История российского конституционализма в период монархизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Говоря о развитии российского конституционализма в период монархизма, следует обратить внимание на историю России XIX – начала XX века. Хотя, несомненно, российские правители предыдущих эпох, особенно Века Просвещения (XVIII в), были знакомы с понятием «конституция» в силу европейских событий того периода, но сложно представить, чтобы даже просвещенная Екатерина II задумывалась изменить самодержавный строй России. Лишь XIX век с его глобальными экономическими, политическими, социальными изменениями вызвал необходимость трансформации политической системы.

Содержание

Введение
1. Проекты реформирования государственного строя во времена правления Александра I
1.1 Планы преобразований М.М. Сперанского
1.2 Проект «Государственная уставная Грамота Российской империи»
1.3. Радикальные проекты декабристов
2. Реформаторская деятельность Александра II и проект реформ М.Т. Лорис-Меликова
2.1 «Конституция Лорис-Меликова»
3. Конституционная монархия в России
3.1 Манифест о Государственной думе
3.2 Манифест 17 октября 1905 г.
3.3 Открытие Государственной думы
Заключение
Задача
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 223.06 Кб (Скачать файл)

Революция распространялась вширь и вглубь, вовлекая в борьбу новые отряды трудящихся, проникала в армию и на флот, а к осени 1905 г. достигла кульминационного момента. С первых дней октября 1905 г. стачка московских рабочих стала перерастать во всеобщую политическую стачку.

 

3.2 Манифест 17 октября 1905 г.

 

9 октября  С.Ю Витте, председатель Комитета министров, подал царю записку с программой выхода страны из революционного кризиса. Главным условием было создание сильного правительства, провозглашение гражданских свобод, переход к законодательному представительству с предоставлением в будущем всеобщего избирательного права. И так как из революционной ситуации другим выходом было установление военной диктатуры, чего царь опасался, Николай II 17 октября 1905 года подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором содержалось обещание народу «незыблемых» основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

В Манифесте  от 17 октября 1905г. указывалось:

 «1) Даровать населению  незыблемые основы гражданской  свободы на началах действительной  неприкосновенности личности, свободы  совести, слова, собраний и  союзов.

2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь уже к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов  России вспомнить долг свой перед  Родиной, помочь прекращению неслыханной  смуты и напрячь все силы к  восстановлению тишины и мира на родной земле».

Манифест  положил начало складыванию парламентаризма в России. Это был новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. По Манифесту Государственной думе были свойственны определенные черты парламента. Об этом свидетельствует возможность открытого обсуждения государственных вопросов, направлять в Совет министров различные запросы, объявлять недоверие правительству и т.п.

По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный  орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться. В ведении Думы должны были быть вопросы, требующие  законодательства: государственная  роспись доходов и расходов; отчет  государственного контроля по использованию  государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях  компаний на акциях и ряд других, менее важных дел. Государственная  дума имела право запроса в  правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или  главными управляющими. Дума не могла  начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.

11 декабря  1905г. был издан высочайший указ  об изменении положения о выборах  в Государственную Думу. Сохранив  куриальную систему, установленную  при выборах в булыгинскую Думу, закон прибавил к ранее существовавшим куриям земледельческой, городской и крестьянской, рабочую и несколько расширил состав избирателей.

Но и  новый закон содержал в себе существенные ограничения некоторой категории  выборщиков. Например, по рабочей курии  к выборам допускались лишь мужчины, достигшие 25 лет, работающие на предприятиях (где работает не менее 50 работников); при этом рабочий стаж на данном предприятии должен был составлять не менее 6 месяцев. В законе был сохранен запрет на участие в выборах женщин, военнослужащих, молодежи до 25 лет, т.е. выборы не были всеобщими. Не были они и равными. Так, один выборщик приходился в земледельческой курии на 2 тыс. населения, в городской – на 4 тыс., в крестьянской – на 30 тыс., в рабочей – на 90 тыс.человек. Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе. Выборы были не прямыми, а двухступенчатыми для землевладельческой и городской, трех – для рабочей и четырехступенчатыми для крестьянской курии. Члены Государственной Думы избирались на 5 лет.

