Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:20, курсовая работа
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы.
Введение 3
1.Понятие референдума 5
2. Конституционно-правовая сущность референдума 8
2.1. Правовая характеристика референдума 8
2.2. Виды референдума 13
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение
1.Понятие референдума
2. Конституционно-правовая сущность референдума 8
2.1. Правовая характеристика
референдума
2.2. Виды референдума
Заключение
Список использованной литературы
Закон реализует право человека и гражданина на участие в управлении делами государства. Данные положения непосредственно вытекают из Конституция Республики Беларусь 1994 г.
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы.
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.
В ряде стран у референдумов богатая история. Принято считать, что первый достоверно известный референдум был проведен в 1449 году в швейцарском кантоне Берн по финансовому положению этой средневековой республики.
После первой мировой войны референдумы закреплялись в конституциях многих европейских государств - Веймарской республики (1919 год), Австрии, Чехословакии и Эстонии (1920 год) и т.д. Но случаи проведения референдумов были единичными.
Всемирное признание институт референдума получил после второй мировой войны. Они стали проводиться по вопросам государственного строя и по другим важным проблемам. В период с 1991 до 1999 года референдумы были проведены в Албании, Белоруссии, Боснии и Герцеговине, Эстонии, Латвии, Литве, Македонии, Молдове, Польше, Российской Федерации, Румынии, Сербии. Словакии, Словении, Венгрии, Украине, Хорватии и Черногории.
В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. Еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран.
Не следует идеализировать референдум как инструмент осуществления власти. В разные времена они использовались не только как непосредственная форма реализации народного суверенитета, но и как средство легитимизации антинародных либо неоднозначных для демократии решений. Например, референдумы 1933- го, 1934-го и 1939 годов в Германии, референдум 1947 года в Испании, референдумы 1978-го, 1980-го и 1998 годов в Чили и т.п. Не всегда референдумы приводили к ожидаемому решению сложных проблем общественной и государственной жизни. Порой их результаты приводили к социальным волнениям либо признавались недействительными, как это было в 1994 году в Албании, а в 1999 году в Молдове.
Несмотря на комплексный
характер конституционного регулирования,
существует ряд проблемных вопросов,
которые нуждаются в законодате
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что референдум - это форма непосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, в том числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона, населенного пункта.
Объектом референдума является определенный вопрос, который выносится на голосование.
Целью данной работы является раскрытие понятия референдума, его видов, социальная функция референдума и конституционно-правовая сущность.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года, в редакции 1996 года, вся власть в республике принадлежит народу, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти. Важнейшей формой осуществления народом государственной власти является референдум.
Рефере́ндум (от лат. referendu
Считается, что он впервые был проведен еще в 1439 г. в Швейцарии в кантоне Берн Разновидность референдума - плебисцит, от лат. "plebs" - "простой народ" и "scitum" - "решение", который обычно проводится для решения территориальных и других наиболее важных вопросов государственной жизни. [1, с.258]
Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Под референдумом обычно понимается принятие того или иного государственного решения, придающего ему окончательный и обязательный характер.
Основное отличие референдума от выборов состоит в том, что объектом волеизъявления граждан при выборах является кандидат на какую-либо избираемую государственную должность, а при проведении референдума волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, по которому так же, как и на выборах, проводится тайное голосование. Кроме того, при проведении референдума не образуются избирательные округа.
Согласно ст.111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Конституция СССР 1936 г. в ст.49 предусматривала референдума по инициативе Президиума Верховного Совета или по требованию одной из союзных республик. Однако референдум рассматривался как "всенародный опрос", а не как "всенародное голосование" с обязательным для всех решением.
В Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. вопросу референдума было посвящено несколько статей, однако отсутствовал закон (механизм) его проведения.
Лишь в 1990 г. был принят Закон СССР о референдуме, а в марте 1991 г. проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР на новых договорных условиях. Более 70% граждан бывших союзных республик высказались за его сохранение. Однако уже в декабре воля народа была нарушена беловежскими соглашениями лидеров России, Украины и Белоруссии о создании СНГ. [1, с.259]
Референдум - достояние всего человечества. Референдум - выражение воли народа, средство привлечения его к управлению делами государства. На референдуме можно принять, изменить, дополнить конституцию, любой другой закон, принять любое решение.
Опыт проведения референдумов свидетельствует, что институт референдума активно используется и реакционными силами, так как общественное мнение неустойчиво, противоречиво, недостаточно компетентно. Общественным мнением легко манипулировать через средства массовой информации. Говорят: "глас народа - глас божий, истина в последней инстанции". Тем не менее, значение референдума не следует преувеличивать.
