Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 03:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что Конституционно-правовая ответственность рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером1. Хотя в настоящее время в законодательстве конституционно-правовая ответственность, в отличие от уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной, прямо не признается в качестве отдельного института, тем не менее ее существование за последние годы было обосновано как на теоретическом уровне2, так и в судебной практике в решениях Конституционного Суда РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….....3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………….…..5
1.1.Содержание конституционно-правовой ответственности в избирательном процессе……………………………………………..……..…5
1.2.Особенности и терминология конституционно-правовой ответственности в избирательном праве……………………………........…10
ГЛАВА 2. ФАКТОР ВИНЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……..…21
2.1. Виновная ответственность в избирательном процессе………..….21
2.2. Реализация конституционно-правовой ответственности в избирательном процессе……….…………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательный процесс конституционная ответственность курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Что касается ярко выраженного  политического характера конституционно-правовой ответственности в избирательном праве, то здесь нельзя полностью согласиться с М.С. Матейковичем. Автор, указывая на ярко выраженный политический характер ответственности, ссылается на В.А. Виноградова, который пишет, что "конституционно-правовая ответственность в избирательном праве отражает участие субъекта в отношениях, складывающихся в сфере организации, осуществления, принадлежности государственной власти и в сфере взаимоотношений государства и личности, а также отражает стремление субъектов к власти, влиянию на определение общей воли государства, руководящей роли в нем"9. Однако "участие субъекта в отношениях, складывающихся в сфере организации, осуществления, принадлежности государственной власти и в сфере взаимоотношений государства и личности", является предметом прежде всего конституционного права, а не только избирательного. Кроме того, право всегда тесно связано с политикой, и наиболее тесная связь существует действительно именно с конституционным правом.

Таким образом, если говорить о политическом характере конституционно-правовой ответственности, то необходимо согласиться с мнением Б.А. Страшуна, который считает, что "наиболее ярко политическая подоплека конституционно-правовой ответственности проявляется при парламентарных и смешанных формах правления в характерном для этих форм институте парламентской ответственности правительства"10. Ведь именно основания этой ответственности являются чисто политическими, в то время как санкции носят юридический характер и порождают юридические последствия. Собственно политический характер ответственности правительства в указанном случае проявляется именно в чисто политических основаниях данной ответственности, чего нельзя сказать о конституционно-правовой ответственности в избирательном праве. Приведем пример: отставка министра в случае его несогласия с политикой кабинета. Такое основание для отставки невозможно закрепить в нормах права, то есть его можно признать чисто политическим. Вместе с тем эта "политическая отставка" оформляется мерами юридической ответственности. Подобных "произвольных" оснований для наступления конституционно-правовой ответственности в избирательном праве не существует, напротив, там всегда закреплены четкие основания наступления ответственности. И именно поэтому трудно согласиться с тезисом М.С. Матейковича о ярко выраженном политическом характере конституционно-правовой ответственности в избирательном праве.

Индивидуальный и коллективный характер конституционно-правовой ответственности  в избирательном праве также  нельзя считать особенностью исключительно избирательного права. Коллективная ответственность имеет место не только в других отраслях права (например, трудовое право), но и в других подотраслях конституционного права (например, парламентское право).

Нарушение избирательных  прав граждан как основание конституционно-правовой ответственности в качестве особенности данного института также можно подвергнуть сомнению. Так, посягательство на общественные отношения, охраняющие избирательные права граждан, является объектом преступления, предусмотренного ст. 141 Уголовного кодекса РФ11. Таким образом, разница данных оснований наступления ответственности заключается лишь в степени общественной опасности деяния и нарушение избирательных прав граждан не является уникальным основанием ответственности.

Возможность наступления  конституционно-правовой ответственности  при отсутствии вины нарушителя избирательных  прав также нельзя признать особенностью исключительно избирательного права. Ответственность без вины возможна не только в других отраслях права (например, в гражданском), но и в других подотраслях конституционного права (например, в парламентском). Следовательно, наступление ответственности без вины нарушителя нельзя признать особенностью конституционно-правовой ответственности в избирательном праве.