19 октября  1905 г. был опубликован указ  о мерах, направленных на укрепление  единства в деятельности министерств  и главных управлений. В соответствии  с указом был реорганизован  Совет министров, на который  теперь возлагались руководство  и объединение действий главных  начальников ведомств по вопросам  управления и законодательства.

Царское правительство, не полагаясь только на избирательную систему, накануне открытия первой Государственной думы опубликовало новое положение о  Государственном Совете. По положению  от 20 февраля 1906 г. Государственный  Совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной  думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября 1905 г.

Система высших органов власти и управления в Российской империи (февраль 1906 –  февраль 1917г.) выглядела следующим  образом (рис.3):

 


 

 

 

 

 

 

Рис.3. Система  высших органов власти и управления в Российской империи (февраль 1906 –  февраль 1917г.)

 

Государственной канцелярией и Советом министров  был подготовлен текст Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г. В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища и собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, создания союзов и объединений, вероисповедания и т.п.). В гл. 1 дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие. Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах. Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Дума нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора. В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания законов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные правила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы. Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым, оказывая на него давление. Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможность Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

В целом  Основные законы закрепляли принцип  разделения властей, стремясь обеспечить компромисс между монархией и  новыми общественными силами и закрыть  путь антиконституционным (революционным и консервативным) тенденциям. Радикалы настаивали на ликвидации верхней палаты, создании ответственного перед парламентом правительства, отрицали право царя жаловать конституцию. Консерваторы требовали от властей жесткого сокращения конституционных прав, видели в любом реформационном движении опасность революции.

 

3.3 Открытие Государственной думы

 

27 апреля 1906г. в присутствии Николая  II состоялось торжественное открытие Государственной думы. В выборах приняли участие преимущественно либеральные партии (а вообще, к 1906 г. в России существовало около 50 партий), большинство голосов получили Конституционно-демократическая партия и Трудовая группа. Первым председателем Государственной думы стал С.А.Муромцев.

I Госдума действовала с апреля по июль 1906 г. Наиболее острым вопросом, который вызвал конфликт с правительством стал аграрный. Земельная комиссия Думы одобрила принцип принудительного отчуждения частных земель, т.е. нарушалось право собственности помещиков на землю. I Государственная дума была распущена в соответствии с царским указом от 9 июля 1906 г. II Государственная дума под председательством Ф.А. Головина просуществовала также недолго с февраля по июль 1907г., спорным вопросом вновь был аграрный. Предлогом для роспуска Думы было обвинение социал-демократической фракции в подготовке вооруженного мятежа. Выходом из конфликтной ситуации правительства и Государственной думы был найден в изменении избирательного закона (3 июля 1907г.), по которому число выборщиков от крестьян и рабочих значительно уменьшилось, многие национальные окраины вообще лишены представительства. «Удобная» III Госдума из представителей помещиков и крупной буржуазии просуществовала весь положенный пятилетний срок – с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. Последняя, IV Государственная дума, состоящая в большинстве из представителей буржуазных партий (октябристов и кадетов) действовала с ноября 1912 г. по февраль 1917 г. и была распущена из-за оппозиционности к правительству по поводу внутренних и внешнеполитических проблем.

Начиная с 1911 г. становится очевидно, что правительственный курс на крупномасштабные реформы был окончательно свергнут. Отказавшись от поддержки и сотрудничества с политическими деятелями реформаторского толка, Николай II все больше окружал себя людьми бездарными, непрофессиональными, но разделяющими его собственные взгляды на исторический путь России. Непоследовательная внутренняя политика лишилась исторической логики, поэтому встретила неприятие и раздражение как слева, так и справа. Результатом было стремительное падение престижа власти. Проблем добавило участие России в I мировой войне (1914-1918 гг.) и обострение в связи с этим социально-экономической, политической ситуации в стране. Результатом явилась Февральская революция, начавшаяся 23 февраля 1917г. 25 февраля 1917 г. император издал указ о роспуске Государственной думы, а 2 марта Николай II отрекся от престола. Монархический строй в России был упразднен.

