Избирательное право и избирательная система Ресспублики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ избирательного права и избирательной системы Республики Беларусь.
Задачи исследования:
- рассмотреть институт избирательного права;
- проанализировать теоретические аспекты избирательной системы;
- изучить стадии избирательного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….…4
1 Институт избирательного права ………………………………..………………..6
1.1 Принцип избирательного права ..…………………………………………....7
1.2 Цензы избирательного права………………………………………………..10
2 Теоретические аспекты избирательной системы................................................12
2.1 Понятие, принципы, виды избирательных систем их сравнительный анализ…………………………………………………………….…………………12
2.2 Избирательная система Республики Беларусь…………………....………16
3 Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь ……………………18 Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников ...…………………………….……………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курс.работа по кнст. пр..doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Пропорциональная избирательная система действует в многомандатных избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Главная идея этой системы, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в Парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств.

При одном и том же распределении голосов избирателей между политическими партиями окончательная картина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого обусловлен, в частности, тем, на какие партии – крупные или небольшие – ориентирована избирательная система в данной стране.

Суть этого института заключается в том, что избиратель, голосующий за партийный список кандидатов, получает право указать в нем кандидатов, избрание которых было бы для него особенно желательно, то есть определить свои предпочтения (преференции) в рамках списка. Если, например, кандидат, помещенный в конце списка, получит предпочтения большинства избирателей, отдавших голоса за список данной партии, либо числа избирателей, равного действующей в стране избирательной квоте, ему обязаны дать мандат в первоочередном порядке, а кто – то, заранее помещенный на мандатное место, этого мандата не получит.

Наиболее сложная проблема, с которой сталкивается любое государство при проведении пропорциональной системы, заключается в том, что данный метод определения исхода парламентских выборов для создания стабильного большинства требует все же наличия крупных и влиятельных партий, способных заручиться поддержкой 50% голосов электората и выше. Это условие особенно важно для стран, где правительство формируется в соответствии с волей парламентского большинства (Германия, Испания, Швеция, Латвия и др.) или может быть смещено парламентом путем вынесения ему вотума недоверия (Франция, Польша, Россия).

Пропорциональной система в условиях многопартийности более демократична по сравнению с мажоритарной, а потому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов: пропорциональная система не дает такого числа неучтенных голосов избирателей, максимально уравнивает удельный вес мандатов; она дает более адекватную картину политической ситуации в стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и иных организаций.

Данная система дает возможность всем политическим организациям, пользующимся поддержкой избирателей, провести своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет мнений различных слоев населения при принятии решений.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее: возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства; непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии; независимость депутатов от своих партий.

При сравнении мажоритарной и пропорциональной избирательных систем кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально [8, с. 92]. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Под избирательной системой в Республике Беларусь следует понимать сами принципы выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены в Конституции Республик Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе, всеобщего, равного, прямого или косвенного, тайного голосования» [3,ст.38], которая далее регламентируется Избирательным кодексом [9].

 Выборы Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов и Референдум являются всеобщими, т.е. не все имеют право голоса, а только лица, достигшие 18 лет, причем в выборах и Референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых, в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана такая мера наказания, как содержание под стражей.

Под свободными выборами, понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах или Референдуме и за кого голосовать.

Равное избирательное право. Избиратель участвуют в выборах представительных органов государства и в Референдумах на равных основаниях, т.е. каждый избиратель, участник Референдума имеют только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямое избирательное право. Выборы Президента, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов являются прямыми, т.к. избиратели прямо избирают.

Косвенное избирательное право. Понимаются выборы членов Совета Республики, которые избираются на заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета.

Тайное голосование. Под этим понимается то, что контроль за волеизъявлением избирателей и участников Референдума в ходе голосования запрещен.

 

 

    1. Избирательная система Республики Беларусь

 

В Республике Беларусь действует мажоритарная система абсолютного большинства при выборах Президента и депутатов Палаты представителей Национального собрания. Выборы местных советов депутатов с 2007 года проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. в 1 тур [11]. Это изменение электорального законодательства способствует тому, что выборы в местные Советы депутатов по данной системе являются более эффективными с точки зрения финансовых затрат и времени. Депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями данного государства. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно – процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается.

Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на 4 года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.

Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин данного государства, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах депутатов местных Советов депутатов наравне с белорусскими гражданами участвуют граждане Российской Федерации [12].

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости [9].

В заключении можем сказать, что выборы как важный политический институт требуют постоянного анализа. Так, в ряде стран серьезной проблемой является абсентеизм, т.е. уклонение граждан от участия в выборах.  Это создает противоречие между провозглашаемыми  принципами свободного волеизъявления граждан и необходимостью легитимации власти через выборы в условиях демократического общества. Таким образом, на основе конституционных норм, закрепляющих основные принципы формирования населением властных структур, необходимо пропагандировать, развивать институт выборов как наиболее демократичный, позволяющим гражданам быть источником власти.

 

 

 

 

 

3 Стадии избирательного процесса Республики Беларусь

 

Избирательны процесс – это определенная деятельность и система правовых норм, регулирующих эту деятельность, это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов государства, общественных организаций и групп граждан по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а так же органов местного управления и самоуправления [13,с.35]. Это деятельность юридически упорядочена и урегулирована, имеет определенную устойчивость и состоит из определенно расположенных в системном порядке стадий.

Первым из этих этапов является этап назначение выборов. Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за 5 месяцев до истечения срока его полномочий, и проводятся в воскресенье не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока полномочий Президента. Если по каким – либо причинам должность Президента является вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией [9,ст. 57].

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Если Палата представителей была распущена, то одновременно с этим актом Президент должен назначить новые выборы. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей [3, ст.91].

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно. В случае роспуска местного Совета выборы назначаются Президентом не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска. Сообщение о дне выборов обязательно публикуется в средствах массовой информации на следующий день после назначения выборов, то есть после принятия решения и подписания соответствующего указа.

Выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва. Сообщение о дате проведения выборов обнародуется в средствах массовой информации не позднее 3 дней после назначения выборов.

Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий.

«Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией» [3].

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов парламента и местных Советов депутатов с определенными особенностями, зависящими от вида выборов, обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные и др.

Центральная комиссия образуется в составе 12 человек, 6 из которых назначаются Президентом, а 6 – избираются Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь[9, ст.32].

Членами Центральной комиссии могут быть граждане Республики Беларусь, имеющие, как правило, высшее юридическое образование и опыт работы по организации и проведению выборов и референдумов.

Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются соответственно Президенту Республики Беларусь и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь совместными представлениями президиумов областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система Ресспублики Беларусь