Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:07, контрольная работа
Раскрыть суть государственного правового учения Фомы Аквинского. Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики - католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков.
1) Суть учения Фомы Аквинского
2) Суть учения Эмануила Канта
3) Средневековая юридическая мысль
Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек — существо не только природное, но и свободное. По мнению П. И. Новгородцева — ''Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX века''.[1]
Учение о праве Кант в основном изложил в работах: ''Основы метафизики нравственности'' (1785); ''Критика практического разума'' (1788); ''К вечному миру'' (1795) и ''Метафизика нравов в двух частях'' (1797), где он с позиций ''практического разума'' даёт рационалистическое обоснование учения о праве и государстве. [2]
Философские основы политико-правового
учения Канта содержатся в работе
''Критика практического
В душе каждого человека живёт нравственный закон — закон должного, который называется у Канта категорическим императивом. ''Поступай так, чтобы Максима твоего морального поступка могла бы служить нормой всеобщего законодательства''.1 Это постулат морального сознания, он никак и ниоткуда не выводится.
Один из вариантов категорического императива гласит: ''Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству''.2 Цитата взята из ''Основ метафизики нравственности'', в ''Критике практического разума'' сказано не менее решительно…''Человек… есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован как средство''. Это постулат лежит в основе концепции всемирной истории Канта. Всемирная история представляется Канту историей прогресса человеческого рода. Кант исходит из идеи прогресса, как и французские просветители. Он доказывает идею прогресса через идею всемирной истории. Субъектом прогрессивного развития выступает человечество в целом. Прогресс осуществляется как поступательное развитие человеческого рода вплоть до достижения цели всемирной истории — неисовершеннейшего государственного устройства. Кант оптимист, он убеждён, что в конечном итоге человечество придёт к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях, по Канту, возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе. [3]
В своей концепции всемирной истории Кант исходит из идеи свободы как сущности и как явления. Все человеческие поступки подчинены неким общим законам природы и имеют определённые закономерности. И данные закономерности выявляются во всемирной истории, в процессе поступательного движения, развития всего человеческого рода. Все природные задатки человека раскрываются в ходе всемирной истории, и каждое новое достижение, все открытия, задатки просвещения передаются от поколения к поколению. История предстаёт как история просвещённого разума в ходе исторического совершенствования разума и развития природных задатков человека. По Канту, есть не только разумное, но и деятельное существо. Деятельностное начало человеку дано от природы, так как от природы у него есть свобода воли. По своей природе человек склонен, с одной стороны, к общению с себе подобными, с другой — к изоляции от общества. Отсюда, в человеке коренятся и доброе начало, и радикально злое. В силу зависти, эгоизма и других свойств человек преодолевает лень и пытается занять своё собственное положение в обществе, а ближние ему отвратительны, но он в них нуждается. Развитие честолюбия, корыстолюбия, зависти является первым шагом от грубости к культуре. Радикально злое в человеке приводит, в конечном счёте, к прогрессу в культуре. Следовательно, всемирная история идёт к прогрессу культуры. К этому прогрессу ведут антиномии, присущие человеческой личности. [3]
Необходимость аппарата насилия
— государства и его
В основе учения Канта о праве и государстве лежит, уже упоминавшийся постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Кант утверждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью. [4]
Главную цель учения о государстве и праве Кант видит в том, чтобы поднять, возвысить право из мерзости окружающего его бесправия. Он считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности. Здесь, как мы видим, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовой государственности в целях охраны индивидуальных прав личности. [2]
''Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Притом эти права служат как бы критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя''.1 Обосновывает свои положения Кант двумя категорическими (безусловными) императивами (веления или запреты). [1]
Кант выводит следующий всеобщий правовой принцип: ''Всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом''.[1]
Кант разграничивает моральное и легальное поведение, право с объективной стороны и право с субъективной стороны. Моральным можно назвать такое поведение, которое продиктовано внутренним сознанием долга. Правовое же основано на выполнении предписаний закона, независимо от того какими были внутренние мотивы субъекта. Моральное поведение — сфера мотивов, в основе которой лежит особая моральная справедливость. Право — внешнее поведение; в основе его — внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать личности, и не должна регулировать свободу мысли. Государство не может задавать этические каноны. В сферу мотивов поведения, душевных побуждений, по Канту, государство не должно вмешиваться, нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным. [1]
Право с объективной
