Классификация функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Субъектом государственного управления выступает государство в лице государственного аппарата - ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие. Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность и т. п. Управленческая деятельность государства носит универсальный характер, ухватывая практически все сферы общественных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика функций государства……………………………………………………………………….4
1.1 Сущность функций государства……………………………………………………………………………………………4
1.2 Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства…4
2. Классификация функций государства……………………………………………………………………..……………11
2.1 Основные черты функций……………………………………………………………………………………………………11
2.2 Внутренние функции государства…………………………………………………………………………………..….12
2.3 Внешние функции государства……………………………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Функции государства.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика  функций государства……………………………………………………………………….4

1.1 Сущность функций государства……………………………………………………………………………………………4

1.2 Проблематика и основные  тенденции эволюционного развития  функций государства…4

2. Классификация функций  государства……………………………………………………………………..……………11

2.1 Основные черты функций……………………………………………………………………………………………………11

2.2 Внутренние функции  государства…………………………………………………………………………………..….12

2.3 Внешние функции государства……………………………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов  и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных  сферах жизни общества.

Государство выступает по отношению к обществу субъектом  управления.

Государственное управление осуществляется для решения двух взаимосвязанных целей. Первая цель - это обеспечить стабильность, самосохранение общества, прочное закрепление достигнутого уровня общественных отношении.

Вторая цель – это обеспечение  развития общества, реформы, совершенствование  общественных отношений, дальнейшее развитие общества по пути прогресса. Между собой  различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный  характер. Задачи государственного управления - это приоритеты государственной  политики на конкретно-историческом этапе. В Российской Федерации задачи и  функции государства находятся  в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства.

Субъектом государственного управления выступает государство  в лице государственного аппарата - ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных  лиц. Объектами государственного управления выступают сферы общественной и  частной жизни, на которые направлено управленческое воздействие. Это экономика, политика, семья, культура, правопорядок, оборона и безопасность государства, окружающая природная среда, социальная сфера, права и свободы граждан, международная деятельность и т. п. Управленческая деятельность государства  носит универсальный характер, ухватывая  практически все сферы общественных отношений.

Одной из центральных проблем, рассматриваемых сегодня науками  теории государства и права, а  также, политологии, является проблема соотношения государства и гражданского общества.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его  внутреннее строение, определяется в  первую очередь его назначением  и направлением деятельности, которую  оно осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость  выполнения общественно полезной, социально  обусловленной деятельности.

Государство есть сложная  социальная организация, основным назначением  которой является осуществление  публичной власти в интересах  всего общества.

Деятельность государства  многогранна, она охватывает самые  различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями  государства. Функции делятся на внутренние внешние.

Цель работы – рассмотреть  основные функции государства.

 

Задачи работы – представить  общую характеристику функций государства; классифицировать функции государства.

1. Общая характеристика  функций государства 

1.1 Сущность функций государства

Поскольку основные понятия  о государстве привязываются  к основам права, нужно обратить внимание на узко-юридическое понимание  функций государства и назвать  три такие функции: правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Это функции государства по отношению  к праву. Сами слова говорят за себя.

Но о функциях государства  чаще принято говорить как об основных направлениях его деятельности, обусловленных  задачами государства и целями правового  регулирования.

Необходимо отличать функции  государства от функций отдельных  его органов. В осуществлении  функций государства так или  иначе, в большей или меньшей  степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного  органа не может подменять никакой  другой. В то же время все составные  части органа (управления, отделы, секторы  и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие  функциональные задачи органа.

Исходя из задач государства, можно выделить следующие функции  государства на современном этапе:

Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение  делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

Функции призваны ответить на вопрос: что должно делать государство  на данном этапе его развития, на чём должны быть сосредоточены усилия его органов и учреждений.

Далее, в функциях государства  выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного  развития, его многосторонние связи  с обществом.

Функции государства - категория  объективная как по содержанию, формам и методам осуществления, так  и по своим границам. Это значит, что число функций государства  также носит объективный характер. Поэтому задача теории функций государства - дать, по мере возможностей, именно исчерпывающий  перечень его основных внутренних и  внешних функций.

1.2 Проблематика и основные  тенденции эволюционного развития  функций государства

Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы государственного управления указывают на его целевые  установки, характер и содержание.

