Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:50, курсовая работа
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение и это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. В современной России он является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей.
Введение………………………………………………………......... 3
1. Становление института Президентской власти в РФ…………….5
2. Место Президента в Конституционной системе государственных органов РФ…………………………………………………………………10
3. Порядок избрания и вступление в должность Президента РФ….13
Заключение…………………………………………………………......... 19
Список используемой литературы ……………….…………………...20
- в случае
двукратного вынесения
- в случае отказа Государственной Думы
в доверии Правительству.
Кроме этого,
можно выделить ряд случаев, когда Государственная
Дума
не может быть Распущена Президентом:
- в течение одного года после его избрания;
- с момента вынесения обвинений против
Президента до принятия соответствующего
решения Советом Федерации;
- в течение
6 месяцев до окончания сроков полномочий
Президента.
Таким образом, можно
сделать вывод, что Президент обладает
существенной компетенцией в законодательной
ветви власти.
Президент занимает также существенное
положение в исполнительной ветви власти:
1) Президент назначает с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства. Причем
в этом вопросе Президент обладает механизмом
давления на Государственную Думу, так
как если последняя 3 раза откажет в избрании
кандидатуры на пост Председателя Правительства,
то Президент вправе распустить Государственную
Думу, назначить новые выборы и без одобрения
Государственной Думы назначить Главу
Правительства собственнолично.
2) Президент формирует состав Правительства.
Председатель Правительства предлагает
кандидатуры на должности федеральных
министров, а Президент непосредственно
их назначает.
3) Президент
имеет право
4) Президент имеет право роспуска Правительства.
Он может это делать по собственному усмотрению,
но также в условиях выражения Государственной
Думой недоверия вправе этого не делать.
Таким образом,
столь обширные полномочия Президента
не оставляют сомнений в его руководящем
положении в исполнительной власти.
Президент оказывает существенное влияние
на судебную власть:
в соответствии с принципами разделения
властей и независимости судов Президент
не вправе вмешиваться в деятельность
судебных органов. Однако он участвует
в формировании органов судебной власти.
1) Президент предлагает Совету Федерации
кандидатуры на должности судей Конституционного
Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда, то есть высших судебных органов
РФ.
Президент
также вправе назначать судей
других федеральных судов.
2) Президент предлагает Совету Федерации
кандидатуру на должность Генерального
Прокурора РФ.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что Президент РФ занимает особое положение в системе государственных органов. Он является главой государства и выступает в роли некого «арбитра», стоящего над всеми ветвями власти и контролирующего отношения, которые возникают между ними.
3. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.
Избрание первого Президента России осуществлялось на основе Конституции РСФСР и специального Закона «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 года действие данного Закона было прекращено. Предусмотренный ч. 4 ст. 81 Конституции 1993 года новый Федеральный закон о выборах Президента России принят 21 апреля 1995г. Поэтому в настоящее время и Конституция России (ст., 32, 81, 82), и данный Закон определяют срок полномочий Президента, порядок его избрания и вступления в должность. Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов главы государства определяются и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
Конституция 1993 года устанавливает, что Президент России избирается сроком на четыре года, а нынешним законом и на шесть лет. Срок полномочий первого Президента России прежним законодательством был установлен в пять лет. В п. 3 «Заключительных и переходных положений» Конституции 1993 года определено, что Президент, избранный в соответствии с ранее действовавшей Конституцией 1978 года, осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран.
Ограничение срока полномочий Президента, как и норма ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность.
Конституция 1993 года установила, что избрание Президента осуществляется гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Кроме перечисленных принципов избирательного права в Конституции закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. Основной закон требует, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином России.
Конституцией Российской Федерации устанавливается ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков.
Конституция России устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.
В отличие от ранее действовавшей, новая Конституция не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).
Названными положениями исчерпываются конституционная регламентация способа избрания Президента и конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на этот пост. Остальные вопросы, связанные с выборами, решаются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно ст. 5 этого Закона, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Право выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации принадлежит непосредственно избирателям и политическим партиям.
Согласно ст. 6 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде (конференции) политической партии. Она вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.
Кандидат на должность Президента, может быть, выдвинут непосредственно избирателями, для чего гражданин или группа граждан России, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 500 человек для выдвижения кандидата на должность Президента,
Избирательное объединение или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50000 от требуемого общего числа подписей. Сбор подписей является необходимым условием регистрации кандидата на должность Президента и включения его фамилии и бюллетень для голосования.
Избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата.
Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными (при обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах, либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные Федеральным законом о выборах Президента России, однако срок их проведения сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.
К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность.
Практика показывает, что между подведением итогов выборов нового Президента и вступлением его в должность (инаугурацией) существует определенный переходный период. Он необходим для организационного завершения деятельности прежнего Президента и его Правительства и подготовки к выполнению государственных функций вновь избранным Президентом и его командой. В Федеральном законе о выборах Президента России установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.
Обязательным атрибутом вступления Президента Российской Федерации в должность, установленным Конституцией, является присяга Президента. В основном законе сформулирован следующий текст этой присяги; «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» .
Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
Процедура вступления Президента РФ в должность заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Резиденцией Президента РФ является столица России – Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России – символ государственной власти, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. Символами государственной власти также являются: государственный герб
(Федеральный
конституционный закон «О
- Конституция Российской Федерации, Москва, 1993 г,
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом .
Согласно ст. 91 Конституции, избранный и вступивший в должность Президент РФ обладает неприкосновенностью.
- Конституция Российской Федерации, Москва, 1993 г.
Подводя
итог, можно сделать вывод, что
введение института
Появление института президентства в Российской Федерации положило начало реформе всей исполнительной вертикали. За прошедшие годы институт президентства преодолел переход из одной политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность, а с 1993 года изменив свой статус и место среди высших органов государственной власти.
С учетом всего
Информация о работе Избрание и вступление в должность президента РФ