Следующей особенностью М.С. Матейкович признает отсутствие регламентации  в федеральном законе процессуального  порядка применения к участникам избирательного процесса некоторых мер конституционно-правовой ответственности. Действительно, отсутствие регламентации порядка применения мер ответственности можно считать особенностью конституционно-правовой ответственности в избирательном праве. В качестве примера можно привести: отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе, удаление наблюдателей из помещения для голосования. Данная ситуация неприемлема и требует исправления. Отсутствие четкой регламентации порядка применения мер ответственности существенно нарушает права граждан и организаций, создает условия для произвола и приводит к "системе двойных стандартов". Ведь порядок применения мер ответственности можно безосновательно усложнить или упростить, тем самым позволяя некоторым лицам избежать ответственности или, наоборот, создать условия для необоснованного привлечения к ответственности.

Кроме того, на практике "система  двойных стандартов" реализуется  следующим образом: к одним гражданам  и организациям меры ответственности применяются, а к другим нет. Одной из важнейших особенностей конституционно-правовой ответственности в избирательном праве является также ее комплексный характер. Эта особенность связана прежде всего с практикой закрепления норм о конституционно-правовой ответственности. Комплексный характер, представляя собой в общем связь, сочетание, соединение отдельных процессов в некое целое, здесь будет пониматься как включение норм и терминов различных отраслей права в положения избирательного права об ответственности. Практически всегда при анализе конституционно-правовой ответственности в избирательном праве рассматриваются вопросы, связанные с гражданско-правовой, уголовной, дисциплинарной и другими видами ответственности. Однако проблема взаимосвязи и влияния других отраслей на конституционно-правовую ответственность остается нерешенной при всей ее актуальности.

Особенностями конституционно-правовой ответственности в избирательном праве являются отсутствие регламентации в федеральном законе процессуального порядка применения к участникам избирательного процесса некоторых мер конституционно-правовой ответственности и ее комплексный характер. Тем не менее данных особенностей недостаточно для признания конституционно-правовой ответственности в избирательном праве самостоятельным видом ответственности.

Использование еще одного термина "ответственность по избирательному праву"12 также нельзя признать корректным, так как отношения, регулируемые избирательным правом, охраняются мерами не только конституционно-правовой, но и мерами других видов ответственности, в частности уголовной и административной.

 Спор об использовании  термина "государственно-правовая" или "конституционно-правовая" ответственность тесно связан  со спором об использовании  терминов "конституционное право" или "государственное право". Для рассмотрения этого вопроса необходимо отдельное исследование, и проанализировать его в данной статье не представляется возможным. Можно только сказать, что наиболее часто используется термин "конституционно-правовая ответственность". Однако существует точка зрения, основанная на существенном различии государственно-правовой и конституционно-правовой ответственности. В частности, Н.В. Витрук в своей статье "Конституционная ответственность: вопросы теории и практики»13 пишет, что "предмет и содержание конституционного права неоправданно расширены за счет государственного права". Автор считает, что содержание конституционного права определяется Конституцией и другими источниками конституционного права. Отсюда существенное различие конституционно-правовой и государственно-правовой ответственности, ведь конституционно-правовая ответственность может быть предусмотрена только Конституцией14 и иными источниками конституционного права. Вместе с тем государственно-правовая ответственность (куда включается и ответственность по парламентскому, административному и судебному праву) отнесена автором наряду с муниципальной ответственностью к отраслевым видам публичной ответственности, в то время как конституционно-правовая ответственность, по мнению автора, носит надотраслевой характер.

С данной позицией трудно согласиться. Конституционно-правовая ответственность  носит все-таки отраслевой характер, ведь деление юридической ответственности по видам основано прежде всего на отраслевом критерии (гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность). Особый характер конституционно-правовой ответственности рождается из того положения, которое занимает конституционное право среди других отраслей права - оно, безусловно, занимает центральное, определяющее место. Это обусловлено тем, что его основным источником является Конституция, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Но это вовсе не означает, что конституционно-правовая ответственность носит надотраслевой характер.

