Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование компетенции Президента Российской Федерации.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
изучение компетенции Президента Российской Федерации в отношении государственной власти;
анализ компетенции Президента Российской Федерации в сфере внешней и внутренней политике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3

Глава1.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
законодательной власти…………………………………………………………..5
1.1.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
исполнительной власти…………………………………………………………...8
1.2.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
судебной власти…………………………………………………………………...12
Глава2.Компетенция Президента Российской Федерации в области
обороны и власти………………………………………………………………….14
2.1.Компетенция Президента Российской Федерации
во внешнеполитической сфере…………………………………………………...17
2.2.Кмпетенция Президента Российской Федерации
В отношении правового статуса личности……………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)


2

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………………………….3

 

Глава1.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении

законодательной власти…………………………………………………………..5

1.1.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении

исполнительной власти…………………………………………………………...8

1.2.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении

судебной власти…………………………………………………………………...12

Глава2.Компетенция Президента Российской Федерации в области

обороны и власти………………………………………………………………….14

2.1.Компетенция Президента Российской Федерации

во внешнеполитической сфере…………………………………………………...17

2.2.Кмпетенция Президента Российской Федерации

В отношении правового статуса личности……………………………………20

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы……………………………………….25

 

 

 

 

 


Введение

 

 

Актуальность работы обусловлена тем, что именно компетенция Президента Российской Федерации, их широта и объем, взаимоотношения и границы с компетенцией других представителей власти, уже не раз за последнее десятилетие становились причиной конфликтов и даже кровопролития.

Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Отдельные аспекты исследуемой темы нашли свое отражение в работах таких ученых – правоведов, как М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе, Г. В. Дегтев, Н. А. Сахаров и др.

Объектом исследования является конституционные правоотношения.

Предмет исследования – группа конституционных правоотношений в сфере осуществления полномочий Президента Российской Федерации.

Целью курсовой работы является исследование компетенции Президента Российской Федерации.

Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:

изучение компетенции Президента Российской Федерации в отношении государственной власти;

анализ компетенции Президента Российской Федерации в сфере внешней и внутренней политике.

Методологическую основу курсовой работы составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектического, формально - логического, сравнительно – правового, системного. Теоретическая основа заключается в анализе и обобщении научной литературы, систематизации имеющегося материала.

При выполнении курсовой работы использовались нормативные правовые акты, учебная литература (учебники и учебные пособия), также научная литература, список которой располагается в конце работы после заключения. Многие из использованных литературных источников опубликованы в последние годы и отражают современное состояние проблемы.

Структура курсовой работы обусловлена целью исследования и вытекающими из неё задачами. Она включает в себя введение, две главы, первая глава состоит из четырех параграфов, вторая из трех, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
законодательной власти

 

 

В значительной степени законодательная деятельность Президента РФ регламентирована в Конституции РФ, в федеральных и федеральных конституционных законах[1]. Компетенция Президента, вытекающая из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурирует с компетенцией представительного органа.

Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции.

Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Для определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе (с изменениями и дополнениями). В названном Положении определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией должности, и проч.

Президент назначает также своего полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации, Положение, об обеспечении деятельности которого утверждено Указом от 31 декабря 1996 г.

Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы.

К сфере законодательной деятельности главы государства относятся: издание указов и распоряжений; решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; награждение наградами; присвоение почетных званий РФ, высших званий[2]. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. В соответствии с Конституцией РФ Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска[3].

Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате. Эти полномочные представители представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители; при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается Министр иностранных дел или один из его заместителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
исполнительной власти

 

 

Отношения в сфере осуществления исполнительной власти основываются на безусловном приоритете президентской власти[4]. Сложный характер отношений между Президентом РФ и Правительством РФ заложен в нормах самой Конституции России. Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти.

Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.

Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство, и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

Из комплексного рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства РФ будет именно то лицо, которое Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе право отклонить лишь две представленные кандидатуры, поскольку в случае отклонения третьей Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 28-П от 11 декабря 1998 г. обозначил право Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру. Таким образом, можно утверждать, что Президент РФ самостоятельно (с соблюдением установленной процедуры) назначает Председателя Правительства России.

С принятием ФКЗ от 31 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» эта статья претерпела следующие смысловые изменения:

1) Президент РФ был наделен правом руководства (не направления деятельности) названными органами, причем без ссылки на особенности осуществления полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета безопасности РФ;

2) Президент РФ получил право назначать руководителей этих органов;

3) Президент РФ получил право утверждать по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах;

4) статья предоставила Президенту РФ право расширять полномочия в рамках осуществления функций Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета безопасности РФ;

5) Правительство РФ вместо права осуществления руководства названными органами (как это было в первой редакции) получило право лишь координировать их деятельность.

В редакции рассматриваемой статьи, утвержденной Федеральным конституционным законом от 19 июня 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти порядок руководства Президентом РФ перечисленными органами был изложен как «непосредственно и через соответствующих федеральных министров». Кроме того, у Президента РФ появилось право в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия соответствующих федеральных законов перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он руководит.

Пока еще неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в состав Правительства могут входить представители партийных фракций Думы, находящихся в оппозиции. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержи своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях Выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности. Компетенция Президента РФ тесно связана с компетенцией Правительства РФ (см. Приложение).

Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и власти