В связи с реформированием
социально-экономических отношений, стремлением
создать социально ориентированную рыночную
экономику были приняты законодательные
акты, регулирующие новые отношения собственности,
предпринимательскую деятельность, приватизацию,
банковскую сферу, гарантировавшие свободу
средствам массовой информации. Важными
шагами в правовом оформлении новой российской
государственности стали начавшаяся судебная
реформа, значительными вехами которой
были учреждение Конституционного суда,
арбитражных судов и суда присяжных, серьезное
обновление уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, создание нормативных
правовых документов, регламентирующих
организацию и прохождение государственной
службы.
Эти и ряд других
законодательных актов снимали многие
запреты, утверждали новые принципы, возможности
и права. Однако они не обеспечивали четкого
и комплексного регулирования, не всегда
предусматривали механизмы их реализации,
гарантии и ответственность.
Важно и то, что многие
поправки к Конституции РСФСР, другие
законодательные акты принимались в острой
борьбе двух политических сил - реформаторов
и контрреформаторов, которые в течение
1992-1993 гг. все более поляризовались. При
этом все сильнее обострялось, особенно
на федеральном уровне, противостояние
между исполнительной властью и Советами.
Тактика поиска компромиссов с политическими
оппонентами сдерживала создание новой
российской государственности, временами
вела к отступлению от курса реформ, к
продлению болезненных эффектов переходного
периода.
В октябре 1993 г. Президент
России Б.Н. Ельцин прекратил полномочия
Верховного Совета РСФСР и его депутатов,
расправился, по его мнению, с антидемократической,
прокоммунистически настроенной оппозицией,
вставшей на путь мятежа.
В результате была
окончательно разрушена система Советов
и Советской власти в России - вслед за
Верховным Советом были ликвидированы
Советы народных депутатов нижестоящих
уровней в большинстве субъектов Федерации.
Эти события стали важным катализатором
ускорения формирования новой системы
власти и создания новой Конституции.
В соответствии с
решением Президента Российской Федерации
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное
Федеральное Собрание -- в Совет Федерации
и Государственную Думу. Одновременно
с ними проводился референдум по проекту
новой Конституции России, подготовка
которого была начата еще летом 1993 г.
За проект новой
Конституции Российской Федерации проголосовала
большая часть избирателей, пришедших
на выборы.
Выборы в декабре
1993 г. и принятие новой Конституции Российской
Федерации заложили правовые основы новой
российской государственности, явились
их конституционным оформлением и важнейшим
этапом демократического обновления России.
Конституция Российской
Федерации провозгласила продолжение
государственного строительства России
на основе принципов федерализма. Согласно
ей носителем суверенитета и единственным
источником власти в РФ является ее многонациональный
народ. Он осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Конституция максимально
деполитизирована, в ней признаются идеологическое
и политическое многообразие, принцип
разделения властей на исполнительную,
законодательную и судебную, равноправие
частной, государственной, муниципальной
и иных форм собственности, частная собственность
на землю, провозглашены избирательные
и судебные права граждан. Впервые в истории
российской государственности уровень
гарантируемых Основным Законом прав
и свобод человека, механизм их защиты
были приведены в соответствие с международными
стандартами.
Освоение новой Конституции
потребовало большой нормотворческой
работы, приведения в соответствие с ней
огромного количества законов, указов
Президента Российской Федерации, постановлений
Правительства Российской Федерации,
законов и нормативных документов субъектов
Федерации, особенно в сфере экономики,
социальной жизни, регулирования институтов
государственной и муниципальной службы,
гражданского общества.
Для строительства
новой российской государственности,
новой системы государственного и муниципального
управления важное значение имеют утвержденное
Указом Президента РФ от 22 декабря 1992 г.
"Положение о федеральной государственной
службе", принятие и реализация Гражданского
кодекса, федеральные законы "О Конституционном
суде", "Об основах государственной
службы Российской Федерации* (1995 г.), "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(1995 г.), аналогичные законы субъектов РФ,
другие законы и нормативные акты.
Осваивают новые
принципы работы, основанные на прямом
действии Конституции Российской Федерации,
органы законодательной, представительной
и судебной ветвей власти, которые все
более превращаются в самостоятельные
и важные ветви государственной власти.
Особое значение
в этом отношении имеет Федеральный закон
"Об основах государственной службы
Российской Федерации" (принят Государственной
Думой 5 июля 1995 г.). Он устанавливает правовые
основы организации государственной службы
в Российской Федерации и Основы правового
положения государственных служащих РФ.