 

Резкое сокращение сектора  государственной собственности  и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили свое отражение в функциях, методах  и формах государственного управления.

Вырисовываются два аспекта  проблемы:

а) функции государственного управления;

6) функции его субъектов.

Происшедшие преобразования в обществе и государственном  управлении не обогатили представлений  о сущности и видах его функций  в главном, принципиальном. Появились  лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных  и негосударственных секторов и  различной степени влияния на них государства.

В большей степени претерпевают изменения функции органов государственного управления. Сужены некоторые традиционные для советского периода функции (планирования, материально-технического снабжения и другие). И появились  новые, обусловленные переходом  к рыночной экономике (осуществление  антимонопольных мероприятий, функции, связанные с появлением безработицы, разгосударствлением предприятий  и учреждений в различных сферах и др.).

Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как  бы в изолированном виде двумя  сферами; с одной стороны, централизованной, точнее центральной, с другой, локальной. То есть оно перестало быть ведущей  формой и стержнем директивного и  адресного централизованного управления.

Однако дискредитация  планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны; отказ от планирования вообще - грубейшая  ошибка и планирование пробивает  себе путь как объективная необходимость  нормальной организации государственной  работы.

Нередко, чаще всего применительно  к экономике, предлагается заменить систему прямого государственного управления системой государственного регулирования, трансформировав в  нее необходимые элементы прямого  управления. И хотя государственное  регулирование стало уже обиходным  термином, употребляемым иногда как  антипод государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно определенным.

Между тем государственное  регулирование может пониматься в широком и узком смысле.

В широком смысле оно выражается в установлении государством общих  правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке  в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение  участников урегулированных отношений  влияют субъекты судебной власти. Традиционными  правовыми формами государственного регулирования являются законы и  подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон - основной регулятор общественных отношений.

 

В узком смысле государственное  регулирование - одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция  является приоритетной не только в  управлении экономикой, но и социально-культурной сферой.

Содержание и механизм осуществления этой функции включает:

а) нормативное регулирование  путем установления общих правил);

б) его оперативную корректировку  в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

в) контроль за исполнением  правовых норм, регулирующих те или  иные отношения;

г) государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

д) координацию и общее  направление их деятельности;

е) содействие ее успешному  осуществлению;

ж) определение приоритетов  в структурной политике;

з) государственные контракты (договоры);

и) регистрацию;

к) лицензирование и др.

Традиционными инструментами  государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные  заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования  являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий  и т.д.

Многоплановое государственное  регулирование во всех сферах общества - юридическая реальность. Отрицание  его есть политика, уводящая от государственно-правовой проблематики, требующей своего разрешения в целях обеспечения нормального  социально-экономического развития страны. Она неизбежно ведет к хаосу  в управлении.

Государственное регулирование  направлено на создание благоприятных  экономических, правовых и организационных  условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство  государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность кроме случаев, когда  его возможность прямо предусмотрена  правовыми актами. Отношения предприятий  и учреждений с органами государственного управления, в том числе с вышестоящими отраслевыми, не являются теперь приоритетным направлением государственного регулирования. Такое регулирование заключается  преимущественно в установлении и корректировке общего правового  режима их деятельности, охватывает прежде всего экономические и социально-культурные процессы в целом. Например, государственное  регулирование земельных отношений, реализации промышленной политики и  т.п.

 

Не случайно поиск терминов, выражающих изменившийся характер отношений  предприятий с вышестоящими органами, привел к замене термина "управление", отчасти и термина "руководство" формулировкой "органы, на которые  возложены координация и регулирование  в соответствующей отрасли (сфере) управления"

Конкретизация полномочий вышестоящих  органов касается отдельных организационных  и специальных вопросов, обусловленных  отраслевыми особенностями и  формами собственности (наем руководителей, обеспечение общественной безопасности и т.д.).

Функция государственного регулирования  реализуется различными методами и  в различных формах. Многие из них  являются традиционными, органично  присущими государственному управлению. В современном механизме государственного регулирования своеобразными и  получающими более широкое использование, становятся метод государственного заказа, а формами - программы, государственный  контракт (договор), государственная  лицензирование.

Государственный контроль - функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов  управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и  негосударственного типа.

Информация о работе Классификация функций государства