В научной литературе также встречается термин "избирательно-правовая ответственность". Так, например, данный термин использует Г.Д. Садовникова  в заглавии своей статьи "Избирательно-правовая ответственность как вид конституционно-правовой ответственности"15. Однако в тексте статьи автор использует и дает определение не "избирательно-правовой ответственности", а "ответственности по избирательному праву" как "применение к нарушителю в установленном законодательством о выборах порядке мер государственного принуждения, выражающихся в отрицательных последствиях личного, организационного или имущественного характера, связанных с участием в избирательном процессе". В тексте статьи автор говорит о "составной части института конституционной ответственности" - "совокупности норм, предусматривающих ответственность за нарушения норм избирательного права". Как было сказано выше, можно говорить лишь о конституционно-правовой ответственности в избирательном праве, но нельзя рассматривать это как "разновидность" или в данном случае "составную часть института". Институт конституционно-правовой ответственности состоит из норм о санкциях, основаниях и так далее, но не из ответственности в избирательном праве, ответственности правительства. Избирательное право - это лишь одна из сфер применения конституционно-правовой ответственности, наряду с остальными подотраслями конституционного права. Обретая определенные особенности в данной сфере, конституционно-правовая ответственность в избирательном праве не может сформировать дополнительный самостоятельный вид юридической ответственности. Также в определении используется термин "избирательный процесс". Однако определение дается ответственности не в избирательном процессе, а в избирательном праве. Очевидно, что избирательное право и избирательный процесс не одно и то же. Под избирательным правом традиционно понимается совокупность конституционно-правовых норм, образующих важную составную часть конституционного права и регулирующих общественные отношения, складывающиеся при выборах органов государственной власти Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления16. Избирательный процесс в целом можно определить как порядок организации и проведения выборов или "как систему организационно взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности отношений, опосредующих подготовку и проведение выборов"17. Зачастую избирательный процесс определяется через деятельность, направленную на формирование органов публичной власти18. Таким образом, нельзя говорить об конституционно-правовой ответственности "в ходе участия в избирательном процессе".

 

 

Употребление  термина "конституционная ответственность" заставляет обратиться к вопросу  о том, являются ли тождественными конституционно-правовая и конституционная ответственность. Следует согласиться с С.А. Авакьяном, что употребление термина "конституционно-правовая ответственность" предпочтительнее, поскольку данный вид ответственности применяется в связи с обеспечением действия всех норм конституционного права, а не только тех, которые содержатся в конституциях19. В случае с конституционно-правовой ответственностью в избирательном праве очевидно, что все меры данной ответственности, принципы и порядок их применения только в Конституции закрепить невозможно в силу их многочисленности и разнообразия. Следовательно, выбор в пользу термина "конституционно-правовая ответственность" однозначен в случае рассмотрения ответственности в избирательном праве.

Таким образом, с учетом того, что избирательное  право - лишь одна из сфер применения конституционно-правовой ответственности, наряду с остальными подотраслями конституционного права, и, обретая определенные особенности  в данной сфере, конституционно-правовая ответственность в избирательном праве не может сформировать дополнительный самостоятельный вид юридической ответственности, наиболее правильным является термин "конституционно-правовая ответственность в избирательном праве".

 

ГЛАВА 2.  ФАКТОР ВИНЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Виновная ответственность  в избирательном процессе

 

Принцип виновной ответственности и необходимость  учета фактора вины - предмет дискуссий  в современном конституционном  праве. Так, С.А. Авакьян полагает, что  конституционно-правовая ответственность может наступать и без вины. В качестве примера автор приводит роспуск Государственной Думы в случае троекратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства20. Однако данный пример характеризует политическую, а не конституционно-правовую (юридическую) ответственность. Большинство исследователей все же склоняются к признанию принципа виновной ответственности и учету фактора вины применительно к конституционно-правовой ответственности. Заслуживает внимания точка зрения М.А. Краснова, согласно которой "смысл и назначение института ответственности состоит не только в исправлении неправомерного поведения ответственного субъекта, не только в своеобразной государственно-правовой реституции, но и в учете субъективной стороны нарушения, выражаемой через категорию вины"21.

В различных  отраслях российского права существует в достаточной степени универсальная  формулировка принципа виновной ответственности. Вместе с тем имеют место различные  понимания юридической категории  вины, которые могут претерпевать изменения в зависимости от отраслевых особенностей. Принцип виновной ответственности формулируется примерно так: лицо подлежит юридической ответственности только за те противоправные общественно опасные (вредные) деяния (действия или бездействие), в отношении которых установлена его вина; объективное вменение не допускается, юридическая ответственность за невиновное нарушение закона (причинение вреда) не наступает; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Информация о работе Избирательный процесс