Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование компетенции Президента Российской Федерации.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
изучение компетенции Президента Российской Федерации в отношении государственной власти;
анализ компетенции Президента Российской Федерации в сфере внешней и внутренней политике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3

Глава1.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
законодательной власти…………………………………………………………..5
1.1.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
исполнительной власти…………………………………………………………...8
1.2.Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
судебной власти…………………………………………………………………...12
Глава2.Компетенция Президента Российской Федерации в области
обороны и власти………………………………………………………………….14
2.1.Компетенция Президента Российской Федерации
во внешнеполитической сфере…………………………………………………...17
2.2.Кмпетенция Президента Российской Федерации
В отношении правового статуса личности……………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента. Взаимодействие Президента и Правительства регламентируется указами от 10 июня 1994 г., в котором названы постановления и распоряжения Правительства, требующие предварительного согласования с Администрацией Президента РФ. Распоряжением Президента РФ от 5 мая 1998 г. было запрещено такое согласование по всем другим вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Компетенция Президента Российской Федерации в отношении
судебной власти

 

 

В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов[5]. Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Назначает же перечисленных лиц Совет Федерации. К компетенции Президента относится назначение федеральных судей.

Президент также участвует и в формировании некоторых других государственных органов. Так, он назначает 5 членов Центральной избирательной комиссии (одну третью часть), может представлять кандидатуры для назначения Уполномоченного по правам человека[6].

С этой компетенцией тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования дела.

Также в полномочия Президента РФ входит осуществление помилования осужденных. Помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В статье 50 часть 3 Конституции записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право <…> просить о помиловании или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что помилование находится в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы помилования может решать только высшая федеральная власть, то есть – Президент.

Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы в отношении помилования. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных.

Помилование, как правило, не применяется к осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

2

 



2

 

 

Глава2. Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и безопасности

 

 

В военной области компетенция Президента достаточно широка.

Согласно п. «ж» статьи 83 Конституции РФ Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется Федеральным законом.

Так, Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» гласит, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ.

Президент Российской Федерации: возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Совет министров РФ (Правительство РФ): в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации; организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента РФ» закрепляет основные задачи Совета Безопасности: обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации; подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения; подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности.

Очень четко прописаны полномочия Президента Федеральном законе «Об обороне»[7]. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 26 февраля 1997 г.) на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Компетенция Президента Российской Федерации во
внешнеполитической сфере

 

 

Большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Президент Российской Федерации считается всегда выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в специальном на то уполномочении[8].

Компетенция Президента РФ в области внешней политики закреплена в ст. 86 Конституции РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. под руководством Президента России действует Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации, являющийся координационным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и межведомственную проработку вопросов внешней политики, а также подготовку соответствующих предложений для Президента Российской Федерации. К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка рекомендаций по определению основ внешней политики Российской Федерации и осуществлению руководства ею в соответствии с полномочиями Президента Российской Федерации, а также разработка предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики. Совет информирует Президента о внешнеполитических аспектах деятельности федеральных органов государственной власти, анализирует и прогнозирует международную обстановку и изучает общественное мнение по вопросам внешней политики в России, а также участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам внешней политики Российской Федерации. В состав Совета входят по должности, в частности, руководители Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, помощник Президента Российской Федерации, координирующий вопросы внешнеполитической деятельности.

Согласно п. «а», Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением. Осуществляя внешнеполитический курс, Президент непосредственно инструктирует Министра иностранных дел по принципиальным вопросам, устанавливает прямые контакты с главами других государств, систематически ведет телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т.д.

В соответствии с п. «б» Президент лично ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. По уполномочию Президента дипломатические переговоры могут вести назначенные им лица или делегации. Он лично подписывает важные международные договоры от имени РФ, для этого Президенту не нужно иметь никакого уполномочивающего на то документа. Президент также может уполномочить подписать договор определенное лицо (обычно главу делегации), но данному лицу необходимо иметь соответствующий документ от имени главы государства.

В соответствии с п. «г» Президент принимает верительные и отзывные грамоты (особые документы в форме официальных писем) аккредитуемых (т.е. доверенных) при нем иностранных дипломатических представителей (послов, посланников и др.). Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе (Президенту) России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям надлежит «верить» (отсюда и название «верительная грамота»). При вручении грамот обычно присутствует Министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту России и кратко представляет своих ближайших сотрудников. Нередко для вручения грамот собирается несколько новых послов. После вручения грамот Президент России обычно имеет краткую беседу с новым послом (послами). Отзывные грамоты прекращают выполнение полномочий конкретного дипломатического представителя[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и власти