В законе даются классификация государственных
должностей ("А", "Б", "В"
-- ст.1), государственных должностей государственной
службы (высшие, главные, ведущие, старшие
и младшие -- ст. 6), а также квалификационные
разряды государственных служащих (действительный
государственный советник РФ 1-го, 2-го
и 3-го класса; государственный советник
РФ 1-го, 2-го и 3-го класса; советник РФ 1-го,
2-го и 3-го класса; советник государственной
службы 1-го, 2-го и 3-го класса; референт
государственной службы 1-го, 2-го и 3-го
класса - ст. 7).
В законе определяются
также порядок прохождения государственной
службы (ст. 21), необходимость проведения
конкурсов и испытании при замещении государственной
должности государственной службы (ст.
22 и 23), порядок аттестации государственного
служащего (ст. 24) и ряд других важных моментов.
Важное значение
для организации государственного управления,
деятельности органов государственной
власти и управления имеет закрепление
в законе принципов государственной службы
(ст. 5). Впервые в подобного рода российских
документах в их числе закреплены принципы
верховенства Конституции Российской
Федерации и федеральных законов над иными
нормативными правовыми актами; обязанности
госслужащих признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина;
приоритета этих прав и свобод; единства
системы государственной власти, разграничения
предметов ведения между Российской Федерацией
и субъектами РФ; равного доступа граждан
к государственной службе в соответствии
со способностями и профессиональной
подготовкой. Особо следует подчеркнуть
значение таких принципов государственной
службы, как внепартийность государственной
службы; отделение религиозных объединений
от государства; обязательность для государственных
служащих решений, принятых вышестоящими
государственными органами и руководителями
в пределах их полномочий и в соответствии
с законодательством РФ; единство основных
требований, предъявляемых к госслужбе;
ответственность госслужащих за подготавливаемые
и принимаемые решения, неисполнение либо
ненадлежащее исполнение своих должностных
обязанностей.
Подводя итоги работы,
проделанной в нашей стране за 1992-- 2000 гг.
по созданию новой системы государственности
и становлению современной государственной
службы, можно сделать следующие выводы.
* Освоение Конституции
Российской Федерации 1993 г., несмотря
на выявившиеся некоторые ее
недостатки, дало возможность сформировать
"костяк" новой российской государственности,
государственного и муниципального
управления, института государственной
и муниципальной службы.
Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г. впервые в
отечественной истории закрепила на конституционном
уровне положения, связанные с государственной
службой.
* Утвержденное
Указом Президента РФ Положение
о федеральной государственной
службе (1992 г.), Федеральный закон "Об
основах государственной службы
Российской Федерации" от 31 июля
1995 г. Л? 119-ФЗ нормативно закрепили
ряд важнейших понятий (госслужба,
госдолжность, госслужащий и др.) и положений,
связанных с государственной службой.
Однако этот Федеральный
закон фактически не стал законом прямого
действия, поскольку предусматривает
принятие дополнительно около двух десятков
федеральных законов, которые позволят
пополнить его нормы реальным содержанием.
* Принят ряд
мер по организации в новых
условиях государственной и муниципальной
службы как правового и социального
института, по подбору, расстановке,
подготовке и переподготовке, повышению
квалификации кадров, созданию и
укреплению кадровых структур
практически во всех федеральных,
региональных и местных органах.
Органами государственного
и муниципального управления много сделано
по слому прежней административно-командной
системы г/правления, подбора, подготовки
и расстановки работников органов государственной
власти и управления, по переходу от административно-командной
к рыночной экономике и к современной
демократичной государственной и муниципальной
кадровой политике.
Однако к новому
столетию в России осталось еще множество
нерешенных проблем в области укрепления
государственности, совершенствования
регулирования системы госслужбы (взяточничество,
коррупция государственных и муниципальных
служащих, конфронтация представительной
и исполнительной властей, потеря эффективности
управления и др.).
По преодолению этих
и других недостатков много предстоит
сделать в ходе реализуемых в стране административной,
судебной и военной реформ, реформы государственной
службы и местного самоуправления.
Особенно много задач
перед органами власти и их аппаратом
осталось нерешенными в области экономики,
социальной сферы, межнациональных отношений.