стороны заключается в
С другой стороны, Кант связывает
нравственность и право, так как
в основе права заложен нравственный
принцип категорического
Иммануил Кант создал свою оригинальную концепцию естественного права. Под естественным правом Кант подразумевает естественные, прирождённые права личности. Кант, не останавливаясь на достигнутом в правовой мысли, далее развивал естественно-правовую интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Естественные права человека до Канта просто декларировались, исходя из факта самого человеческого существования. Он создал своё учение о человеке и его прирождённых правах. По Канту, как физическое существо человек подчинён законам природы, но как волевое существо он подчинён законам морального мира. [4]
Эти законы, по мнению Канта, могут быть сформулированы как императивы, то есть безусловные правила: 1)''поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы'';2 2)''поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему закону свободы''.3 В этих императивах заключена кантовская идея естественного права, под власть которого должны поставить себя каждое государство и издаваемые им законы. [1]
Самым ценным и существенным во всей кантовской теории является принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек — субъект нравственного сознания, в корне отличающийся от всей остальной природы, следовательно, в своём поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и абсолютен и потому безусловен. [2]
Кант разделяет правовые категории на три типа:
первый — естественное право, т. е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом;
второй — положительное право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать естественному праву, т. е. требования категорического императива, и плюс сила принуждения;
третий — справедливость, т. е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением. [4]
По Канту ''Свобода (независимость
от принуждающего произвола
Право Кант разделяет на частное и публичное. Рассматривая их соотношение, он выступает сторонником отграничения гражданского общества от государства. Частное право, по Канту — это отношения индивидов как частных собственников. В сфере должного данные отношения должны строится на основе свободы, равенства, независимости, так как это вытекает из принципов естественного права. Основной признак права — формальное равенство: в гражданском обществе люди являются формально равными. Формальное равенство может быть только в свободе. Не должно быть привилегий в сфере права. ''Будь человеком, действующим по праву… Не поступай с кем-либо не по праву''.2 Кант выступает вслед за основоположниками либерализма Локком, Монтескье и Руссо против средневекового неравенства, против права-привилегии. [3]
Право должно быть обязательным, так как цель человека — совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой других). Но для соблюдения права необходимо принуждение, осуществлять принуждение, по Канту, должно государство. Последовательно от нравственности Кант переходит к праву и от права к государству, которое должно базироваться на требованиях категорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кант выводит идею правового государства. [3]
Под правовым Кант подразумевает такое государство, в котором соблюдены все естественные права и где не пренебрегают свободой, равенством и независимостью воли отдельных индивидов, а значит, соблюдены требования категорического императива. [3]
Кант представляет государство как соединение множества людей под властью правового закона. Наилучшим государством он считает республику как правовой союз (а не как форму правления). Он ведёт речь о правовом государстве как о республике в духе ещё цицероновской традиции. Главная задача государства, в котором суверенитет принадлежит народу, заключается в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан. [3]
Идею народного суверенитета Кант выводит из теории общественного договора, в соответствии с которой государство было создано на основе договора между людьми. Главное условие общественного договора состоит в том, чтобы властные органы государства никогда не заставляли бы человека быть ведомым. Государство никогда не должно опекать граждан, так как все люди обладают автономной волей, не должно способствовать развитию у граждан иждивенческих настроений. Кант категорически против патриархального и патерналистского государства. Там, где есть подобные настроения, нет права. Кант утверждает, что это — самая ужасная деспотия. [2]
Продолжая традицию основоположников теории общественного договора и естественного права, Кант создаёт новые постулаты этой теории. Так, он различает гражданское общество и государство. Исследуя причины возникновения гражданского общества, философ приходит к следующему выводу: в естественном состоянии каждый индивид не может обеспечить в полной мере свои права, так как по природе все люди разные. И первое, что ''человек обязан решить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий, — это следующее основоположение: надо выйти из естественного состояния, в котором каждый поступает по собственному разумению, и объединиться со всеми остальными (а он не может избежать взаимодействия с ними), с тем чтобы подчиниться внешнему, опирающемуся на публичное право, принуждению, то есть вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью (не его собственной, а внешней) предоставлено то, что должно быть признано своим, то есть он, прежде всего, должен вступить в гражданское состояние''. [1]