Референдум эффективен лишь в сочетании с другими формами демократии - представительной и непосредственной, тогда, когда он ставит перед собой гуманную цель. Агитация по референдуму должна проводиться свободно как противниками, так и его сторонниками, на равных условиях. На референдум должны выноситься простые, ясные и доступные для понимания каждого гражданина вопросы. Демократичность или реакционность института референдума зависит во многом от реальных политических условий и обстоятельств, в которых он проводится.
Референдум в любой стране будет политически и идеологически эффективен лишь в том случае, если он по природе своей как важный демократический институт будет правильно принят и поддержан широкими слоями населения, если общественное мнение не будет дезорганизовано ложными социальными ценностями и ему будут созданы все необходимые организационно- технические условия для проведения и подготовки всенародного голосования.
Помимо Избирательного кодекса, регулирующего отношения по поводу подготовки и проведения референдума, в Республике Беларусь действует Закон от 2 февраля 1988 г. "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь". [2, с.70]
Основное различие между референдумом и всенародным обсуждением состоит в том, что при проведении референдума участвует больше населения, - граждане, обладающие избирательным правом, и они могут выразить свое мнение по тому или иному вопросу тайным голосованием "за" или "против" как при обязательном, так и при консультативном референдуме. [2, с.71]
При всенародном обсуждении тех или иных вопросов все исходит несколько иначе. В нем участвует не все население, а только отдельные группы граждан. Проекты законов, другие вопросы, вынесенные на народное обсуждение, могут обсуждаться на сессиях местных Советов депутатов, собраниях трудовых коллективов, собраниях граждан по месту жительства, в печати, по телевидению, на радио и другими способами. [2, с.71]
Граждане могут направлять предложения и замечания по проектам законов, другим вопросам, вынесенным на народное обсуждение, непосредственно в государственные органы, инициировавши их. При обсуждении граждане не участвуют непосредственно в голосовании, они высказывают лишь свои замечания и вносят предложения по проекту закона, иному вопросу, которые рассматриваются и учитываются при доработке проекта соответствующими государственными органами. [2, с.71]
2.1 Правовая характеристика
Для правовой характеристики референдума существенное значение представляет круг вопросов, которые на него выносятся. С формальной точки зрения в связи с тем, что референдум является формой прямой демократии, непосредственным народным волеизъявлением, на него могут выноситься любые важные темы государственной жизни. Однако на практике это не так.
Вопросы, по которым согласно европейским конституциям возможно проведение референдума, могут быть сгруппированы следующим образом.
Первая, наиболее распространенная группа вопросов, касается принятия или полного либо частичного пересмотра конституции и актов парламента. Это:
- принятие нового Основного закона;
- полный или частичный
- принятие законодательного
- изменение либо отмена
Вторая группа вопросов (встречающаяся в конституциях редко) - о доверии органу или должностному лицу. Например, по Конституции Лихтенштейна 1921 г. 1500 граждан с правом голоса или четыре общины могут потребовать проведения референдума по поводу роспуска Ландтага (ст. 48). В Австрии предусматривается отстранение от должности Президента путем народного голосования по требованию Федерального Собрания, основанному на решении Национального Совета. В случае отрицательного голосования Президент считается вновь избранным, а Национальный Совет распускается (ст. 60 п. 6). Подобные вопросы в качестве предмета референдума представляют собой скорее исключение, чем правило.
Третья разновидность вопросов,
выносимых на референдум, связана
с разрешением разногласий
Чаще, однако, конфликты возникают
между парламентом и
Наконец, четвертая группа - это
важные международно-правовые вопросы,
в частности: утверждение международно-
Как видно из сказанного, в предмет
референдума включаются главным
образом вопросы
Большинство конституций содержат перечни вопросов, по которым референдум проводиться не должен, то есть устанавливают изъятия из того множества тем, которые, с теоретической точки зрения, могут возникать в процессе реализации народного суверенитета. Таким образом, устанавливаются пределы применения этого института непосредственной демократии. Наиболее часто среди таких вопросов упоминаются: территориальная целостность и изменение государственных границ; объявление войны и мира; применение вооруженных сил; основные права и свободы граждан; принятие, изменение и отмена определенных международно-правовых обязательств; бюджет и его исполнение; налоги и сборы; дополнительные ассигнования; финансовые обязательства; введение и отмена чрезвычайного положения; амнистия, государственная служба. [3, с.123-124]
Информация о работе Конституционно-правовая сущность референдума