Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 22:32, реферат
История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны.
Законы XVI-XVII вв. точно определяли, какую службу должен был нести каждый «служилый» человек. Уклонение от нее строго каралось.
С изменением юридического положения служилого сословия претерпевал изменение и характер службы. Она становилась повинностью, отбываемой государю и государству. Особой сферой профессиональной деятельности государственная служба стала в ходе реформ Петра Великого, прежде всего с появлением Генерального регламента (1720) и Табели о рангах (1722).
Введение
Историко-правовые аспекты развития законодательства о государственной службе
Заключение
Список литературы
Рациональность и
Автор выделил три этапа развития государственной службы в конце XX - начале XXI века. На ее развитии отражались все сложности и противоречия, которые возникали в стране в связи с быстрым и во многом стихийным переходом к новым экономическим и общественным отношениям. Первый этап - 1992-1995 гг.; второй - 1996-1998 гг.; третий - 1999-2000 гг.
На первом этапе реформ
инициативная группа специалистов объединилась
вокруг идеи создания централизованной
организации, ответственной за разработку
и осуществление
В отличие от первого этапа
становления и реформирования современной
государственной службы в России,
который был инициирован
На этом этапе на первый план вышла задача разработки "идеологии" реформ. В связи с этим была проведена работа по созданию теоретической модели и основных принципов административной реформы и, в том числе, реформы государственной службы.
Была выдвинута идея создания
истинно публичной
Второй этап реформ обусловил
необходимость выработки
Третий этап реформ 1999-2000 гг. стал переломным в реформировании государственной службы России. Впервые тема реформирования государственного аппарата формулируется в предвыборной программе основного кандидата на пост Президента Российской Федерации.
На третьем этапе были учтены все проблемные и слабые места предыдущих этапов реформ. Важнейшим шагом вперед стало подключение "административного ресурса" в лице Центра стратегических разработок (ЦСР), которому были делегированы многие полномочия, которых не хватало экспертам ранее. Имея статус предвыборного штаба В.В. Путина, ЦСР смог получить соответствующие ресурсы и заручиться поддержкой власти. Это давало дополнительные гарантии тому, что очередная программа не будет "положена под сукно", а найдет свое воплощение на практике.
С приходом к руководству страной Президента Российской Федерации В.В. Путина работа над укреплением вертикали власти была выведена на более высокий качественный уровень, включая деятельность по созданию нового законодательства о государственной службе.
Результатом стало принятие 27 мая 2003 г. Федерального закона № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", который сменил Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации". Также был внесен ряд новшеств, содержащихся в других нормативно-правовых актах.
Во-первых, новый Федеральный
закон "О системе государственной
службы Российской Федерации" устранил
неясность, которая до этого имелась
в вопросе о статусе
Согласно Закону от 31 июля
1995 г. к государственным служащим
относились только лица, замещавшие государственные
должности государственной
Во-вторых, в Законе от 27 мая 2003 г. (ст.1) дается новое определение понятия "государственная служба", уточняющее предназначение деятельности государственных служащих.
В-третьих, Закон от 27 мая 2003 г. установил новую систему государственной службы Российской Федерации. Эта система включает в себя три отдельных ее вида - гражданскую, военную и правоохранительную.
Оценивая историю реформ,
можно сделать вывод о том,
что именно сейчас появляется основная
предпосылка для успешного
В настоящее время, как
известно, задача высокоэффективной
организации работы всей системы
государственной службы, являющаяся,
по мнению диссертанта, фундаментом
государственных органов
С принятием Закона "О системе государственной службы Российской Федерации" были ликвидированы многие противоречия в законодательстве. Воинские должности учреждаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а должности правоохранительной службы - в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому лица, замещающие названные должности, теперь уже относятся к государственным служащим. В Законе № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. изменилось законодательное толкование понятия "государственная служба". Если во второй статье Федерального закона № 119-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" под государственной службой понималась профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, то теперь, по мнению Д.М. Овсянко, в качестве государственной службы рассматривается их профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов.
Как отмечено выше, Закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" установил новую систему государственной службы в нашей стране. Она включает в себя три отдельных вида государственной службы: гражданскую, военную и правоохранительную.
Различия между ними проводятся
по функциональным признакам должностей,
а не по государственным органам.
Согласно п.3 ст.8 Закона, в федеральном
государственном органе могут быть
учреждены должности
Вывод
Подводя итог рассмотренному
периоду развития государственной
службы, можно сделать вывод о
том, что исторически установлены
особенности социологической
Во-первых, традиционно на
протяжении семи столетий существовала
иерархическая форма
Во-вторых, данная форма возрождалась вновь, после периодов «смут» (эпох дезинтеграции и коллапса).
В-третьих, иерархическая форма организации оказалась способной транслироваться из корпорации государственной службы в отдельные российские сообщества, что также доказывает ее роль как социального регулятора.
В-четвертых, данная форма
самоорганизации
Список литературы
1. "История государственного управления России": учебник /В.Г. Игнатов. -- Ростов н/Д: Феникс, 2002. -- 608 с.
2. "История государственного управления": учебник/ М.Е. Дидык. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -- 283 с.
3. "История государственного управления": учебник/ Н.А. Омельченко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 464 с.