Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:46, курсовая работа
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной научной базы.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Введение……………………………………………………………………………3
Источники права: понятия и пути их формирования………………………..5
Классификация источников права…………………………….........................7
Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение…………………………………………………………………………9
Судебный прецедент как источник права…………………………………….11
Нормативный правовой акт: понятие и классификация…………………….13
Международный договор в системе источников права……………………...17
Иные источники права и их характеристика………………………………….19
Пределы действия источников права………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………
Нельзя не сказать и о
том, что в отечественной истории
некоторые юридические
3. Общие принципы права как общие начала и идеи, положенные в начало правового регулирования и используемые в качестве источников при определенных жизненных ситуациях. Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.
4. Религиозные нормы, становятся источником права там, где религии не отделена от государства, и особенно там, где канонический свод провозглашается и становится официальным законодательством.. Нормы религии до сих пор регулируют (часто даже на подсознательном уровне) общественную жизнь. А в традиционных системах права они стоят на первом месте среди источников права.
Хорошо прослеживается влияние религиозных норм на правовую систему Индии. Индусская религия представляет собой систему правил детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывает определенный образ поведения, исключая возможность разумной оценки обычаев и традиций. Религиозно-нравственные установки срастаются с нормами права. Создание дхармашастр послужило переплетению норм морали, обычного права и религии.
Единство религиозных и правовых предписаний характерно для нормативных систем мусульманских государств. Это объясняется прежде всего общим происхождением правовых и религиозных предписаний ислама. Так главным источником мусульманского права и не юридических норм признаются Коран и Сунна в основе которых якобы лежит божественное откровение. Они закрепляют прежде всего догматы веры, правила религиозного культа и морали, которые определяют содержание мусульманского права в юридическом смысле. Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство их возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение.
Взаимосвязь права и религии достаточно распространена в современном мире. Система традиционного права проникнуты религиозными началами и принципами. Правовые системы стран Западной Европы все более обособляются от религиозных догм. Однако здесь право и религия не противостоят друг другу абсолютно. Некоторые нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанные тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.
5. Деловое обыкновение - это правило,
которое складывается в
8. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных актов. Она включает в себя четыре вопроса:
1) Предметное действие (на какие общественные отношения данный акт распространяется);
2) Действие источника права во времени (с какого времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу);
3) Действие источника права в пространстве (на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние);
4) Действие по кругу лиц (каковы его адресаты).
1. Предметное действие. Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами, и наоборот. Другими словами, только в качестве исключения (в ситуации так называемого субсидиарного применения права) нормы одной отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.
В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов, т.е. закон может связать с ними наступление юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.
Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом».
2. Действие источника права во времени:
- может быть «немедленным
- может иметь в определенных законом случаях «ретроспективное действие», т. е. обратную силу — распространяться на то, что происходило до введения источника права в юридическую силу. Общее правило установлено в ст. 54 Конституции РФ, где констатируется, что «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». И никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данное положение призвано придавать стабильность и определенность существующим правоотношениям, поскольку субъекты права должны поступать в соответствии с действующим законодательством. В то же время ретроспективность действия закона предусматривается в ряде случаев на основе принципов гуманизма и целесообразности. В той же статье Конституции (а эта норма является общепринятой среди цивилизованных государств) указывается на возможность обратной силы закона: «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»;
- может также «переживать закон»
Различают вступление в действие источника прав и окончание его действия.
Вступление в действие закона (или иного нормативного акта) возможно по разным основаниям:
- с момента его подписания;
- со времени официального опубликования;
- со времени, непосредственно указанного в самом законе;
- по истечении обусловленного срока после опубликования;
- поэтапно (частями).
Прекращение действия источника права означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при:
- истечении срока, на который он был принят;
- фактической замене другим актом, регулирующим те же правовые вопросы;
- введении в юридическую силу международного договора, нормам которого противоречит данный источник;
- признании акта утратившим юридическую силу;
- признании акта (или его части) неконституционным;
- признании акта недействующим на территории данного государства (если речь идет о законах, продолжающих действовать в ряде государств: в случае со странами СНГ, где еще имеют хождение законодательные акты времен СССР);
- приостановлении действия акта или его части.
3. Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся земная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств). В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления - на управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных (противоречивых) норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами. В таком случае действует тот нормативный акт, который имеет высшую юридическую силу, или при ее равнозначности—тот, который принят позднее.
4. Действие по кругу лиц
Во-первых, главы государств
и правительств, сотрудники дипломатических
и консульских
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной курсовой работе были рассмотрены источники права: понятие, их классификация Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
К ведущим источникам права относят нормативный правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор. Помимо ведущих источников права наиболее распространенными являются общие принципы права правовая доктрина, общепризнанные принципы и нормы международного права, религиозные нормы, деловое обыкновение.
Правовой обычай – санкционированное государством правило, ставшее общеобязательным в силу своего значения и привычного исполнения. Правовой обычай является первым в истории источником права, известным всем государствам древнего мира.
Информация о работе Источники права: понятия и пути их формирования