Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:25, реферат
Исламское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока, в особенности на положение прав и свобод человека в этих странах. Оно возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии.
Ислам и Шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а так же ряда республик бывшего СССР, где Ислам является основной религией. Около восьмисот миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках государств и значимое меньшинство – в других. Но ни одно из этих государств не руководствуется исключительно исламским правом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСЛАМСКОГО ПРАВА 5
1.1. История возникновения исламского права 5
1.2 Понятие и черты исламского права 7
ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОЕКОГО ПРАВА 12
2.1 Коран 12
2.2. Сунна 14
2.3 Иджма 15
2.4 Кийас 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Реферат
Тема: «Исламское право»
Учебная дисциплина: «Основы сравнительного
правоведения»
Оглавление
Исламское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока, в особенности на положение прав и свобод человека в этих странах. Оно возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии.
Ислам и Шариат имеют
серьезное влияние на жизнь ряда
государств Азии, Африки, а так же
ряда республик бывшего СССР, где Ислам является основной религией.
Около восьмисот миллионов мусульман
составляют большинство населения в трех
десятках государств и значимое меньшинство
– в других. Но ни одно из этих государств
не руководствуется исключительно исламским
правом. Повсюду обычай или законодательство
вносят в это право либо дополнения, либо
исправления, хотя, в принципе, его авторитет
и является бесспорным. Следует отметить,
что в России мусульманская община имеет
численность более 20 миллионов человек,
имеет большой политический вес и оказывает
влияние на политику государства. В нашем
государстве существуют регионы, где мусульманская
религия занимает основное положение.
Значит, для определения перспектив развития
этих регионов изучение Шариата имеет
первостепенное значение.
Данная тема актуальна, так как в последнее
время взаимоотношения мира исламского
и неисламского довольно сильно обострились,
примеры этому можно найти как в России,
так и в других странах. Можно сказать,
что в этих конфликтах основную роль играет
политика, но правовой аспект тоже исключать
никак нельзя. И чтобы эти конфликты реже
переходили в стадию вооруженного столкновения,
нужно знать те правовые основы, обычаи
и религиозные тонкости, на которых основывается
миропонимание мусульманского человека.
При написании данной работы мною использовались общенаучные методы, такие как анализ, моделирование и т.д., и частнонаучные: - логический, исторический методы.
В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то, как в исламском праве происходит совершение правосудия.
Задачи моей работы:
1.Возникновение ислама. Шариат-исламское право;
2. Источники исламского права;
3. Классификация преступлений и наказаний в исламе.
Исламское право имеет возможность широкого действия в современной исторической обстановке.
Актуальность изучения данного вопроса заключается и в сложности современных международных отношений. Не остается без пристального внимания вражда народов, причиной которых выступают этнические и религиозные разногласия, поэтому особый интерес вызывает значение исламского права.
Исламское право представляет собой сложное социальное явление, которое оказало значимое влияние на историческое развитие стран Востока.
По сравнению со всеми мировыми религиями, ислам наиболее тесно соприкасается с правом и государством. В данном случае исламское право - это связующее звено, оказывающее значимое влияние на международную политику. Исламское право всегда находится в центре учения ислама и выступает в качестве политико-правовой доктрины.
История исламского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570 — 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках исламской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений исламской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом1.
После падения Арабского халифата исламское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы «вторую жизнь» и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам.
Исламское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна.
Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы, с одной стороны, регулировали общественные отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения2.
Таким образом, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию.
Исламское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Исламское право возникло как часть шариата. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм. Данное понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало исламское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Исламское право возникло как часть шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии.
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху3. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.
Одной из характерных черт средневекового исламского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, исламское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.
Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.
В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие исламского права оказали исламские правоведы и исламские судьи — кади. Их роль в формировании исламской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять исламское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.
К концу Х в. исламское право канонизировалось, и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. исламское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное исламское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным4.
XIX в. знаменует принципиально
новую ступень развития
Исламское право представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Наука исламского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Глубокая оригинальность исламского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще и с каноническим правом в частности.
Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
Таким образом, основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).
Предписания шариата
многочисленны и строги. Они определяют
все нормы взаимоотношений