 

 

Заключение

 

Можно отметить следующие особенности конституционной монархии России:

  1. Практически неограниченная принятыми законами (Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.) власть монарха.
  2. Существование двухпалатного парламента (Государственная Дума и Госсовет), полностью подконтрольного императору.
  3. Наличие неравного избирательного права.
  4. Состав правительства формировался царем.

Процесс конституционализма в Российской империи  в исторической науке оценивается  неоднозначно.

Согласно  одной точки зрения, в России шел  процесс становления конституционной  монархии, создавался дуалистический (т.е. двойственный, сочетающий самодержавие и парламент) тип конституционного государства.

Взятые  вместе приведенные императорские  акты многими (особенно в период до февральской революции 1917 года) рассматриваются  как российская конституция, до некоторых  пределов ограничивающая власть русского императора. Так, по мнению Н.И. Лазаревского, актами 1905-1906 годов в России учреждался конституционный строй, который  ограничивал основы самодержавия парламентом.

Однако  такой взгляд разделяется не всеми. Так, по мнению Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Ю.Ф. Ярова с изданием от дельных законов Россия в начале XX века не стала конституционной монархией, ибо, несмотря на их принятие, государственное устройство, верховная власть осталась неизменными.

Любопытна оценка ситуации, сложившейся в России в результате революции 1905-1907 годов, данная известным немецким социологом Максом Вебером. Он считал, что в  этой революции демократия не победила, а под натиском общественного  мнения сложился «мнимый конституционализм» (Scheinkonstitutionalismus), который представляет тактическую уступку самодержавия, но не долгосрочную программу конституционно-правовых преобразований. Он был убежден, что в России невозможна быстрая реализация программы западного конституционализма.

Формы западноевропейского  монархического конституционализма были использованы для легитимации (т.е. придания законного права на существование) самодержавия, которое желало только одного – продлить свое существование.

В законодательном  механизме самодержавия, изменившемся в 1905-1917 гг. Государственная дума и  Государственный совет занимали значительное место, но законодательными органами в полном смысле их назвать  нельзя. Они были представительными  органами господствующих классов (помещиков  и буржуазии), деятельность их была скорее законосовещательной и поддерживала лжеконституционные и лжепарламентские иллюзии. В России, таким образом, утвердился лжепарламентаризм, самодержавие практически не изменилось.

И действительно, если проанализировать планы и деятельность императоров – реформаторов XIX – начала ХХ века ясно видна единственная цель: сохранение самодержавия в форме, максимально приближенной к абсолютной. А уступки в духе конституционализма делались преимущественно под давлением внешних и внутриполитических обстоятельств. Настоящий парламентаризм и правовое государство в России в период монархизма было практически невозможно в силу противодействия правящей верхушки, ее окружения, а с другой стороны – в силу политической инертности и пассивности большинства населения того периода.

 

 

Задача

 

Депутат Государственной Думы Жириков публично оскорбил и нанес легкие телесные повреждения другому депутату Государственной Думы, за что повлекся уголовной ответственности. Жириков был не согласен с данным решением, мотивируя депутатской неприкосновенностью (обосновать).

Ст. 98 Конституции  РФ и ст.19. ФЗ от 08.05.1994г. №3-ФЗ (с изм. 2009г). «О статусе члена Совета Федерации и статусе Депутата государственной думы Федерального собрания Российской федерации» говорят о том, что «Члены совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей».

А в п.6 ст.19 ФЗ от 08.05.1994г. №3-ФЗ (с изм. 2009г) говорится, что «Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий».

Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности».

Ст.98 п.2. Конституции РФ гласит, что «вопрос  о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора  Российской Федерации соответствующей  палатой Федерального Собрания».

Информация о работе История российского конституционализма в период монархизма