виды избирательных систем, их сравнительный анализ

 

По вопросу определения избирательной системы единого мнения в юридической литературе нет. Некоторые ученые определяют избирательную систему как систему общественных отношений, которые возникают в связи с проведением выборов. При этом отдельные из них полагают, что данные общественные положения основаны на нормах морали, обычаях, сложившейся практики и т.д.

Другие считают, что избирательная система – это определенный комплекс правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов. При этом в определении этого комплекса у них различные позиции.

Существует и точка зрения о том, что под избирательной системой понимается фактический порядок организации и проведения выборов.

Исходя из выше сказанного, мы выяснили, что в литературе термин «избирательная система» используется в двух значениях:

  • в широком смысле – под избирательной системой понимается область общественных отношений связанных с выборами представительных органов власти государства и органов местного управления и самоуправления.
  • в узком смысле – понимается способ распределения депутатских мандатов в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченых лиц.

Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибаться).

В мире существуют следующие избирательные системы [7, с.105]:

  • мажоритарная; пропорциональная; смешанная.

Мажоритарная избирательная система.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе лежит принцип большинства – избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

На сегодняшний день применяется в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, Франция.…Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты.

Основанная на принципе большинства мажоритарная система действует преимущественно в одномандатных избирательных округах, но возможно их применение и во многомандатных, тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства.

Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); общее число поданных голосов;  общее число поданных действительных голосов.

Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства.

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Оно позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

К преимуществам данной системы можно отнести и такие как, простота, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное знание всех кандидатов.

В качестве основных недостатков в мажоритарной системе следует рассмотреть следующее: выборы по данной системе способствуют образованию партийных блоков. Происходит вытеснение многих политических сил за пределы активной парламентской деятельности; политическим следствием применения такой системы является постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий, тогда ответственность за управление фактически несет правящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию; партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест, а две партии, набравшие равное (близкое к равному) числу голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

Еще одним существенным недостатком мажоритарной системы является то, что значительная часть избирателей страны может оказаться не представленной в органах власти, чем нарушаются как основные принципы избирательного права, так и демократии. Существует мнение, что мажоритарная система наиболее удобна для манипулирования политической волей избирателей, и это в действительности отчасти подтверждается тем, что выборы в большой степени зависят от раскройки избирательных округов. При так называемой «нарезке» округов создается возможность для проведения разного рода искажений и прямых махинаций, таких как неравная численность избирателей в округах или «избирательная география»: установление территориальных границ между двумя округами так, чтобы в обоих большинство составлял электорат определенной партии (кандидата).

Пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная избирательная система на столетие моложе мажоритарной системы.  В конце 19 века она была введена в ряде кантонов Швейцарии, затем принята в Бельгии, и в 1906 году – в Финляндии (входившей в то время в состав Российской Империи). Сегодня эта система существует более чем в 60 странах мира, преобладая в Западной Европе.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система Ресспублики Беларусь