Избирательное право как подотрасль конституционного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика избирательного права
1.1. Понятие избирательного права
1.2. Принципы избирательного права
2. Правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации
2.1. Стадии избирательного процесса
2.2. Ответственность за нарушение избирательного законодательства
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

куровая (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Не следует забывать о том, что реформа российского избирательного права призвана не только обеспечить и гарантировать демократический и легитимный процесс свободного, равноправного и основанного на Конституции РФ волеизъявления граждан при формировании представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и способствовать построению единой и согласованной, внутренне сбалансированной и непротиворечивой избирательной системы, отражающей федеральную природу государства и гарантирующей стабильность и преемственность в деятельности выборных органов государственной и муниципальной власти. Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть сведен только к субъективному праву граждан на участие в выборах и гарантиям его реализации. Совершенно очевидно, что под принципами российского избирательного права как объективного правового феномена следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий, процедур и технологий, обеспечивающих императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту электоральных прав российских граждан. Такая интерпретация вопроса о принципах российского избирательного права не только способствует системному восприятию механизма правового обеспечения избирательных отношений, но и позволяет дифференцировать отправные начала их юридической регламентации на отдельные виды, имеющие специфическое целевое предназначение в формировании единого правового режима организации и проведения выборов, осуществления и защиты избирательных прав граждан.

На основе комплексного анализа действующего избирательного законодательства М.С. Матейкович предлагает систематизировать принципы избирательного права на три вида (уровня).

 Во-первых, основополагающий принцип, вытекающий  из основ конституционного строя  Российской Федерации и характеризующий  выборы как высшую непосредственную  форму народовластия (свобода выборов).

  Во-вторых, политические принципы избирательного права: а) участие граждан РФ в выборах (и всеобщее, и равное, и прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия граждан в выборах); б) обеспечение избирателям возможности реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов (гласность выборов, их открытость и доступность, состязательность кандидатов); в) обеспечение ответственности избранных кандидатов перед своими избирателями (периодичность и обязательность выборов).

 В-третьих, организационные принципы избирательного  права (подготовка и проведение  выборов избирательными комиссиями, территориальный принцип организации  выборов). Несомненно, что подобный  взгляд на систему принципов  избирательного права способствует  преодолению узкого подхода к  оценке исходных начал правового  регулирования избирательных отношений, долгое время господствовавшего  в юридической науке. Однако нельзя  не отметить, что в основе данной  классификации не ощущается четких  критериев обособления отдельных  групп (уровней) принципов избирательного  права.

С этой точки зрения представляется предпочтительным выстраивать систему принципов современного российского избирательного права, основываясь на их целевом предназначении в механизме правового регулирования электоральных отношений. По этому критерию все принципы избирательного права могут быть систематизированы прежде всего на принципы организации и проведения выборов и принципы участия российских граждан в выборах. Первую группу принципов образуют концептуальные начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с обязательностью, периодичностью, свободой, альтернативностью выборов, допустимостью различных избирательных систем и независимостью органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов. Что же касается принципов участия российских граждан в выборах, то к ним следует отнести всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования (ст. 3 Федерального закона об основных гарантиях):

1) гражданин  Российской Федерации участвует  в выборах на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании;

2) гражданин  Российской Федерации участвует  в референдуме на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления  при тайном голосовании;

3) участие  гражданина РФ в выборах и  референдуме является свободным  и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению;

4) гражданин  РФ, проживающий за пределами  ее территории, обладает всей  полнотой избирательных прав  при проведении выборов в федеральные  органы государственной власти, а также обладает в полном  объеме правом на участие в  референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

5) деятельность  комиссий при подготовке и  проведении выборов, референдума, подсчете  голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто  и гласно;

6) иностранные  граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего  Федерального закона, лица без  гражданства, иностранные организации  не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме;

7) выборы  и референдумы организуют и  проводят комиссии. Вмешательство  в деятельность комиссий со  стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных  граждан не допускается.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации

2.1. Стадии избирательного процесса

Избирательный процесс в Российской Федерации включает установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.6

Основными стадиями избирательного процесса являются:

  • назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса);
  • образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный (технологический) характер. Так, проведение выборов невозможно без своевременного их финансирования. В этих условиях основные технологические элементы организации избирательного процесса в том или ином объеме своих функциональных характеристик обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса.

  Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных процедур в рамках стадий избирательного процесса, избирательной кампании) - это одновременно политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение. С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Избирательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осуществления отдельных избирательных действий и процедур на той или иной стадии избирательного процесса.

 Избирательное  законодательство, по существу, представляет  собой каталог юридически определенных  избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения  сроков их выполнения обеспечивают  в совокупности переход от  одной стадии избирательного  процесса к последующей, вплоть  до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации.  Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии, и соблюдении предусмотренных законом сроков их осуществления. Выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени) являются незаконными (юридически ничтожными), не имеют юридической силы и, следовательно, не порождают позитивных юридических последствий.

  Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Процедурой назначения выборов открывается полный цикл избирательных действий и основанных на них избирательных правоотношений. Действующим избирательным законодательством в целях соблюдения общих политике - правовых принципов обязательности и периодичности выборов, непрерывности и легитимности деятельности выборных институтов предусматриваются два юридических режима назначения даты выборов: основной и дополнительный.  Рассмотрим основные стадии избирательного процесса.

Назначение выборов - самостоятельная стадия избирательного процесса. Конституция РФ закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов установлен в конституциях (уставах), законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" особо подчеркнут обязательный характер назначения выборов и усилены гарантии избирательных прав граждан при отсутствии закона субъекта РФ о выборах, закреплен унифицированный подход к регулированию порядка назначения выборов, уточнен перечень субъектов права назначения выборов.7

 Общегосударственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума стремится охватить всех граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Система регистрации позволяет определить численность зарегистрированных избирателей, проживающих или находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами. Граждане, находящиеся в местах временного пребывания, подлежат регистрации (учету) по месту жительства. В государственную систему регистрации (учета) не включаются сведения о гражданах, не достигших 18 лет на день голосования, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

В избирательном праве избирательный округ - является единицей измерения в организации выборов, референдума на территории Российской Федерации, основываясь на базе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании.

 По  своему содержанию избирательные  округа представляют собой разграниченные  территории Российской Федерации, образованные в соответствии  с нормами избирательного законодательства  для организации выборов депутатов  представительных органов федерального  значения, депутатов местных законодательных  органов либо выборных должностных  лиц.

Информация о работе Избирательное право как подотрасль конституционного права Российской Федерации