Завершая рассмотрение
исторического опыта создания государственности
и института государственной службы в
России, отметим прежде всего следующее:
- история российской
государственности -- это непрерывный
процесс
- совершенствования
(реформирования) высшего, центрального
и местного аппаратов власти
в целях более эффективного управления
громадными территориями России;
- вопрос об укреплении
российской государственности, повышении
эффективности государственной службы
стал важнейшим среди всех острых вопросов
общественной жизни и на современном этапе
российской истории;
- изучение особенностей
проведения реформ в области государственного
управления и государственной службы
помогает глубже понять современные проблемы,
взглянуть в будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги можно
сказать что становление государственной
службы в России прошло через длительный
непрерывный процесс, в результате которого
мы имеем сформировавшуюся систему. Если
быть более точным, на данный момент имеется
целый правовой институт в рамках административного
права, тесно взаимодействующий с другими
отраслями права. На примере этапов развития
мы видим как те или иные события влияли
на изменение данной системы. Большую
роль в этом можно отдать режиму и форме
правления, при изменении которых данная
система менялась, эволюционировала. Так
же можно выявить тот факт, что и в прежние
времена и настоящие время государственная
служба имела свои недостатки и плюсы,
которые со временем только видоизменялись,
но в своей сущности оставались и остаются
прежними. Все этапы становления данного
института имеют очень важное значение,
так как в каждом из них система расширялась,
область регулирования становилась шире.
Первый этап был, так скажем, основополагающим.
С него всё начиналось, в нем зародились
и реализовались первые признаки урегулированной
государственной службы. Второй этап был
связан с реформаторским периодом
в России, был занят опыт зарубежных государств,
структурирование получило официальное
закрепление, урегулированость. На третий
этап оказало влияние установление социалистической
идеологии в стране. Четвертый этап был
один из самых сложных, потому что в тот
момент государство было очень слабо и
на фоне всех этих изменений, было очень
сложно построить нечто новое, сочетающие
и предыдущий опыт и новый порядок в стране.
Важную роль на данном этапе сыграло принятие
Конституции РФ, в которой и были заложены
основы того института, который мы имеем
сейчас. Подводя итог, можно сказать что
гражданская служба на протяжении всего
времени изменяется вместе с государством,
с изменяющимися правоотношениями и этот
процесс продолжается и будет продолжаться.
Нашей задачей будет на данный момент
является устранение коллизий и недостатков
данной системы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Нормативно
правовые акты.
1.1. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993г. // Российская газета,
N 7 (4831), 2009. 21 янв.
1.2. Трудовой кодекс Российской Федерации
от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ, с изм. и доп. //
Собр. законодательства Рос. Федерации.
– 2002. - № 1, ст.3.
1.3. Федеральный закон Рос. Федерации
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной
гражданской службе Российской Федерации",
с изм. и доп. // Собр. законодательства
Рос. Федерации. – 2004. - N 31, ст.3215.
1.4. Федеральный закон Рос. Федерации
от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной
службы Российской Федерации», с изм. и
доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации.
– 2003. - N 22, ст.2063.
1.5. «О квалификационных требованиях
к стажу государственной гражданской
службы (государственной службы) или стажу
работы по специальности для федеральных
государственных гражданских служащих»:
утв. указом Президента Рос. Федерацииот
27 сентября 2005 г. №1131 // Собр. законодательства
Рос. Федерации. – 2005. - N 40, ст. 4017.
1.6. «О федеральной программе реформирование
и развитие системы государственной службы
Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»: утв.
указом Президента Рос. Федерации от 10
марта 2009 г. N 261 // Собр. законодательства
Рос. Федерации. – 2009. N 11, ст. 1277.
1.7. «Об утверждении перечня должностей
федеральной государственной службы,
при назначении на которые граждане и
при замещении которых федеральные государственные
служащие обязаны представлять сведения
о своих доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также сведения
о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей»:
утв. указом Президента Рос. Федерации
от 18 мая 2009 г. N 557 // Собр. законодательства
Рос. Федерации. – 2009. N 21, ст. 2542.
2.Учебная
литература.
2.1. Бахрах Д.Н. Административное право
России: учебник. М.: Норма-М, 2006.
2.2.Гюнов Н.Р. Государственная
служба современной России: проблемы
реформирования и эффективного
функционирования. М., 2003.
2.3. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров
С.М. Административное право: учебник.
М.: Эксомо, 2005.
2.4. Ерошкин Н.П. История государственных
учреждений дореволюционной России.
- М.: Высшая школа, 2006.
2.5. Исаев И.А. История государства
и права России: учебник. М.: Проспект,
2006.
2.6. Конин Н.М. Административное
право России: учебник. М.: Проспект,
2006.
Линец С.М. История Российского
государства и органов его управления.
Ростов н/Д.-Пятигорек, 1998.
2.7. Овсянко Д.М. Государственная служба
России: учебник. М.: Юристъ, 2006.